Пособие от 20.11.2018
Автор: Гасюкевич О.

Особенности трудоустройства обязанных лиц


СОДЕРЖАНИЕ

 

Трудоустройство обязанных лиц

Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве

Обязанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства

Удержания с обязанного лица

Социально-трудовые гарантии обязанным лицам

Срок трудового договора

Трудовые и социальные отпуска

Личное дело обязанного лица

Обязанности и ответственность нанимателя

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ОБЯЗАННЫХ ЛИЦ

Трудовые правоотношения с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - обязанные лица), имеют свои особенности.

Так, правоотношения с обязанными лицами регулируются специальными нормами права. Некоторые нормы Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) к данной категории работников не применяются.

Трудоустройство обязанных лиц

Вопросы трудоустройства обязанных лиц решаются судом в определении о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей, решении о лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав, о взыскании расходов по содержанию детей, а при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении этих судебных постановлений - в определении, выносимом в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения. Судебное постановление о трудоустройстве выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью (п.3 Положения о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.01.2007 № 105, далее - Положение).

Принудительное трудоустройство обязанных лиц является способом обеспечения исполнения решения суда.

Неработающие обязанные лица вправе самостоятельно трудоустроиться и добровольно в полном объеме возмещать расходы на содержание детей.

Если размер заработной платы и приравненных к ней доходов обязанного лица, возмещающего расходы по содержанию детей в добровольном порядке, не позволяет ему в течение 6 месяцев в полном объеме исполнять данные обязательства, обязанное лицо подлежит трудоустройству на новое место работы (часть третья п.9 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», далее - Декрет).

Областные исполнительные комитеты, а также Минский городской исполнительный комитет совместно с Минским областным исполнительным комитетом, на которые возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей, определяют перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства обязанных лиц (далее - перечень) (часть четвертая п.5 Положения).

Информация о включении в данный перечень доводится до сведений этих организаций. Как правило, в адрес организации, состоящей в списке, отправляется соответствующее письмо с выпиской из решения исполнительного комитета, которое должно быть зарегистрировано во входящей документации и принято к исполнению.

Следует отметить, что в настоящее время перечень не имеет нормативного характера и может использоваться только как методический документ.

 

справочно

Справочно

Бронирование рабочих мест для приема на работу родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и которые направлены по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2006 № 1595.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утв. постановлением Совмина от 20.07.2022 № 475. Комментарии см. здесь.

 

Трудоустройство обязанных лиц осуществляется в организации, включенные в перечень. Однако обязанное лицо может самостоятельно трудоустроиться в организации, не включенные в перечень.

Организации, включенные в перечень, обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям (часть шестая п.5 Положения).

В таких организациях, как правило, приказом (распоряжением) руководителя назначается лицо, ответственное за своевременное информирование органов по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансий.

Основанием для временного трудоустройства обязанного лица, подвергнутого административному аресту с обязательным привлечением к труду за уклонение от трудоустройства по судебному постановлению о трудоустройстве, является постановление об административном аресте с обязательным привлечением к труду.

Временное трудоустройство административно арестованных обязанных лиц осуществляется в организации, включенные в перечень. При этом организации должны располагаться, как правило, в пределах населенных пунктов, на территории которых расположены специальные учреждения (пп.13, 14 Положения).

Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве

Прием на работу обязанного лица, в отношении которого вынесено судебное постановление о трудоустройстве, осуществляется организациями на основании направления, выданного органом по труду, занятости и социальной защите (часть вторая п.7 Положения).

Направление выдается на основании сведений о вакансиях, полученных от организаций, с указанием наименования органа, выдавшего направление, даты выдачи, фамилии, имени, отчества направляемого лица, наименования организации, куда направляется обязанное лицо для работы, и на какую должность (рабочее место).

 

справочно

Справочно

Форма направления утверждена в приложении 7 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 сентября 2021 г. следует применять приложение 7 к постановлению № 149 в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 18.08.2021 № 61.

 

Не позднее дня, следующего за днем выдачи обязанному лицу направления для трудоустройства, орган по труду, занятости и социальной защите уточняет у нанимателя результаты его приема на работу (часть третья п.7 Положения).

Обязанное лицо, которому выдано судебное постановление о трудоустройстве, должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите.

На практике иногда применяется привод сотрудниками правоохранительных органов обязанных лиц к нанимателям для трудоустройства.

 

внимание

Обратите внимание!

Не допускается отказ нанимателей в приеме на работу обязанных лиц, направляемых органами по труду, занятости и социальной защите, и отказ обязанных лиц от выполнения работы (п.8 Положения).

 

Встречаются ситуации, когда трудоустройство обязанного лица затруднено в связи с:

• отсутствием вакансии (обязанное лицо не явилось в срок, указанный в направлении, и вакансия была заполнена другим кандидатом);

• отсутствием у обязанного лица документа, удостоверяющего личность (паспорта, вида на жительство), документа воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу, - воинского билета, призывного свидетельства) (часть первая ст.26 ТК);

• отсутствием у обязанного лица диплома или иного документа об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающего наличие права на выполнение данной работы (часть третья ст.26 ТК);

• непрохождением обязанным лицом предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра или наличием медицинского заключения о запрете работы в указанных условиях труда (ст.228 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. ст.228 ТК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. На время прохождения предусмотренных законодательством медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок.

 

внимание

Обратите внимание!

Трудоустройство обязанного лица без прохождения предварительного медицинского осмотра - проблемный вопрос. Возникает конфликт требований п.6 части первой ст.26 ТК и Декрета. Практика идет по пути немедленного трудоустройства обязанного лица согласно выданному направлению на работу, затем направления его на предварительный медицинский осмотр для допуска к работе. При этом за принятым на работу работником в силу требований части второй ст.228 ТК на время прохождения предусмотренных частью первой ст.228 ТК медицинских осмотров сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.

Обязанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства

Обязанное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающее или временно проживающее в Республике Беларусь, может быть трудоустроено в организацию, не имеющую специального разрешения (лицензии) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а также без получения обязанным лицом в подразделениях по гражданству и миграции органов внутренних дел специального разрешения (часть седьмая п.5 Положения).

Данная специальная норма позволяет трудоустроить иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, без наличия у нанимателей специального разрешения на трудоустройство этой категории работников и обеспечить своевременное возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Удержания с обязанного лица

Заработная плата обязанного лица должна позволять обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним должно сохраняться не менее 30 % заработной платы (часть вторая п.14 Декрета, часть третья ст.108 ТК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться ст.108 ТК в ред. Закона от 06.01.2021 № 90-З. Комментарии см. здесь.

 

Удержания с обязанного лица, возмещающего расходы по содержанию детей, могут производиться по исполнительным документам. Полученные юридическими лицами исполнительные документы для взыскания расходов по содержанию детей регистрируются не позднее следующего дня их поступления, передаются в бухгалтерию (расчетный отдел) под расписку ответственному лицу.

Наниматель со дня получения исполнительного документа обязан производить удержание денежных средств в соответствии с предписанием судебного исполнителя и в трехдневный срок со дня выплаты перечислять удержанные денежные средства взыскателю за счет должника или на счет органа принудительного исполнения (часть первая п.84 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67, далее - Инструкция).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться ч.1 п.84 Инструкции с изменениями, внесенными постановлением Минюста от 22.06.2021 № 111.

 

внимание

Обратите внимание!

Расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, относятся к первой очереди удовлетворения требований (абзац 2 части первой ст.122 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2021 г. ст.122 Закона № 439-З изложена в новой редакции Законом от 06.01.2021 № 90-З.

 

Размер удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (часть четвертая п.84 Инструкции).

Судебный исполнитель осуществляет систематический контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника и перечисления (выдачи) удержанных сумм взыскателю (часть первая п.90 Инструкции).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2021 г. следует руководствоваться ч.1 п.90 Инструкции с изменениями, внесенными постановлением Минюста от 21.05.2021 № 92.

 

Если размер заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, обязанного возмещать расходы по содержанию детей, не позволяет ему в течение 6 месяцев в полном объеме исполнять данные обязательства, судебный исполнитель направляет в суд по месту исполнения исполнительного документа представление о трудоустройстве такого должника-гражданина на другое место работы, позволяющее надлежащим образом исполнять требования исполнительного документа (часть первая п.221 Инструкции).

Наниматель при наличии информации об обстоятельствах, влекущих прекращение, приостановление исполнительного производства или возвращение исполнительного документа взыскателю, обязан проинформировать об этом судебного исполнителя (часть первая п.224 Инструкции).

Социально-трудовые гарантии обязанным лицам

На работающих обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению о трудоустройстве, распространяется законодательство о социальном страховании, пенсионное законодательство, законодательство о труде, за исключением права на предоставление работы в соответствии с образованием и профессиональной подготовкой рабочих (служащих) (часть седьмая п.14 Декрета).

При правовом регулировании правоотношений с обязанными лицами преимущество имеют специальные нормы права.

Так, обязанное лицо, имеющее высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, при отсутствии соответствующих вакансий может быть трудоустроено на рабочее место с неквалифицированным трудом (грузчик, дворник, уборщик производственных помещений).

Предварительное испытание при приеме на работу обязанных лиц не устанавливается. Трудовые правоотношения с обязанным лицом не могут быть прекращены в связи с расторжением трудового договора с предварительным испытанием (п.7 ст.35 ТК).

Срок трудового договора

Из анализа действующего законодательства следует, что с обязанными лицами целесообразно заключать трудовые договоры на неопределенный срок.

Некоторые специалисты полагают, что наниматель в любых случаях обязан заключить с обязанным лицом трудовой договор на неопределенный срок с соблюдением требований Декрета. Заключение срочного трудового договора, в том числе контракта, с данной категорией лиц делает невозможным соблюдение некоторых требований законодательства, установленных процедур, характерных для срочных трудовых договоров.

Ряд специалистов полагает, что с обязанными лицами можно заключать срочные трудовые договоры, в том числе контракты. Кроме того, с некоторыми категориями работников в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, заключение контрактов является обязательным (например, государственные служащие). Данные работники также могут являться обязанными лицами.

Трудовые и социальные отпуска

Обязанные лица, трудоустроенные по судебному постановлению о трудоустройстве, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью 7 календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются (часть восьмая п.14 Декрета).

 

внимание

Обратите внимание!

При изменении условий трудового договора, связанного с приобретением работником статуса обязанного лица или снятием этого статуса, процедура изменений существенных условий труда согласно ст.32 ТК не применяется.

Отпуска обязанных лиц

Категория обязанных лиц Вид отпуска Количество дней трудового отпуска
Обязанные лица, у которых обязанность возникла в процессе трудовых правоотношений с нанимателем и которые добровольно возмещают расходы Предоставляются все виды трудовых и социальных отпусков Согласно трудовому договору, локальному нормативному правовому акту
Обязанные лица, у которых обязанность возникла до устройства на работу, но которые самостоятельно трудоустроились и добровольно возмещают расходы Предоставляются все виды трудовых и социальных отпусков Согласно трудовому договору, локальному нормативному правовому акту
Обязанные лица, трудоустроенные и возмещающие расходы по судебному постановлению о трудоустройстве Предоставляются:
- трудовой отпуск;
- социальные отпуска:
по беременности и родам;
по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет
7 календарных дней

Личное дело обязанного лица

На явившихся для трудоустройства обязанных лиц оформляются личные дела (часть вторая п.5 Положения).

 

справочно

Справочно

Личное дело - это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности.

Личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь (п.2 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2).

 

В целях наиболее полной информации об обязанном лице, сгруппированной в одном месте, в личные дела обязанных лиц могут включаться копии судебного постановления, копии табелей учета рабочего времени, копии приказов о наложении дисциплинарных взысканий, объяснительные и докладные записки по факту нарушений трудовой дисциплины, переписка с органами и организациями по конкретному обязанному лицу.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Обязанности и ответственность нанимателя

Организации, в которых работают обязанные лица, должны:

• постоянно информировать органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите о неявке обязанных лиц на работу (форма информирования определяется организацией самостоятельно: телефонограммы, факсимильные сообщения, e-mail, почтовые отправления и т. п.);

• ежемесячно в течение 3 первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным, представлять в органы внутренних дел, органы по труду, занятости и социальной защите информацию об учете рабочего времени обязанных лиц, о нарушениях трудовой дисциплины обязанными лицами, в том числе повлекших уменьшение их заработной платы (табели учета рабочего времени, приказы об отстранении от выполнения работы и иные документы, подтверждающие факты нарушения трудовой дисциплины);

• вести ежедневный учет явки обязанных лиц на работу и ухода с нее.

В день неявки обязанного лица на работу:

1) наниматель сообщает об этом в соответствующий орган по труду, занятости и социальной защите и орган внутренних дел, а также устанавливает причины его неявки и принимает меры по обеспечению явки на работу обязанного лица;

2) при наличии неуважительной причины неявки на работу наниматель и орган по труду, занятости и социальной защите обращаются в орган внутренних дел с просьбой о содействии в доставке обязанного лица на работу;

3) орган внутренних дел выносит этому лицу официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает его явку (доставку в случае обнаружения этого лица по результатам розыска) в организацию. Копия предупреждения направляется нанимателю и в орган по труду, занятости и социальной защите.

Ответственность нанимателя

Норма Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях Состав правонарушения (диспозиция) Санкция за правонарушение
Часть первая ст.9.15 Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ (часть первая ст.10.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З, далее - КоАП-2021). Комментарий см. здесь
Штраф от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 100 БВ
Часть третья ст.9.15 Неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) влекут наложение штрафа в размере от 5 до 15 БВ (часть третья ст.10.11 КоАП-2021). Комментарий см. здесь
Штраф от 5 до 20 БВ
Часть первая ст.9.16 Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, выпускника государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленного на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ (часть первая ст.10.12 КоАП-2021). Комментарий см. здесь
Штраф от 20 до 50 БВ

 

справочно

Справочно

Дополнительно по данной теме см. материал «Документальное оформление неявки обязанного лица на работу».

 

20.11.2018

 

Ольга Гасюкевич, юрист

 

По этой теме также см.:

Лица, обязанные возмещать расходы на содержание детей.