Пособие от 04.11.2013
Автор: Козырев С.

Особенности ценообразования у импортеров


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ У ИМПОРТЕРОВ

Государство осуществляет контроль за ценообразованием по ряду товаров

Импорт - получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента. Импорт товаров усиливает конкуренцию среди производителей, позволяет расширить ассортимент товаров на внутреннем рынке, максимально удовлетворять спрос потребителей.

Основной нормативный акт в сфере ценообразования - Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).

Сразу отметим, что не является правонарушением реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии расчета отпускных цен на импортируемые товары, подтверждающего уровень применяемых цен (тарифов) (за исключением товаров, цены на которые регулируются Указом № 72).

Составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в п.1 Указа № 72, обязаны юридические лица, за исключением:

• юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

• юридических лиц, применяющих фиксированные цены (тарифы), установленные в соответствии с законодательством;

• крестьянских (фермерских) хозяйств;

• юридических лиц при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;

• юридических лиц при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (п.2 Указа № 72).

 

Справочно

Порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу № 72, определяет Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111).

 

Отпускные цены на ввезенные в республику товары, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (часть первая п.5 Инструкции № 111).

Контрактные цены, установленные в иностранной валюте, пересчитываются по официальному курсу Национального банка РБ на дату установления цены.

Следует учесть, что отпускные цены (тарифы), устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и пр.). Отпускные цены, устанавливаемые импортерами, должны быть подтверждены экономическими расчетами. Суммы расходов, перечисленных в части первой п.5 Инструкции № 111, включаемые в отпускные цены, должны быть подтверждены документально либо обосновываться расчетами, если уплата по ним отсрочена (п.6 Инструкции № 111).

Производители (импортеры) при реализации товаров (оказании услуг) могут предоставлять покупателям (заказчикам) скидки с отпускных цен (тарифов). При предоставлении скидок экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен (тарифов), не составляются.

 

Справочно

Скидки предоставляются в соответствии с утвержденным производителем (импортером) порядком применения скидок. Порядок применения скидок должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются. При предоставлении скидок оптовая и (или) торговая надбавки применяются к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки (п.10 Инструкции № 111).

 

Производители (импортеры) имеют право при реализации товаров предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон. Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю, осуществляется по отпускным ценам, установленным производителем (импортером), без применения оптовой надбавки. Оптовая скидка может делиться по соглашению сторон между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю.

 

Обратите внимание!

Изменение фиксированных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), а также реализация товаров (работ, услуг) ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), не допускается.

 

Перечни социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2014 г. вместо постановления № 495 действует постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

 

Ценообразование на социально значимые товары на территории г.Минска осуществляется в соответствии с решением Мингорисполкома от 16.06.2011 № 1745 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (далее - Решение № 1745).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 февраля 2014 г. Решение № 1745 в связи с принятием решения Мингорисполкома от 30.01.2014 № 203 утратило силу. Решением № 203 не установлена предельная оптовая надбавка на лимоны.

 

Пример

Организация-импортер ввозит на территорию Республики Беларусь лимоны из Польши. Размер партии составляет 5 000 кг, стоимость за 1 кг - 0,50 евро, курс евро Национального банка РБ на дату формирования цены - 11 900 руб. Предельная оптовая надбавка на лимоны согласно приложению 31 к Решению № 1745 составляет 30 %. Предельная максимальная торговая надбавка к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами, закупившими товар за пределами республики, согласно приложению к решению Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383 на лимоны составляет 25 %.

Сформируем розничную цену за 1 кг лимонов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 марта 2017 г. решение № 1383 на основании решения Мингорисполкома от 23.02.2017 № 693 утратило силу.

 

Расчет розничной цены за килограмм лимонов
 
№ п/п Показатель Значение
1
Контрактная цена, евро
0,50
2
Курс евро на дату формирования цены
11 900
3
Контрактная цена, руб. (11 900 х 0,50)
5 950
4
Количество поставленного товара, кг
5 000
5
Общая контрактная стоимость партии, руб. (11 900 х 0,50 х 5 000)
29 750 000
6
Таможенные платежи:
3 300 000
6.1
таможенный сбор
500 000
6.2
таможенная пошлина
2 800 000
7
Расходы по импорту:
32 025 000
7.1
транспортные расходы
15 800 000
7.2
сертификация
4 800 000
7.3
прочие расходы по импорту и выпуску товаров в свободное обращение (страхование, хранение и т.д.)
11 425 000
8
Итого затрат (стр.6 + стр.7)
35 325 000
9
Себестоимость (стр.5 + стр.8)
65 075 000
10
Себестоимость 1 кг (стр.9 / стр.4)
13 015
11
Оптовая надбавка, %
30
12
Сумма оптовой надбавки, руб. (стр.10 х стр.11 / 100)
3 905
13
Отпускная цена, руб. за 1 кг (без НДС) (стр.10 + стр.12)
16 920
14
Утвержденная отпускная цена (без НДС), руб.
16 920
15
Предельная торговая надбавка, %
25
16
Предельная торговая надбавка, руб. (стр.14 х стр.15 / 100)
4 230
17
Налог на добавленную стоимость, %
10
18
Налог на добавленную стоимость, руб. ((стр.14 + стр.16) х 10 / 100)
2 115
19
Розничная цена, руб. (стр.14 + стр.16 + стр.18)
23 265
20
Розничная цена, руб. (с округлением)
23 300

За нарушения в сфере ценообразования предусмотрена административная ответственность

Не стоит забывать об ответственности, предусмотренной за нарушения в сфере ценообразования.

Так, нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.

За нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) предусмотрено наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (части 1, 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях - до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (в редакции Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З).  

 

Реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (часть 3 ст.12.4 вышеуказанного кодекса).

 

04.11.2013

 

Сергей Козырев, кандидат экономических наук, DipIFR, аудитор