


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Государственные служащие - особая категория работников
Среди работающих граждан значительное количество составляют работники государственных органов - государственные служащие.
Государственные служащие являются особой категорией работников. Их особенность определяется спецификой деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Государственные служащие выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. Это влечет предъявление к государственным служащим повышенных требований и установление определенных ограничений, а также предоставление льгот и гарантий в качестве компенсации за особые требования и ограничения.
Государственные служащие как особая категория работников имеют специфические права и обязанности, на них распространяется особый порядок назначения на должность и освобождения от должности, также для них предусмотрены дополнительные материальные и социальные гарантии.
Правовое положение государственных служащих определяется Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о государственной службе). Закон о государственной службе устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих, порядок прохождения государственной службы. Приняты и действуют также другие нормативные правовые акты, которые регулируют отношения на государственной службе, например, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1271 (далее - Положение № 1271), и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. Закон о государственной службе утратил силу Законом от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе». Закон № 175-З вступает в силу в порядке, установленном ст.79 данного Закона. |
Перечисленные выше нормативные правовые акты - это специальные акты регулирования отношений государственной службы. Но государственные служащие, поступая на работу, становятся работниками (служащими), на которых распространяется в т.ч. и трудовое законодательство.
![]() |
Справочно На отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные Законом о государственной службе и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства (п.2 ст.1 Закона о государственной службе). В свою очередь Трудовой кодекс РБ (далее - ТК) применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус (ст.5 ТК). |
На государственных служащих распространяется основная часть норм трудового законодательства: многие нормы о заключении, изменении и прекращении трудового договора, нормы о гарантиях и компенсациях, рабочем времени и времени отдыха, трудовой дисциплине, заключении коллективных договоров и соглашений, разрешении трудовых споров, материальной ответственности работников и нанимателей, об охране труда и др.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственного органа (ст.2 Закона о государственной службе).
Таким образом, государственная служба - это вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе трудового договора (контракта), где работником является государственный служащий, а нанимателем - государственный орган.
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования (ст.5 Закона о государственной службе).
К государственным служащим относятся лица, которые занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания РБ и их секретариатах; в Совете Министров РБ и его Аппарате; в Конституционном Суде РБ и его Секретариате, в Верховном Суде РБ и его аппарате, в общих судах и их аппаратах; Администрации Президента РБ, Государственном секретариате Совета Безопасности РБ, Управлении делами Президента РБ, Службе безопасности Президента РБ, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента РБ; в органах Комитета государственного контроля РБ, органах Прокуратуры РБ, Национальном банке РБ, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате; в министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их аппаратах и территориальных подразделениях; дипломатических представительствах и консульских учреждениях и миссиях РБ; местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах; таможенных органах; иных государственных органах.
![]() |
Обратите внимание! С 1 января 2014 г. нотариусы утратили статус государственных служащих (часть вторая п.3 Указа Президента РБ от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников»). Также с этой даты объединены Верховный Суд РБ и Высший Хозяйственный Суд РБ (п.1 Декрета Президента РБ от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь»). |
В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут быть внесены должности, не относящиеся к государственным должностям государственной службы. Перечень должностей (профессий) работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 22.04.2013 № 307.
Отношения между государственными служащими и государственным органом являются трудовыми отношениями. Государственные служащие входят в штат государственного органа, выполняют трудовую функцию по одной или нескольким определенным должностям, профессиям, специальностям соответствующей квалификации, подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, существующим в государственном органе. Назначение на должность оформляется приказом (распоряжением) соответствующего должностного лица государственного органа и является оформлением поступления на государственную службу в соответствии с заключенным контрактом - видом трудового договора.
Особенности трудовых отношений государственных служащих проявляются в следующих аспектах:
• порядке поступления на государственную службу;
• требованиях к кандидатам на должность государственного служащего;
• правах, обязанностях и ограничениях государственного служащего;
• гарантиях для государственных служащих;
• порядке и условиях проведения аттестации;
• основаниях увольнения (помимо общих оснований) и др.
Поступление на государственную службу
Закон о государственной службе содержит определенные требования к кандидатам на должности государственных служащих.
Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом о государственной службе, иными законодательными актами о государственной службе (п.1 ст.24 Закона о государственной службе).
Кроме общих требований, которые предъявляются ко всем государственным служащим, конкретный государственный служащий должен соответствовать требованиям, предъявляемым соответствующей должностью и специальностью. Эти требования содержатся в Квалификационном справочнике «Государственные должности государственных служащих», утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.10.2003 № 135.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует выпуск 34 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Государственные гражданские должности», утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 31.10.2022 № 64. |
В п.1 ст.33 Закона о государственной службе установлены случаи, при которых гражданин не может быть принят на государственную службу.
При поступлении на государственную службу гражданин представляет документы, перечисленные в п.1 ст.25 Закона о государственной службе.
Гражданин при поступлении на государственную службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственные секреты, проходит в установленном порядке процедуру оформления допуска к этим сведениям.
Гражданин, претендующий на занятие должности, которая относится к должности государственного должностного лица, подписывает обязательство, предусмотренное ст.16 Закона РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон РБ от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией». |
![]() |
Справочно Определения терминов «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к государственным должностным лицам» приведены в ст.1 названного выше закона. |
При необходимости государственный орган вправе запросить с места предыдущей работы информацию, характеризующую гражданина, претендующего на занятие государственной должности в этом органе.
Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения либо избрания.
Путем избрания занимаются выборные должности в органах государственной власти - депутаты, председатели местных Советов депутатов. Утверждение на должности государственных служащих происходит после назначения их на соответствующие должности. Так, председатели областного, Минского городского исполнительных комитетов назначаются на должность Президентом РБ; председатели районных, городских исполнительных комитетов - председателями вышестоящих исполнительных комитетов. После этого названные должностные лица утверждаются соответствующим Советом депутатов.
Наиболее часто применяется прием на работу на государственную службу путем назначения на должность. Назначение происходит через издание государственным органом или его должностным лицом либо вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом юридического акта, являющегося основанием для вступления гражданина в должность (указ, приказ, распоряжение и т.п.).
Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.
Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также предварительное испытание. Конкурс - это особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением государственной конкурсной комиссии. Порядок и условия проведения конкурса установлены Положением о проведении конкурса на занятие государственной должности, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 26.09.2003 № 1221.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о проведении конкурса на занятие государственной гражданской должности, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 571. |
Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен в порядке, установленном Президентом РБ. Положение о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу, утверждено Указом Президента РБ от 17.03.2005 № 139.
Пунктом 2 ст.30 Закона о государственной службе предусмотрено, что с гражданами, поступающими на государственную службу, руководителем соответствующего государственного органа заключается контракт на срок не менее 1 года. Пункт 1 ст.30 Закона о государственной службе определяет контракт как трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.
Порядок и условия заключения контрактов с государственными служащими установлены Положением № 1271.
Сторонами контракта являются государственный служащий и государственный орган, от имени которого выступает его руководитель.
![]() |
Обратите внимание! С лицами, назначаемыми на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания РБ, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, а также судьями контракт не заключается. С гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде (пп.5 и 6 ст.30 Закона о государственной службе). |
Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр передается государственному служащему, другой - хранится в государственном органе. Примерная форма контракта с государственными служащими утверждена Положением № 1271.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. установлена типовая форма контракта с государственным гражданским служащим согласно приложению 1 к постановлению Совмина от 19.12.2022 № 888. |
В контракте должны быть указаны в качестве обязательных следующие сведения и условия:
• дата подписания;
• данные о государственном служащем и нанимателе;
• место работы, должность государственного служащего;
• срок действия;
• права сторон;
• обязанности и ответственность сторон;
• условия организации и оплаты труда государственного служащего;
• дополнительные меры стимулирования труда в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного органа;
• размеры минимальных компенсаций за ухудшение правового положения государственного служащего, установленные законодательством.
В контракте могут быть также предусмотрены и дополнительные условия:
• об испытательном сроке;
• о неразглашении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;
• иные условия.
Предварительное испытание устанавливается при заключении контракта с государственным служащим, а условие о нем включается в контракт. В дальнейшем в процессе работы установление испытания недопустимо. Предварительное испытание при поступлении на государственную службу может устанавливаться на срок от 3 до 6 месяцев.
Обсуждение содержания контракта государственного служащего - члена профсоюза производится с участием представителя соответствующего профсоюза (п.61 Положения № 1271).
Изменение условий, продление или перезаключение контракта на новый срок производятся по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством о труде, о государственной службе и специальными законодательными актами.
Вопросы, не предусмотренные контрактом, регулируются законодательством о труде.
Контракт может быть изменен только с согласия сторон. По истечении срока по соглашению сторон контракт может быть продлен или перезаключен.
Контракт заключается на срок не менее 1 года. Конкретный срок контракта определяется по соглашению сторон (п.6 Положения № 1271).
Максимальный срок контракта - 5 лет.
Особый порядок приема на работу предусмотрен на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь. Этот порядок регулируется Положением о порядке формирования и проверки данных о кандидатах на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 02.11.2000 № 577.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке формирования и проверки сведений о кандидатах на должности, включенные в кадровые реестры, и на государственные должности, утв. Указом от 23.02.2022 № 66. |
Права, обязанности и ограничения государственных служащих
Государственные служащие имеют специфические права и обязанности. Государственные служащие имеют общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от занимаемых ими государственных должностей, а также должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности. Наряду с требованиями о выполнении непосредственных обязанностей по своей профессии, должности, специальности, квалификации к служащему государственного аппарата предъявляются специальные требования. Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности. Общие права и обязанности государственных служащих установлены Законом о государственной службе. Характерной их особенностью является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий государственных служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.
Государственные служащие независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности имеют права, предусмотренные п.1 ст.20 Закона о государственной службе.
Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством РБ.
Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в т.ч. по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Права государственного служащего связаны с выполнением им служебных обязанностей и реализуются с целью выполнения установленных должностных обязанностей.
Основные обязанности государственного служащего изложены в п.1 ст.21 Закона о государственной службе.
Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего.
![]() |
Обратите внимание! Помимо перечисленных общих обязанностей на каждого государственного служащего возлагаются обязанности по занимаемой должности. Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами. |
Именно специфические обязанности составляют сущность профессиональной деятельности государственного служащего по реализации полномочий какого-либо государственного органа.
Кроме основных прав и обязанностей для государственных служащих законодательством установлен ряд ограничений и запретов, которые обусловлены спецификой выполняемых ими государственных функций и служебных полномочий. Цель этих ограничений - обеспечение эффективного функционирования государственной службы, создание условий для независимости осуществления должностных полномочий и реализации установленных Конституцией Республики Беларусь прав и свобод.
Ограничения, связанные с государственной службой, изложены в п.1 ст.22 Закона о государственной службе.
Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.
Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.3 ст.22 Закона о государственной службе).
Основные гарантии для государственных служащих
При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится под защитой государства. Для обеспечения качественного исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, реализации предоставленных им законом прав устанавливаются гарантии для государственного служащего. К гарантиям относятся меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего.
Государственный служащий имеет право на создание условий труда, обеспечивающих надлежащее исполнение служебных обязанностей. Обязанность государственного органа как нанимателя по обеспечению условий труда установлена трудовым законодательством.
Государственному служащему устанавливается заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных Законом о государственной службе и принятых в соответствии с ним иными актами законодательства.
Заработная плата государственных служащих состоит из должностного оклада, надбавок за класс государственного служащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством (п.1 ст.48 Закона о государственной службе). Государственным служащим устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет при наличии стажа государственной службы в соответствии с п.15 ст.48 Закона о государственной службе. В соответствии с п.16 ст.48 Закона о государственной службе государственным служащим, имеющим ученую степень, устанавливается ежемесячная доплата.
Государственным служащим выплачивается также материальная помощь.
Государственный служащий, как и другие работники, имеет право на отпуск. Государственному служащему ежегодно предоставляется трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с единовременной выплатой пособия на оздоровление в соответствии с законодательством. После 5 лет стажа государственной службы ему предоставляется дополнительный трудовой отпуск продолжительностью 2 календарных дня, после 10 лет - 4 календарных дня (пп.1 и 2 ст.50 Закона о государственной службе).
Государственному служащему предоставляется социальный отпуск в соответствии с законодательством о труде.
Также данная категория служащих имеет право на выплату выходного и иных единовременных пособий в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом о государственной службе и законодательством о труде.
Статьей 47 Закона о государственной службе государственному служащему установлены гарантии при ликвидации государственного органа, сокращении численности или штата работников.
Аттестация государственных служащих
Статья 36 Закона о государственной службе предусматривает проведение обязательной аттестации государственных служащих. Такая аттестация проводится в целях объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры, умения работать с людьми, установления соответствия предъявляемым требованиям к службе, занимаемой должности государственного служащего. Порядок проведения аттестации установлен Положением о проведении аттестации государственных служащих, утвержденным Указом Президента РБ от 06.11.2003 № 489 (далее - Положение об аттестации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих, утв. постановлением Совмина от 30.08.2022 № 563. |
Аттестации подлежат все государственные служащие, занимающие соответствующие должности в государственных органах, за исключением пребывающих в данной должности менее 1 года и беременных женщин.
Государственные служащие, впервые поступившие на государственную службу или с перерывом стажа этой службы не менее 1 года, проходят аттестацию по истечении 3 лет непрерывного пребывания на государственной службе. Женщины, находившиеся в отпуске в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода на работу.
Аттестации не подлежат государственные служащие, имеющие высший класс государственного служащего, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также государственные служащие, занимающие должности путем избрания. Аттестация проводится периодически каждые 3 года.
Приказ (распоряжение) об аттестации государственных служащих доводится до сведения аттестуемых не менее чем за месяц до начала аттестации (п.7 Положения об аттестации).
Аттестационная комиссия создается соответствующим государственным органом (организацией), в котором государственные служащие состоят на службе.
Данная комиссия по результатам аттестации тайным голосованием принимает решение о:
• соответствии занимаемой должности;
• неполном соответствии занимаемой должности с отсрочкой аттестации на 1 год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
• несоответствии занимаемой должности.
![]() |
Обратите внимание! Решение аттестационной комиссии является рекомендательным. |
Руководитель государственного органа с учетом оценки и рекомендаций комиссии может принять в установленном порядке решение о (об):
• повышении в должности;
• направлении на повышение квалификации или переподготовку;
• переводе государственного служащего (с его согласия) на другую работу;
• увольнении государственного служащего.
В случае признания государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть переведен (с его согласия) на другую должность, соответствующую его квалификации. При отказе от перевода на другую государственную должность руководитель государственного органа вправе принять решение об увольнении государственного служащего в соответствии с трудовым законодательством.
Присвоение классов государственным служащим
Государственным служащим, занимающим соответствующие государственные должности, в процессе прохождения государственной службы присваиваются классы.
Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим (п.2 ст.11 Закона о государственной службе).
Каждой должности государственного служащего соответствуют определенные классы. Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей устанавливается Президентом РБ или уполномоченным им органом.
Присвоение классов государственных служащих производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса (часть первая п.1 ст.13 Закона о государственной службе).
Лицам, поступающим на государственную службу впервые, а также лицам, имеющим стаж государственной службы, соответствующий класс государственного служащего присваивается не позднее 1 месяца со дня назначения на государственную должность (часть первая п.2 ст.13 Закона о государственной службе).
![]() |
Обратите внимание! Государственным служащим, которым присвоено звание «Герой Беларуси», награжденным орденами и медалями Республики Беларусь и СССР (за исключением юбилейных медалей), и государственным служащим, которым присвоены почетные звания Республики Беларусь и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих. |
Присвоение государственным служащим классов производится комиссиями по присвоению классов.
Пунктом 4 ст.13 Закона о государственной службе предусматривается возможность понижения в классе государственного служащего в случае ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики. Указанное понижение может быть не более чем на один класс. Понижение либо восстановление в классе государственного служащего осуществляется в порядке, установленном для присвоения классов.
Государственные служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, не представляются к присвоению очередного класса до снятия этих взысканий в соответствии с законодательством.
При переходе государственного служащего по собственному желанию на низшую должность, возвращении на государственную службу, с которой он ранее уволился, за ним сохраняется присвоенный класс государственного служащего. Класс государственного служащего сохраняется и при прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию или в отставку.
За класс государственного служащего устанавливается надбавка к должностному окладу. Должностной оклад и надбавка за класс государственного служащего образуют новый должностной оклад. Надбавка за класс устанавливается одновременно с присвоением класса.
Отдельным категориям государственных служащих присваиваются квалификационные классы (судьям), классные чины (прокурорским работникам), персональные звания (работникам таможенных органов), дипломатические ранги (дипломатическим работникам) в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
Дисциплинарная и материальная ответственность государственных служащих
Государственные служащие, как и другие работники, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей они несут установленную ответственность.
Статья 56 Закона о государственной службе основаниями для привлечения к ответственности государственных служащих называет:
• неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей;
• превышение должностных полномочий;
• нарушение трудовой и исполнительской дисциплины;
• несоблюдение установленных законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой.
При наличии указанных оснований государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством.
Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является наличие дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по своей вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Государственные служащие несут специальную дисциплинарную ответственность.
К государственным служащим за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:
• замечание;
• выговор;
• предупреждение о неполном служебном соответствии;
• понижение в классе государственного служащего на срок до 6 месяцев;
• увольнение с занимаемой должности в соответствии с законом о государственной службе, законодательством о труде и иными законодательными актами (п.1 ст.57 Закона о государственной службе).
Также могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.
![]() |
Обратите внимание! Особый порядок привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности Законом о государственной службе не установлен. |
Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства (часть четвертая ст.57 Закона о государственной службе). Поэтому на государственных служащих распространяется общий порядок наложения, снятия и обжалования дисциплинарных взысканий, установленный трудовым законодательством.
Материальная ответственность выражается в возмещении виновным государственным служащим причиненного им вреда. Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб государству, государственному органу и выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не относится к дисциплинарным взысканиям и может применяться наряду с ними.
Материальная ответственность государственного служащего наступает при тех же условиях, что и ответственность обычного работника.
Закон о государственной службе не регулирует вопросы материальной ответственности государственных служащих, поэтому на этих служащих распространяются нормы ТК о материальной ответственности.
Прекращение государственной службы
Основания для прекращения государственной службы перечислены в п.1 ст.40 Закона о государственной службе.
Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.
Особенности прекращения государственной службы отдельными государственными служащими могут устанавливаться другими законодательными актами.
Одним из оснований прекращения государственной службы является достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на ней (65 лет). Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста.
Исключение из этого правила - государственные служащие, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, которые с их согласия могут быть оставлены на государственной службе (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 367 «О некоторых вопросах прохождения государственной службы»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 сентября 2022 г. действует Указ от 06.09.2022 № 310 «Об оставлении на государственной гражданской службе». |
Одно из оснований прекращения государственной службы - отставка.
![]() |
Справочно Отставкой является прекращение государственной службы по предусмотренным основаниям по инициативе государственного служащего (п.1 ст.42 Закона о государственной службе). |
Основаниями для отставки государственного служащего являются наличие трудового стажа: для мужчин - не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в т.ч. стажа государственной службы не менее 20 лет; а также состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения). Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены Правительства РБ, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители, председатели областных, Минского городского Советов депутатов имеют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.
Порядок прекращения государственной службы в связи с отставкой государственного служащего изложен в Положении об отставке государственного служащего, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1270.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке прекращения государственной гражданской службы в связи с отставкой государственного гражданского служащего, утв. постановлением № 571. |
При прекращении государственной службы в связи с отставкой государственный служащий предупреждает об этом государственный орган или должностное лицо, назначившее его на должность, письменным заявлением за 1 месяц до названного события.
По истечении срока предупреждения государственный служащий вправе прекратить государственную службу, а государственный орган (должностное лицо) обязан выдать ему трудовую книжку с записью о прекращении государственной службы в связи с отставкой и произвести расчет.
По соглашению сторон прекращение государственной службы возможно до истечения срока предупреждения.
Государственный служащий вправе до истечения срока предупреждения отозвать свое заявление, кроме тех случаев, когда на его место приглашен другой гражданин, которому в соответствии с законодательством Республики Беларусь не может быть отказано в занятии должности.
Государственный служащий вправе прекратить государственную службу в связи с отставкой независимо от срока действия контракта (срочного трудового договора), а также от возможности прекращения государственной службы по иным основаниям.
При выходе в отставку государственному служащему выплачивается выходное пособие в размере трех среднемесячных заработных плат по оставляемой должности.
В случае поступления служащего, находящегося в отставке или на пенсии, вновь на службу в государственный аппарат его увольнение в последующем производится по другим, не связанным с выходом в отставку, основаниям, предусмотренным законодательством о труде.
При прекращении государственной службы в связи с отставкой из заработной платы служащего не допускается удержание за неотработанную часть предоставленного авансом трудового отпуска.
Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами.
![]() |
Обратите внимание! С 25 июля 2014 г. для работников, являющихся государственными должностными лицами, вводится дополнительное основание для увольнения: неподписание либо нарушение письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (п.7 ст.47 ТК). |
При увольнении государственного служащего должен быть соблюден порядок увольнения, установленный в ТК. Освобождение его от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку. Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировками ТК или Закона о государственной службе.
В отношении государственных служащих, как и других работников, действуют правила о порядке оформления увольнения, выдачи трудовой книжки и расчета. При увольнении трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы). Все выплаты, причитающиеся работнику от нанимателя, также производятся в день увольнения. За задержку выдачи трудовой книжки и задержку расчета при увольнении работнику выплачивается средний заработок за каждый день просрочки.
Пенсионное обеспечение государственных служащих
Пенсионное обеспечение государственных служащих осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом о государственной службе (ст.31 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2021 г. пенсионное обеспечение государственных служащих осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» и другими законодательными актами (часть первая ст.31 Закона № 1596-XII в редакции Закона РБ от 10.12.2020 № 68-З). |
В свою очередь согласно ст.53 Закона о государственной службе пенсионное обеспечение государственных служащих, в т.ч. за особые заслуги перед Республикой Беларусь, осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством с учетом особенностей, установленных Законом о государственной службе.
В соответствии со ст.54 Закона о государственной службе государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет.
Основным юридическим фактом, с которым связано возникновение права на пенсию за выслугу лет, является специальный трудовой стаж установленной законом продолжительности.
Государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при достижении мужчинами возраста 55 лет, женщинами - 50 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет. Назначение данной пенсии государственному служащему производится независимо от того, уволен он с работы или нет ко дню обращения за пенсией, а также от причины увольнения.
Пенсия за выслугу лет по достижении возраста государственными служащими мужчинами 55 лет, женщинами - 50 лет и до достижения ими соответственно возраста 60 и 55 лет выплачивается в размере 50 % полного размера пенсии, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. Данное ограничение не распространяется на государственных служащих, которым установлена I или II группа инвалидности (п.5 ст.54 Закона о государственной службе).
Право на пенсию за выслугу лет и выплату ее в полном размере возникает при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее 2 лет после 1 марта 1994 г.) (п.1 ст.54 Закона о государственной службе).
![]() |
Обратите внимание! В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается. |
Пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере, определенном согласно правилам пп.2-4 ст.54 Закона о государственной службе.
Для отдельных категорий государственных служащих установлены особенности в пенсионном обеспечении.
Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены Правительства РБ, председатели областных и Минского городского исполнительных комитетов, Чрезвычайные и Полномочные Послы РБ, постоянные представители Республики Беларусь при международных организациях, Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов имеют право на ежемесячное денежное содержание при достижении возраста мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 5 лет на указанных государственных должностях (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 30.11.2006 № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих» (далее - Указ № 705)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 ноября 2020 г. следует руководствоваться Указом № 705 с изменениями, внесенными Указом от 16.11.2020 № 414. |
Ежемесячное денежное содержание назначается также лицам, осуществлявшим на профессиональной основе в течение не менее одного созыва полномочия депутата Палаты представителей или члена Совета Республики Национального собрания РБ, при переходе на профессиональную работу в Национальное собрание РБ не позднее 3 месяцев со дня первого заседания вновь избранной соответствующей палаты Национального собрания РБ; лицам, осуществлявшим на профессиональной основе полномочия депутата Палаты представителей или члена Совета Республики Национального собрания РБ в разных созывах в течение не менее 5 лет (подп.1.2 п.1 Указа № 705).
Вышеуказанным государственным служащим, освобожденным от должности в связи с грубым нарушением должностных обязанностей, совершением проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе, либо за несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, ежемесячное денежное содержание не устанавливается (п.2 Указа № 705).
Исчисление стажа государственной службы
В стаж государственной службы включается время работы государственного служащего на государственных должностях в:
• Палате представителей и Совете Республики Национального собрания РБ и их секретариатах;
• Правительстве РБ и его Аппарате;
• Конституционном Суде РБ и его Секретариате, Верховном Суде РБ, Высшем Хозяйственном Суде РБ, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;
• Администрации Президента РБ, Государственном секретариате Совета Безопасности РБ, Управлении делами Президента РБ, Службе безопасности Президента РБ, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента РБ;
• органах Комитета государственного контроля РБ, органах прокуратуры РБ, Национальном банке РБ, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;
• министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;
• дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях РБ;
• местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;
• государственных нотариальных конторах;
• таможенных органах;
• Секретариате Верховного Совета РБ;
• иных государственных органах (п.1 ст.43 Закона о государственной службе).
Иные виды деятельности включаются в стаж государственной службы в случаях, установленных Правительством РБ по согласованию с Президентом РБ.
В определенных случаях в стаж государственной службы засчитываются и другие периоды деятельности (ст.44 Закона о государственной службе).
![]() |
Справочно Положение о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы утверждено постановлением Совета Министров РБ от 13.05.1997 № 471.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. Положение № 471 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 30.12.2022 № 984. |
25.03.2014
Ксения Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь