Пособие от 22.10.2015
Автор: Шкирман С.

Особенности учета представительских расходов в целях формирования себестоимости и налогообложения в 2015 году


СОДЕРЖАНИЕ

 

Определение и перечень представительских расходов

Учет представительских расходов в целях формирования себестоимости в коммерческих организациях

Учет представительских расходов в целях налогообложения в коммерческих организациях

Документальное оформление представительских расходов

Исчисление с расходов на представительские цели подоходного налога

Нормирование представительских расходов республиканскими органами государственного управления и бюджетными организациями, находящимися в их подчинении

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В 2015 ГОДУ

Определение и перечень представительских расходов

Представительскими расходами являются расходы, связанные с приемом и обслуживанием делегаций и отдельных лиц, принимающих участие в переговорах по налаживанию деловых связей и установлению сотрудничества, а также иные расходы на проведение собраний, конференций, семинаров, коллегий, совещаний и т. д.

В настоящее время состав представительских расходов (в виде исчерпывающего перечня затрат, применяемого всеми субъектами хозяйствования) не определен. Поэтому организации самостоятельно устанавливают состав таких расходов, который рекомендуется зафиксировать в учетной политике (см. по данному вопросу письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 21.01.2011 № 05-1-26/878 «Расходы на представительские цели организации определяют сами»).

К представительским расходам могут быть отнесены расходы на:

• проживание (бронирование и оплату мест) в гостинице (отеле) членов делегации и (или) отдельных лиц, участвующих в переговорах;

• оплату услуг переводчика, не состоящего в штате организации;

• аренду помещения для проведения деловых встреч;

• оплату питания участников запланированных мероприятий;

• перевозку членов делегации и сопровождающих их лиц;

• культурное и бытовое обслуживание участников организуемых мероприятий;

• иные цели, непосредственно связанные с приемом делегации и (или) отдельных лиц (в том числе на приобретение сувениров и памятных подарков).

При составлении перечня представительских расходов можно руководствоваться Инструкцией о порядке расходования средств на представительские мероприятия дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за границей, утвержденной постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 28.02.2007 № 29 (далее - Инструкция № 29).

Применительно к торговым организациям под представительскими расходами на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц понимаются затраты, связанные с проведением встреч и официальных приемов представителей тех организаций, которые сотрудничают или намерены установить деловые контакты с торговой организацией (фирмой). Такое определение представительских расходов приведено в подп.3.1 п.3 ст.16 раздела 2 Методических указаний по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 № 86 (далее - Методические указания № 86).

Учет представительских расходов в целях формирования себестоимости в коммерческих организациях

Плановые затраты (себестоимость) определяются производителем самостоятельно исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), на основе раздельного учета затрат по каждому виду товаров (работ, услуг). При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг) затраты распределяются в соответствии с учетной политикой. Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым производителем самостоятельно, если иное не установлено законодательством. Такие положения приведены в частях второй и третьей п.4 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее - Инструкция № 111).

Таким образом, организация вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы, в пределах которых расходы на представительские цели включаются в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Стоит отметить, что положения Инструкции № 111 обязательны к применению в отношении товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством, а именно Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Вместе с тем положения Инструкции № 111 организации вправе применять и в отношении иных товаров (работ, услуг).

Представительские расходы включаются в калькуляцию отпускной цены в составе общехозяйственных расходов, которые по окончании каждого месяца в полной сумме списываются с кредита счета 26 «Общехозяйственные затраты» или 44 «Расходы на реализацию» (в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность) на финансовый результат в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», субсчет 90-5 «Управленческие расходы». В свою очередь общехозяйственные расходы при формировании цен (тарифов) распределяются между конкретными видами продукции (работ, услуг) пропорционально избранному и закрепленному в учетной политике организации критерию (например, пропорционально расходам на сырье и материалы, расходам на оплату труда основного производственного персонала, сумме всех прямых затрат, производственной себестоимости или иному показателю).

Учет представительских расходов в целях налогообложения в коммерческих организациях

При налогообложении учитываются затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, фактически понесенные, документально подтвержденные и отраженные в бухгалтерском учете, за исключением расходов, перечисленных в ст.131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

В п.1 ст.131 НК в перечне затрат, не учитываемых при налогообложении, представительские расходы не названы. Это значит, что в случае обоснования необходимости совершения представительских расходов для обеспечения успешной хозяйственной деятельности, а также документального подтверждения этих расходов организация вправе включать их в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, в полном размере.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Затраты, которые не учитываются при налогообложении, указаны в п.1 ст.173 новой редакции НК.

Документальное оформление представительских расходов

При разработке форм, применяемых для документального оформления представительских расходов, можно взять за основу формы, приведенные в приложениях 1-10 к Инструкции № 29.

Применительно к организациям торговли основанием для списания на издержки обращения представительских расходов является акт на проведенное мероприятие с указанием цели, даты, места его проведения, состава участников, ассортимента приобретенных и использованных продуктов и т. п., а также общей суммы использованных на эти цели средств. К акту должны быть приложены первичные документы, подтверждающие факт оплаты (получения) товарно-материальных ценностей, работ, услуг (часть третья подп.3.1 п.3 ст.16 раздела 2 Методических указаний № 86).

Аналогичный подход при документальном оформлении обоснованности совершения представительских расходов рекомендуется применять и иным организациям.

Исчисление с расходов на представительские цели подоходного налога

Доходы, полученные плательщиками в размере оплаты организациями или индивидуальными предпринимателями расходов на проведение презентаций, юбилеев, банкетов, совещаний, культурных, представительских мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью, объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются (подп.2.2 п.2 ст.153 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.2.2 п.2 ст.196 новой редакции НК.

Нормирование представительских расходов республиканскими органами государственного управления и бюджетными организациями, находящимися в их подчинении

В отношении республиканских органов государственного управления и бюджетных организаций, находящихся в их подчинении, законодательством предусмотрено нормирование расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц. Применяемые нормы утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.05.2001 № 676 в следующем размере:

 

Вид представительских расходов Размер оплаты услуг
Оплата гостиницы (в сутки на одного человека, включая стоимость завтрака):  
   для руководителя делегации согласно представленным счетам
   для члена делегации, переводчика    и сопровождающих лиц, не являющихся членами    делегации согласно представленным счетам, но не выше стоимости одноместного номера
Оплата питания (в сутки на одного человека), в том числе сопровождающих лиц, не являющихся членами делегации до 5 базовых величин
Культобслуживание (в день на одного человека, включая переводчика и сопровождающих лиц) до 1 базовой величины
Бытовое обслуживание (в день на одного члена делегации) согласно представленным счетам
Оплата услуг переводчика, не состоящего в штате организации (в час)* до 50 % тарифной ставки 1-го разряда
Оплата транспортных услуг согласно представленным счетам
Приобретение сувениров и памятных подарков:  
   для руководителя делегации до 20 базовых величин
   для члена делегации до 10 базовых величин

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 мая 2019 г. размер оплаты услуг переводчика, не состоящего в штате организации, составляет до 70 % БВ (приложение к постановлению № 676 с изменением, внесенным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2019 № 269).

 

* Оплата услуг переводчиков, предоставляемых организациями, производится по счетам этих организаций.

 

При этом отмечено, что расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц республиканскими органами государственного управления и бюджетными организациями, находящимися в их подчинении, производятся за счет средств республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований, установленных бюджетными сметами, и иных источников в соответствии с законодательством.

Областным и Минскому городскому исполнительным комитетам рекомендовано принять решения об определении аналогичных норм представительских расходов за счет средств местных бюджетов.

Кроме того, на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.04.2004 № 433 «О расходах на представительские цели и иные мероприятия» государственным органам разрешено направлять на представительские цели и иные мероприятия, не предусмотренные в Указе Президента Республики Беларусь от 30.12.1997 № 658, до 2 % ассигнований, предусмотренных по смете на оплату труда их работников, с соблюдением следующих норм расходов:

 

Вид мероприятия Норма расходов на одно мероприятие
Организация проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, совещаний до 20 базовых величин
Проведение деловых приемов руководителем и его заместителями до 2 базовых величин
Организация чествования работников до 5 базовых величин

 

Указанные расходы на представительские цели и иные мероприятия предусмотрено производить за счет общей экономии по смете и иных поступлений в соответствии с законодательством.

 

22.10.2015

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»