


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА 2016 ГОД В ЦЕЛЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Ведение бухгалтерского учета в бюджетной организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной главным бухгалтером организации в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением (приказом, распоряжением, другим локальным документом) руководителя.
Учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абзац 22 ст.1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон № 57-З).
Основными нормативными правовыми актами при формировании учетной политики на 2016 год в целях бухгалтерского учета являются:
• Закон № 57-З;
• План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2010 № 50 (далее - План счетов, постановление № 50);
• Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и центральными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 (далее - Инструкция № 15);
• другие нормативные документы.
Учетная политика бюджетной организации должна включать (п.4 ст.9 Закона № 57-З):
• применяемые организацией виды учетной оценки;
• план счетов бухгалтерского учета бюджетной организации;
• разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
• применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
При разработке учетной политики на очередной год важно учесть все изменения законодательства, влияющие на порядок ведения бухгалтерского учета в 2016 году.
Примерное содержание Положения по учетной политике бюджетной организации на 2016 год в целях бухгалтерского учета | ||||
№ п/п |
Раздел учетной политики | Основные возможные аспекты учетной политики | Обоснование | Примечание |
1 |
Общие положения | 1. Основы формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета, которая представляет собой совокупность методологических принципов и правил, определяющиеся организацией. 2. Цели инструкции по учетной политике бюджетной организации на 2016 год. 3. Период действия способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией при формировании учетной политики. 4. Руководство действующим законодательством Республики Беларусь в отношении однозначно определенных нормативными правовыми актами способов ведения бухгалтерского учета и отчетности. 5. Случаи изменения методики ведения бухгалтерского учета, отчетности |
||
2 |
Организация учетной работы | |||
2.1 |
Раскрытие учетной политики | Бюджетная организация раскрывает только избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. При этом существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации | ||
2.1.1 |
Положение о бухгалтерии | Приложение 1 к учетной политике | ||
2.1.2 |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета | На основе Плана счетов организацией разрабатывается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, с учетом особенностей деятельности бюджетной организации. Главному бухгалтеру организации предоставляется право вводить, уточнять субсчета второго, третьего порядка в целях обеспечения раздельного учета бюджетных, внебюджетных средств и других источников поступлений |
Постановление № 50 | Приложение 2 к учетной политике |
2.2 |
Форма ведения бухгалтерского учета | Указывается вид валюты, используемой бюджетной организацией в бухгалтерском учете имущества, обязательств и хозяйственных операций. Операции в иностранной валюте отражаются в бухгалтерском учете в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на дату совершения хозяйственной операции. Учет хозяйственных операций ведется с использованием регистров, отражающих отраслевую специфику бюджетной организации, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности в разрезе статей бюджетной классификации в целях контроля исполнения сметы расходов; соблюдения казначейской системы исполнения бюджетов; выделения в учете кассовых и фактических расходов |
Статья 12 Закона № 57-З; постановление № 208 (примечание 1) | |
2.2.1 |
Перечень мемориальных ордеров (журналов-ордеров) | Отражается форма ведения бухгалтерского учета, применяемая в организации: - мемориально-ордерная; - журнально-ордерная; - автоматизированная форма ведения учета на базе программного продукта с использованием типовых бухгалтерских записей, предусмотренных в нем; - комбинированная. Поступившие в бухгалтерию документы после их проверки (по форме и содержанию) и систематизации по датам регистрируются (накапливаются) в накопительных ведомостях, мемориальных ордерах (журналах-ордерах) в течение месяца. В конце месяца в ордерах подсчитываются итоги, которые служат основанием для их записи в книгу «Журнал-главная» и книги аналитического учета |
Пункт 5 Инструкции № 15 | Приложение 3 к учетной политике |
2.3 |
Документирование хозяйственных операций и технология их обработки | Факт совершения хозяйственных операций подтверждается оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, имеющими юридическую силу, действующими на протяжении финансового года. Первичные учетные документы допустимо создавать на машинных носителях информации. При этом должны соблюдаться указания о придании юридической силы электронным документам и документам на бумажном носителе, создаваемым средствами вычислительной техники |
Инструкция № 15; пп.1 и 7 ст.10 Закона № 57-З; ст.22 Закона № 113-З (примечание 2) | |
2.3.1 |
Образцы подписей должностных лиц, имеющих право подписи платежных документов и оттиски печатей | Право подписи на финансовых документах имеют должностные лица, образцы подписей которых находятся в обслуживающем организацию банке и в органах государственного казначейства. Оттиск печати является дополнительным свидетельством подлинности документа, его принадлежности указанной на оттиске организации. Оттиск необходимо ставить на документах, содержащих информацию о фактах, имеющих особое юридическое значение для организаций, рабочих, служащих, других граждан. В обязательном порядке подпись ответственного лица заверяется печатью на документах, связанных с расходованием денежных средств и материальных ценностей, являющихся основанием или подтверждающих финансовые операции, а также на документах, определенных правовыми актами Республики Беларусь |
Подпункт 2.3 п.2 Декрета № 1 (примечание 3); ст.200 Банковского кодекса (примечание 4); пп.10 и 11 Инструкции № 63 (примечание 5); внутренние локальные акты банков |
Приложение 4 к учетной политике |
2.3.2 |
Образцы подписей материально ответственных лиц и лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах | В организации должны быть образцы подписей материально ответственных лиц, ответственных за сохранность материальных ценностей, и лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Ответственность за своевременное и качественное составление и оформление документов, фиксирующих факт совершения хозяйственной операции и передачу их в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете в сроки, возлагается на лиц, составляющих и принимающих эти документы |
Приложение 5 к учетной политике | |
2.3.3 |
Перечень форм первичных учетных документов, утвержденных бюджетной организацией | В настоящее время организациями применяются формы первичных учетных документов: - утвержденные уполномоченными государственными органами; - разработанные республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Организации вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов. Руководителям организаций и главным бухгалтерам необходимо пересмотреть формы первичных учетных документов, используемых при совершении хозяйственной операции, отразить их в учетной политике организации и утвердить приказом руководителя. При разработке и утверждении форм первичной учетной документации допускается возможность использовать формы документов, ранее утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами государственного управления. При этом следует соблюдать требования, в соответствии с которыми первичные учетные документы должны содержать следующие сведения: - наименование документа, дату его составления; - наименование организации; - содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях); - должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи. Первичные учетные документы могут содержать и иные сведения, не являющиеся обязательными |
Пункты 3, 4 ст.10 Закона № 57-З; постановление № 360 (примечание 6) | Приложение 6 к учетной политике |
2.3.4 |
Перечень бланков строгой отчетности, используемых в бюджетной организации | Некоторые формы из первичных учетных документов являются бланками строгой отчетности, в том числе включенными в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. В организации должен быть разработан и утвержден перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности |
Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты № 912 (примечание 7); п.3 Инструкции № 196 (примечание 8) |
Приложение 7 к учетной политике |
2.3.5 |
Список лиц, ответственных за сохранность и использование бланков строгой отчетности | Список лиц, ответственных за учет и хранение бланков строгой отчетности, должен быть утвержден приказом руководителя | Пункт 3 Методических указаний № 59 (примечание 9) | Приложение 8 к учетной политике |
2.3.6 |
График документооборота | Первичные учетные документы оформляются исполнителями в соответствии с утвержденными организацией формами и поступают в бухгалтерию организации в соответствии с утвержденным графиком документооборота (далее - график), который является обязательным элементом учетной политики. Своевременную передачу первичных учетных документов в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением условий графика осуществляет главный бухгалтер |
Пункт 9 ст.10 Закона № 57-З, п.12 Инструкции № 15 | Приложение 9 к учетной политике |
2.4 |
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств | Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в организации проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создается комиссия, состав которой утвержден приказом руководителя. Комиссия несет ответственность за полноту и достоверность результатов инвентаризации. Периодичность инвентаризации должна быть отражена в плане проведения инвентаризаций |
Абзац 6 п.4 ст.9 Закона № 57-З, пп.12, 15 Инструкции № 180 (примечание 10) | Приложение 10 к учетной политике |
3 |
Способы ведения бухгалтерского учета | Особенности ведения бухгалтерского учета в организации | ||
3.1 |
Оценка и учет имущества | 1. Установление критерия отнесения активов к основным средствам либо отдельным предметам в составе оборотных средств. Лимит стоимости активов, учитываемых в бухгалтерском учете в составе средств в обороте, утверждается и закрепляется учетной политикой. |
Часть вторая п.4 Инструкции № 60 (примечание 11). | |
2. Классификация и нормативные сроки службы основных средств, составляющие основу для определения периода начисления амортизации, а также для распределения объектов по укрупненным группам в целях проведения переоценки. | Общегосударственный классификатор № 48 (примечание 12); Нормативные сроки службы № 161 (примечание 13). | |||
3. Нематериальные активы: - оценка нематериальных активов при их приобретении; - нормативный срок службы объектов нематериальных активов и принимаемый равный ему срок полезного использования используемых в предпринимательской деятельности объектов нематериальных активов. |
Инструкция № 25 (примечание 14). | |||
4. Способы погашения стоимости предметов (начисления амортизации). 5. Способы начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам. 6. Утверждение приказом руководителя организации амортизационной политики. |
Инструкция № 37/18/6 (примечание 15). | |||
7. Метод переоценки, применяемый в организации. Переоценка производится в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Республики Беларусь | Инструкция № 162/131/37 (примечание 16); Указ № 622 (примечание 17) | |||
3.2 |
Учет материальных запасов | 1. В целях учета материальных запасов, контроля за сохранностью ценностей, соответствия складских запасов нормативам, выявления фактических затрат, связанных с контролем за соблюдением норм потребления, получения точных сведений об остатках на складе организации материальные запасы отражаются в бухгалтерском учете раздельно в соответствии с их распределением по видам. 2. Методический аспект бухгалтерского учета: - оценка производственных запасов; - отпуск запасов в производство (по учетным ценам с учетом отклонений); - применение способов средних оценок фактической себестоимости использованных материалов |
Методологические указания № 59 | |
3.3 |
Учет расчетно-кассовых операций | Специфика осуществления кассовых операций в бюджетной организации. Порядок выдачи наличных денежных средств под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, расходами на хозяйственные и другие цели в организации |
Инструкция № 107 (примечание 18) | |
3.4 |
Учет расчетов с персоналом по заработной плате | 1. В организации должен быть издан приказ, утвержденный руководителем, о назначении ответственных за установление графика работы и учет рабочего времени персонала. В нем разрабатывается алгоритм действий ответственного лица за составление графиков работы и учет рабочего времени в случае изменения режима работы работников организации. 2. В организации могут применяться условные обозначения видов затрат рабочего времени, не предусмотренные законодательством, для возможного использования в табелях учета рабочего времени |
||
3.5 |
Учет финансовых операций | 1. Учет выручки. 2. Учет готовой продукции (работ, услуг). 3. Учет финансовых результатов. 4. Использование прибыли |
||
3.6 |
Учет доходов и расходов | 1. Формирование источников доходов, образованных в процессе осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности. 2. Расходы бюджетной организации, связанные с приносящей доходы деятельностью: - прямые; - косвенные. Порядок разделения расходов бюджетной организации по источникам финансирования (средства бюджета и внебюджетные средства), необходимых для функционирования бюджетной организации, распределения между расходами бюджета и расходами по приносящей доходы деятельности, устанавливается учетной политикой в соответствии с законодательством. 3. Направление и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации. 4. Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости использованных материалов. 5. Порядок формирования затрат в бюджетных организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь, утверждается в учетной политике |
Инструкция № 8 (примечание 19); Положение № 641 (примечание 20); Инструкция № 15 |
Примечание 1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь».
Примечание 2. Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».
Примечание 3. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Примечание 4. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З.
Примечание 5. Инструкция о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.07.2011 № 63.
Примечание 6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов».
Примечание 7. Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912.
Примечание 8. Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196.
Примечание 9. Методические указания о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь 11.12.1997 № 59.
Примечание 10. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
Примечание 11. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2012 № 60.
Примечание 12. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Основные средства и нематериальные активы», утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 27.09.2002 № 48.
Примечание 13. Нормативные сроки службы основных средств, установленные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161.
Примечание 14. Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25.
Примечание 15. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6.
Примечание 16. Инструкция о порядке проведения переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37.
Примечание 17. Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке».
Примечание 18. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107.
Примечание 19. Инструкция о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 декабря 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией № 8 с изменениями, внесенными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 02.12.2016 № 103. В частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений». |
Примечание 20. Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641.
30.12.2015
Ольга Козарез, главный бухгалтер бюджетной организации