Расчет от 31.12.2010
Автор: Шкирман С.

Особенности распределения транспортных расходов при формировании отпускной цены


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОТПУСКНОЙ ЦЕНЫ

Чем регулируется порядок включения в цену транспортных расходов?

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок включения в цену товара расходов по его транспортировке, является Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция № 183).

Подпунктом 47.1 п.47 Инструкции № 183 установлено, что порядок определения и распределения транспортных расходов применяется в соответствии с утвержденной субъектом предпринимательской деятельности учетной политикой и отраслевыми рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

При формировании цен (тарифов) сумма транспортных расходов может определяться:

- отдельно по каждой доставке (до пункта назначения);

- путем использования среднесложившихся сумм (при однотипных перевозках);

- при помощи иных методов.

Распределение транспортных расходов может осуществляться пропорционально полученной выручке, расходам на оплату труда производственных рабочих, объему производства однородной продукции, стоимости сырья и т.д. Инструкцией № 183 также предусмотрено использование метода маржинального дохода и др.

Варианты распределения транспортных расходов

На практике одной транспортной единицей покупателю могут доставляться различные виды товаров. Каким образом в таких случаях следует выполнять распределение транспортных расходов между различными видами перевозимых товаров?

Есть несколько вариантов такого распределения. За основу можно взять стоимость перевозимых товаров (этот способ, как правило, используется в случаях, когда разница в ценах на различные виды перевозимых вместе товаров значительна), их вес или занимаемый объем (применяется, если цены на различные виды товаров, перевозимых одной транспортной единицей, отличаются незначительно) и т.д.

Стоит отметить, что для определенных категорий товаров более приемлем тот или иной критерий распределения. Например, для сыпучих и наливных грузов удобнее пользоваться весовыми или объемными показателями. В этом случае при формировании отпускных цен на условиях франко-назначения транспортные расходы распределяются пропорционально тоннажу или кубометрам (литрам) каждого вида перевозимого груза. Для мебели, сложной бытовой и организационной техники, иных штучных товаров более адекватное распределение расходов по доставке достигается при использовании в качестве критерия распределения стоимости перевозимых товаров.

Субъект хозяйствования самостоятельно определяет, относительно какого показателя в том или ином случае производить распределение транспортных расходов при их включении в стоимость перевозимого товара. Используемый способ следует закрепить в учетной политике организации.

Покажем порядок распределения транспортных расходов для ситуаций, когда в качестве критерия распределения выбран:

1) вес перевозимого товара;

2) стоимость отгружаемых товаров.

Распределение транспортных расходов пропорционально весу перевозимого товара

Рассмотрим этот вариант распределения расходов по доставке на следующем условном примере.

Пример 1

Сельскохозяйственная организация реализует перерабатывающему заводу выращенную сельхозпродукцию. Ассортимент сельхозпродукции и ее количество в отгружаемой партии товара следующие (цифры условные):

 

Наименование сельско-хозяйственной продукции
Еди-ница изме-рения
Вес одной единицы изме-рения, кг
Отпускная цена на условиях франко-отправления за единицу измерения, руб. (примечание)
Коли-чество в еди-ницах изме-рения

Общий вес, кг

(гр.3 х

х гр.5)

Стоимость, руб.

(гр.4 х гр.5)

1
2
3
4
5
6
7
Кукуруза
мешок
50
30 000
4
200
120 000
Овес
-»-
40
15 200
20
800
304 000
Пшеница
-»-
50
21 600
30
1 500
648 000
ВСЕГО:        
2 500
1 072 000

 

Сельскохозяйственная организация доставляет реализуемую продукцию на перерабатывающий завод на своем автотранспорте. Стоимость доставки определена в размере 80 000 руб.

По данной сделке при формировании отпускных цен на условиях франко-назначения критерием распределения транспортных расходов выбран вес перевозимого товара. При таких условиях расходы по перевозке распределятся следующим образом:

на 4 мешка кукурузы - 6 400 руб. (80 000 х (200 / 2 500));

на 1 мешок кукурузы - 1 600 руб. (6 400 / 4);

на 20 мешков овса - 25 600 руб. (80 000 х (800 / 2 500));

на 1 мешок овса - 1 280 руб. (25 600 / 20);

на 30 мешков пшеницы - 48 000 руб. (80 000 х (1 500 / 2 500));

на 1 мешок пшеницы - 1 600 руб. (48 000 / 30).

С учетом выполненного распределения отпускные цены с расходами по доставке товара для рассматриваемой сделки составят за 1 мешок:

кукурузы весом 50 кг - 31 600 руб. (30 000 + 1 600);

овса весом 40 кг - 16 480 руб. (15 200 + 1 280);

пшеницы весом 50 кг - 23 200 руб. (21 600 + 1 600).

Распределение транспортных расходов пропорционально стоимости отгружаемых товаров

Данный вариант распределения расходов по доставке продукции также рассмотрим на условном примере.

Пример 2

Ткацкая фабрика отгружает швейному предприятию ткани собственного производства в ассортименте и количестве согласно приведенной ниже таблице (цифры условные).

 

Наименование ткани
Еди-ница изме-рения
Отпускная цена на условиях франко-отправления за единицу измерения, руб.
Коли-чество в еди-ницах изме-рения
Общий вес, кг

Стоимость, руб.

(гр.4 х гр.5)

1
2
4
5
6
7
Полиэфирная
пог.м
15 000
800
180
12 000 000
Хлопчатобумажная
-»-
30 000
2 000
520
60 000 000
Шелк
-»-
50 000
1 000
500
50 000 000
ВСЕГО:      
1 200
122 000 000

 

Доставка тканей производится собственным автомобильным транспортом. Расходы фабрики по данной статье составили 244 000 руб.

В учетной политике ткацкой фабрики закреплен порядок распределения транспортных расходов по доставке продукции покупателям пропорционально стоимости отдельных видов тканей.

При таких условиях для рассматриваемой отгрузки транспортные расходы распределяются между видами продукции следующим образом:

на полиэфирную ткань - 24 000 руб. (244 000 х (12 / 122)), в т.ч. на 1 пог.м - 30 руб. (24 000 / 800);

на хлопчатобумажную ткань - 120 000 руб. (244 000 х (60 / 122)), в т.ч. на 1 пог.м - 60 руб. (120 000 / 2 000);

на шелк - 100 000 руб. (244 000 х (50 / 122)), в т.ч. на 1 пог.м - 100 руб. (100 000 / 1 000).

С учетом произведенного распределения для рассматриваемой сделки отпускные цены с расходами по доставке тканей составят:

за 1 пог.м полиэфирной ткани - 15 030 руб. (15 000 + 30);

за 1 пог.м хлопчатобумажной ткани - 30 060 руб. (30 000 + 60);

за 1 пог.м шелка - 50 100 руб. (50 000 + 100).

 

Примечание. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию урожая 2010 г., реализуемую для государственных нужд, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 20.07.2010 № 1082.

 

31.12.2010 г.

 

Сергей Шкирман, экономист

 

От редакции: С 14 апреля 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратило силу.