Расчет от 16.01.2012
Автор: Анищенко Н.

Особенности ценообразования на продукцию льноводства (льнотресту)


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ЛЬНОВОДСТВА (ЛЬНОТРЕСТУ)

Льноводство - одна из приоритетных отраслей развития сельского хозяйства. С учетом этого Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента РБ от 01.08.2011 № 342, предусмотрены мероприятия, направленные на увеличение производства продукции льноводства. К 2015 г. планируется довести урожайность льнотресты до 44 ц с 1 га средним номером 1,75.

Экономически целесообразные объемы производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2011-2015 гг. приведены в приложении 1 к вышеназванной программе. В указанный период объем производства льноволокна планируется выдерживать на уровне 60 тыс.т в год. При этом рентабельность продаж льнопродукции к 2015 г. должна достичь 5 %.

Немаловажное значение в реализации поставленных целей в развитии льноводства играет ценовая политика государства, правовые основы которой определены Законом РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З).

При этом следует обратить внимание на такие категории, как свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции, и регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, осуществляется путем установления предельных минимальных цен на продукцию растениеводства и животноводства, включенную в республиканские и местные перечни государственных нужд.

Предельные минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию (растениеводства) урожая 2011 года, закупаемую для государственных нужд, утверждены постановлением Минсельхозпрода РБ от 01.04.2011 № 25. Однако продукции льноводства в перечне, утвержденном данным постановлением, нет. Это не означает, что цены на продукцию льноводства не регулируются государством.

Руководствуясь положениями ст.11 Закона № 255-З, Совет Министров РБ постановлением от 29.09.2007 № 1233 «Об особенностях ценообразования на продукцию льноводства» (далее - постановление № 1233) установил предельный уровень (норматив) рентабельности при формировании закупочных цен на льняную тресту в размере до 30 %, льняное волокно - до 15 % к себестоимости. Постановлением № 1233 рекомендовано разработать и утвердить Инструкцию о порядке формирования цен на льняную тресту и льняное волокно.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2014 г. Законом РБ от 11.07.2014 № 192-З ст.11 Закона № 255-З изложена в новой редакции.

 

При решении вопросов ценообразования следует также обращать внимание на отраслевые особенности калькулирования себестоимости льняного волокна, в частности на Инструкцию о порядке формирования цен на льняную тресту и льняное волокно, утвержденную постановлением Минэкономики РБ и Минсельхозпрода РБ от 02.10.2007 № 173/65 (далее - Инструкция № 173/65); на утвержденные постановлением Минсельхозпрода РБ от 31.08.2009 № 65 Методические рекомендации по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) (далее - Методические рекомендации № 65). Названные документы соответствуют требованиям учетно-аналитического обеспечения системы формирования себестоимости продукции. Использование их в практике хозяйствования увеличивают учетные аналитические и управленческие возможности контроля затрат в производственном процессе и при ценообразовании.

Действие Инструкции № 173/65 распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией льняной тресты и льняного волокна, а также закупкой указанной продукции на территории Республики Беларусь.

Производители сельскохозяйственной продукции формируют отпускные цены на льняную тресту по договоренности с льнозаводами с учетом рекомендуемого Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ порядка, изложенного в Инструкции о порядке регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, утвержденной постановлением Минсельхозпрода РБ от 06.06.2011 № 36 (далее - Инструкция № 36).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ устанавливает рекомендуемый уровень цен на льняную тресту номером 0,75 и выше исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, определяемой с учетом предельного уровня рентабельности в размере до 30 % к себестоимости. На льняную тресту номером 0,5 и ниже цены устанавливаются по договоренности сторон.

Сельхозпроизводители подтверждают уровни применяемых цен экономическими расчетами исходя из фактических (ожидаемых) затрат по видам сельскохозяйственной продукции за соответствующий отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) (п.7 Инструкции № 36).

Цены на производимую продукцию растениеводства, в т.ч. льна, должны быть обоснованы. С этой целью составляются плановые калькуляции себестоимости производимой продукции с расшифровками прямых статей затрат (сырье и материалы, заработная плата) и обоснованием накладных и других расходов.

При обосновании плановых затрат на производство льнотресты рассчитывается нормативно-прогнозная себестоимость на гектар посевных площадей льна-долгунца, исходя из установленных нормативов использования семян, минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, средневзвешенных цен приобретения покупных материалов и себестоимости собственных обоснованных накладных расходов. Суммарные затраты на производство льна-долгунца распределяются на льносемена и льносолому пропорционально отчетным данным о затратах на их производство за предшествующий год. Нормативно-прогнозная себестоимость 1 т льносемян и 1 т льнотресты рассчитывается исходя из ожидаемой урожайности. Плановые затраты на производство 1 т льнотресты определяются исходя из плановых затрат на производство льносоломы с добавлением затрат на ее расстил, подъем и сбор тресты, выполнение других работ.

 

Пример (цифры условные)

Нормативно-прогнозная себестоимость на гектар площади посева льна-долгунца - 5 000 000 руб. Согласно данным формы 9-АПК «Производство и себестоимость продукции растениеводства» годового отчета за предшествующий год удельный вес затрат на семена в общих затратах на производство льна-долгунца составляет 24 %, а льносоломы - 76 %. Ожидаемая урожайность льносоломы - 1 т/га.

При таких исходных данных нормативно-прогнозная себестоимость тонны льносоломы рассчитывается следующим образом: 5 000 000 руб. х 76 % + затраты по расстилу льносоломы, подъему тресты и др.

 

Затраты, связанные с переработкой льносоломы в тресту, и выход продукции учитывают на отдельном аналитическом счете «Переработка льносоломы в тресту», открываемом к синтетическому счету 20 «Основное производство» (субсчет «Промышленное производство»). Затраты на переработку соломки в тресту слагаются из стоимости соломки, отправленной в переработку, в оценке по планово-расчетной себестоимости с корректировкой в конце года до фактической, расходов на доставку соломки к месту обработки, расстил, подъем, сортировку и др.

При оформлении плановой калькуляции с целью обоснования затрат целесообразно воспользоваться следующей формой:

 

  УТВЕРЖДАЮ
Председатель   СПК «Мир»  
   Вежновец     Вежновец А.Л.
   (подпись)          (Ф.И.О.)
  «1» декабря 2011 г.
 

М.П.

 

ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ
по расчету цен на льняную тресту № 0,75
 
№ п/п Статьи затрат
Затраты, руб./т
Пояснения по расчету затрат
1
Сырье и материалы
500 000
Расшифровка стоимости сырья и материалов
2
Расходы на оплату труда
250 000
Расшифровка расходов на оплату труда
3
Отчисления на социальные нужды:
86 500
Стр.3.1 + стр.3.2
3.1
страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ
85 000
34 % или
28 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции (ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» (далее - Указ № 34)).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июля 2012 г. п.1 Указа № 34 на основании Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 312 изложен в новой редакции

3.2
страховые взносы в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
1 500
0,6 % или
0,3 %, если объем сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % общего объема произведенной продукции (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 25.08.2006 № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования»;
п.244 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. вместо п.244 Положения № 530 действует п.273 Положения № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165

4
Содержание и эксплуатация основных средств
58 000
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат
5
Работы и услуги
40 000
Расшифровка расходов по статье «Работы и услуги»
6
Прочие затраты
29 500
Расшифровка расходов по статье «Прочие затраты»
7
Затраты по организации производства и управлению
36 000
Расшифровка расходов по данной статье
8
Производственная себестоимость
1 000 000
Сумма строк с 1 по 7
9
Удельный вес льносоломы в затратах предшествующего периода, %
37
По данным формы 9-АПК годового отчета
10
Производственная себестоимость льносоломы
370 000
Стр.8 х стр.9
11
Расходы по переработке льносоломы в тресту
26 000
Вспомогательный расчет исходя из сметы затрат
12
Полная себестоимость 1 т льнотресты (с учетом ожидаемой урожайности)
396 000
Стр.10 + стр.11
13
Рентабельность, %
25
До 30 % (постановление № 1233)
14
Прибыль
99 000
Стр.12 х стр.13
15
Единый налог для производителей сельхозпродукции (если организация является его плательщиком)
5 000
Ставка налога - 1 %
(подп.1.2 п.1 Указа № 34)
(стр.12 + стр.14) х 1 % / (100 % - 1 %)
16
Закупочная цена
500 000
Стр.12 + стр.14 + стр.15

 

Главный экономист
   Савельева   
   Савельева М.Г.   
 
(подпись)
(Ф.И.О.)
Главный бухгалтер
Пономаренко
Пономаренко Л.С.
 
(подпись)
(Ф.И.О.)

 

Включаемые в цену плановые затраты на производство льняной тресты рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями № 65.

Сформированные сельхозпроизводителями цены согласовываются ими с организациями обрабатывающей промышленности и оформляются протоколами согласования цен (п.8 Инструкции № 36).

В заключение обратим внимание на приказ Минсельхозпрода РБ от 16.06.2011 № 237, которым установлены следующие рекомендуемые минимальные закупочные цены на льняную тресту урожая 2011 г. (за 1 т базисной нормы (без налога на добавленную стоимость) на условиях франко-организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции):

 

Наименование продукции Рекомендуемая минимальная закупочная цена за тонну льняной тресты урожая 2011 г., руб.
Треста льняная
(СТБ 1194-90) номером:
0,75
1,00
1,25
1,50
1,75
2,00
2,50
июль-август
сентябрь
с 1 октября

480 000
845 000
1 020 000
1 110 000
1 210 000
1 270 000
1 470 000

480 000
815 000
980 000
1 070 000
1 160 000
1 225 000
1 415 000

480 000
680 000
815 000
890 000
965 000
1 020 000
1 175 000

 

16.01.2012 г.

 

Нина Анищенко, экономист