Корреспонденция счетов от 14.05.2014
Автор: Цыбин Е.

Особенности учета затрат и формирования стоимости объекта строительства при выполнении строительно-монтажных работ


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общий порядок определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации

Формирование договорной (контрактной) цены на строительство объектов при заключении договора строительного подряда

Особенности бухгалтерского учета затрат при выполнении строительно-монтажных работ

Порядок отражения в бухгалтерском учете строительно-монтажных работ

 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ И ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ

При осуществлении строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки существуют определенные требования, устанавливающие порядок определения сметной стоимости и составления сметной документации на строительство объектов, формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в т.ч. этапов работ по строительству) и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, учета затрат на выполнение строительных и иных монтажных работ. Рассмотрим основные особенности, которые следует учитывать при осуществлении строительства и выполнении строительно-монтажных работ.

Общий порядок определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации

Правовые основы осуществления деятельности в области строительства, в т.ч. по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, выполнению организационно-технических мероприятий, подготовке разрешительной и проектной документации, выполнению строительно-монтажных, пусконаладочных работ, определены в Законе РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З).

Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в т.ч. сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством (ст.51 Закона № 300-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 июля 2016 г. глава 9 (ст.51 и 52) Закона № 300-З изложена в новой редакции Законом РБ от 30.12.2015 № 334-З.

 

В соответствии с пп.1 и 2 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 03.12.2007 № 25 (далее - Инструкция № 25), порядок определения сметной стоимости и составления сметной документации при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройстве объектов строительства, установленный Инструкцией № 25, обязателен для применения организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов.

На объекты строительства, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г., распространяется действие Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (далее - Инструкция № 51) и Инструкции о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных постановлением Минстройархитектуры РБ от 18.11.2011 № 51, которые помимо случаев, перечисленных в Инструкции № 25, также обязательны для применения и при осуществлении строительства жилых домов с использованием государственной поддержки.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 ноября 2014 г. в Инструкцию № 51 на основании постановления Минстройархитектуры РБ от 29.09.2014 № 44 внесены изменения и дополнения.

 

Обратите внимание!

Постановлением Минстройархитектуры РБ от 25.11.2013 № 37 «О внесении дополнений и изменения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51» (вступило в силу 26 февраля 2014 г.) п.31 Инструкции № 51 дополнен подп.31.6 следующего содержания: «31.6. средства на целевые отчисления, производимые заказчиками, застройщиками от стоимости строительно-монтажных работ на финансирование инспекций Департамента контроля и надзора за строительством по областям и г.Минску, специализированной инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее - целевые отчисления).

Целевые отчисления определяются в соответствии с Положением о порядке финансирования инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2013 г. № 704».

 

Итак, вначале необходимо определиться с составом сметной документации и основными принципами расчета сметной стоимости строительства. Отметим, что сметная стоимость строительства определяет планируемую сумму средств, необходимую для финансирования строительства объекта, а для ее определения и расчета необходимо правильно и грамотно составить сметную документацию.

Пунктом 6 Инструкции № 51 предусмотрен следующий состав сметной документации:

• локальные сметы (локальные сметные расчеты);

• объектные сметы (объектные сметные расчеты);

• сводный сметный расчет стоимости строительства (очереди строительства);

• сводки средств;

• ведомости объемов работ и расходов ресурсов;

• ведомости ресурсов;

• информационный блок данных;

• ведомости сметной стоимости строительства зданий и сооружений, входящих в пусковой комплекс.

Если сравнивать с положениями Инструкции № 25, то по своей сути состав сметной документации практически не изменился с учетом приведенной сметной документации для одностадийного проектирования на стадии строительного проекта. Изменения коснулись, главным образом, формулировки названий, а также в Инструкции № 51 не приводится состав сметной документации при двухстадийном проектировании.

С учетом вступившей в силу с 1 апреля 2014 г. редакции Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов.

1. Нормативы расхода ресурсов разрабатываются с учетом усредненных условий и методов производства работ, требований нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов (правила организации строительства, технические условия и другое), и включают нормы расхода материалов, изделий и конструкций в натуральном выражении, нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах, нормы затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах. Нормативы расхода ресурсов приведены в сборниках ресурсно-сметных норм, сборниках нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

2. Укрупненные нормативы расхода ресурсов представляют собой совокупность объединенных показателей нескольких нормативов расхода ресурсов в целях определения расхода ресурсов на комплекс работ. При определении сметной стоимости строительства на основе объектов-аналогов и укрупненных сметных нормативов стоимости следует учитывать положения Методических рекомендаций о порядке определения сметной стоимости строительства объектов на основе объектов-аналогов и укрупненных нормативов стоимости строительства, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 15.03.2012 № 84, обязательных при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Общий порядок составления смет, применения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, расчета сметной стоимости строительства, порядок заполнения применяемых обязательных форм сметной документации подробно описаны в Инструкции № 51. При расчете текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации, необходимо также учитывать положения Методических рекомендаций о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 29.12.2011 № 457.

После проведения необходимых работ по составлению сметной документации на основании произведенных расчетов определяется итоговая сметная стоимость строительства объекта на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных работ, устанавливаемую заказчиком (застройщиком) с учетом нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации. Для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики РБ.

Таким образом, разработанная и составленная в установленном порядке проектно-сметная документация служит основанием для определения сметной стоимости строительства, и при формировании неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объекта (в т.ч. этапов работ по строительству) следует исходить именно из расчетной (сметной) стоимости строительно-монтажных работ, указанной в сметной документации. Основной документ, определяющий общую сметную стоимость строительства объекта, - сводный сметный расчет.

Формирование договорной (контрактной) цены на строительство объектов при заключении договора строительного подряда

С учетом вступившей в силу с 1 апреля 2014 г. редакции постановления Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361», которым утверждены Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (далее - Положение № 1553). При заключении договоров строительного подряда цена заказчика (стартовая цена подрядных работ (строительства объекта), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда) формируется на основании проектной, в т.ч. сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование (п.3 Положения № 1553).

В соответствии с п.7 Инструкции № 51 основанием для определения стоимости строительства объекта будут:

• задание на проектирование, выдаваемое заказчиком, застройщиком;

• проектная документация, дефектные акты на объекты текущего ремонта;

• решения, принятые заказчиком, застройщиком и предусмотренные в проектной документации.

При проведении подрядных торгов на строительство объекта с учетом требований Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» стоимость строительства и условия договора строительного подряда определяются по результатам этих торгов. Итоговая цена подрядных работ (строительства объекта) формируется на основании цены предложения подрядчика, выбранной заказчиком, с оформлением протокола согласования договорной (контрактной) цены на строительство по форме согласно приложению 4 к Положению № 1553 и является неизменной до завершения строительства, за исключением следующих случаев:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. по 1 января 2019 г. взамен Указа № 591 действовал Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» до истечения срока действия. Подробнее см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

• изменения по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

• изменения налогового законодательства в части налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов и (или) привлечения субподрядных организаций с иной системой налогообложения по сравнению с учтенной в неизменной цене;

• изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях если это предусмотрено договором строительного подряда);

• изменения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке, изменения индексов цен на строительно-монтажные работы по данным Национального статистического комитета РБ за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;

• изменения сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

Цена предложения подрядчика может определяться двумя основными способами:

1) ресурсным методом - путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве (подп.7.1 п.7 Положения № 1553);

2) путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, видов (комплексов) работ, разработанных в подрядных организациях и не превышающих утвержденные Министерством архитектуры и строительства РБ (подп.7.2 п.7 Положения № 1553).

При необходимости эти два метода могут сочетаться (подп.7.3 п.7 Положения № 1553).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 сентября 2016 г. п.7 Положения № 1553 дополнен подп.7.4 постановлением Совета Министров РБ от 03.06.2016 № 434: «путем применения к стоимости подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), определенной на основании утвержденной в установленном порядке сметной стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), от даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) и в пределах нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики».

 

Заключение договора строительного подряда осуществляется в соответствии с Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450).

Пунктом 10 Правил № 1450 определены существенные условия договора строительного подряда, а именно:

• предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды (этапы) строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы);

• указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков;

• сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки);

• договорная (контрактная) цена или способ ее определения;

• порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров;

• порядок расчетов за выполненные строительные работы;

• источники и объемы финансирования по каждому из источников, в т.ч. с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;

• ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;

• обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора;

• форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством.

Следует отметить, что неотъемлемой частью договора строительного подряда являются график строительства (производства работ) по форме согласно приложению 2 к Положению № 1553 и график платежей при строительстве (выполнении работ) по форме согласно приложению 3 к Положению № 1553, которые разрабатываются подрядчиком с учетом нормативной продолжительности строительства. К договору также прилагаются документы, подтверждающие полномочия представителей сторон, если от имени сторон действуют их представители, графики поставки материальных ресурсов заказчиком, если договором предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или в части осуществляет заказчик, конкурсная документация, в т.ч. протоколы заседания конкурсной комиссии, предложения (расчеты) подрядчика о формировании договорной (контрактной) цены и протокол ее согласования, и другие документы.

Если проведение подрядных торгов не является обязательным, проект договора подготавливается в порядке, определенном соглашением сторон (п.7 Правил № 1450).

Особенности бухгалтерского учета затрат при выполнении строительно-монтажных работ

Общая классификация затрат заказчика (застройщика) в строительной деятельности приведена в Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10 (далее - Инструкция № 10).

В соответствии с п.4 Инструкции № 10 различают затраты, понесенные заказчиком, застройщиком при строительстве, увеличивающие стоимость объекта учета, и затраты, не увеличивающие стоимость объекта учета.

Затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, в свою очередь, подразделяются на:

• затраты, предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (к этой группе относятся затраты, включаемые в установленном порядке в сводный сметный расчет и отражаемые в проектно-сметной документации);

• затраты, не предусматриваемые сводным сметным расчетом стоимости строительства (к ним относятся: суммы налога на добавленную стоимость, включаемые в стоимость объекта учета в установленном порядке, суммы земельного налога и арендной платы, исчисленные за земельные участки, предоставленные для возведения объектов строительства, затраты на управление строительством, курсовые разницы, возникающие до даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию, по обязательствам, выраженным в иностранной валюте, за приобретаемые товары, работы, услуги, непосредственно связанные со строительством, и другие затраты, не включенные в сметы на строительство и сводный сметный расчет) (п.5 Инструкции № 10).

Помимо указанной классификации затраты, увеличивающие стоимость объекта учета, по способу включения в стоимость объекта учета можно разделить на прямые (в момент их возникновения можно прямо отнести к конкретному объекту учета) и косвенные (в момент их возникновения нельзя прямо отнести к конкретному объекту учета) (п.7 Инструкции № 10).

К затратам, не увеличивающим стоимость объекта учета, относятся затраты, перечисленные в п.6 Инструкции № 10.

 

Пример

В организации производится ввод в эксплуатацию производственного здания, в которое устанавливается и переносится оборудование из других цехов. В составе каких расходов следует учитывать затраты по переносу, монтажу и подключению оборудования?

В данном случае следует исходить из того, что в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 № 65, работы по установке или монтажу строительных элементов и оборудования, необходимых для эксплуатации здания как такового, следует относить к секции F «Строительство», раздел 45, включающий новое строительство, реконструкцию, капитальный, средний и текущий ремонт зданий и сооружений, реставрационно-восстановительные работы. Согласно абзацу 5 ст.1 Закона № 300-З возведение объекта строительства представляет собой совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, результатом которых является создание объекта строительства.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2016 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» отменен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.01.2016 № 8.

С 1 января 2016 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.

 

В соответствии с п.50 Инструкции № 10 при формировании стоимости законченного строительством объекта стоимость смонтированного оборудования формируется по совокупности фактически произведенных затрат на его приобретение, стоимости работ по его монтажу, суммы косвенных затрат и стоимости пусконаладочных работ (в т.ч. при наличии пробного выпуска продукции).

Таким образом, затраты по установке и монтажу оборудования на объекте строительства, который впоследствии будет принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, учитываются в составе капитальных вложений на строительство объекта на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Бухгалтерский учет затрат на строительство осуществляется заказчиком, застройщиком (п.3 Инструкции № 10).

В бухгалтерском учете затраты на строительство объекта по технологической структуре подразделяются на:

• строительно-монтажные работы;

• работы по монтажу оборудования;

• приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в проектно-сметной документации на строительство;

• приобретение мебели, инструмента, инвентаря, предусмотренных в проектно-сметной документации на строительство;

• прочие работы и затраты (п.8 Инструкции № 10).

Независимо от способа строительства бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов по фактическим затратам нарастающим итогом с даты начала строительства до даты приемки объекта (части объекта) в эксплуатацию. Ведение аналитического учета затрат должно осуществляться в соответствии с требованиями пп.12, 13 Инструкции № 10.

После приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию и утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию в бухгалтерском учете формируются стоимость объекта (каждой части объекта) и стоимость оборудования путем суммирования прямых и косвенных затрат (доли косвенных затрат) (п.40 Инструкции № 10).

Доля косвенных затрат, включаемых в стоимость каждой части объекта и в стоимость оборудования, определяется на основании коэффициента, рассчитанного как отношение суммы прямых затрат по части объекта и оборудованию ко всей сумме прямых затрат по объекту. При этом расчет может быть произведен на основании:

• данных сводного сметного расчета (сметы) в базисных или текущих ценах;

• аналитических данных бухгалтерского учета.

При приемке объекта в эксплуатацию по пусковым комплексам или очередям стоимость частей объекта, входящих в пусковой комплекс или очередь, формируется по сумме прямых затрат и доли косвенных затрат, имеющихся на момент приемки. Сумма косвенных затрат, относимая на стоимость части объекта, входящей в пусковой комплекс или очередь, определяется на основании метода распределения косвенных затрат, установленного учетной политикой организации с учетом особенностей строительства.

Теперь рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете подрядной организации хозяйственных операций по учету затрат, связанных с выполнением строительно-монтажных работ по договорам строительного подряда.

В соответствии с п.9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 30.09.2011 № 44 (далее - Инструкция № 44), расходы по договору строительного подряда включают в себя сумму затрат, произведенных подрядчиком в целях выполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, и состоят из прямых и косвенных затрат. Под прямыми затратами, связанными с исполнением договора строительного подряда, следует понимать затраты, которые могут быть прямо отнесены к конкретному договору строительного подряда (объекту строительства).

Прямые затраты включают в себя следующие основные статьи:

• «Материалы» (отражаются сумма затрат, связанных с использованием в процессе строительства запасов, в т.ч. строительных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, а также отклонения в стоимости материалов);

• «Заработная плата рабочих основного производства» (суммы затрат, связанные с оплатой труда основных производственных рабочих, включая дополнительную заработную плату, премии и надбавки за производственные результаты, выплачиваемые рабочим основного производства);

• «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов» (включаются затраты, связанные с содержанием и использованием при выполнении строительных работ строительных машин и механизмов, включая стоимость топлива, запасных частей, горюче-смазочных материалов, амортизационные отчисления, затраты на ремонт строительной техники и др.);

• «Прочие прямые затраты» (к ним относятся: обязательные взносы и отчисления от заработной платы рабочих, затраты на служебные командировки рабочих основного производства и административно-управленческого персонала, затраты, связанные с использованием временных зданий и сооружений, а также затраты на их ремонт, затраты на вывоз строительного мусора, налоги и отчисления, уплачиваемые подрядчиком в соответствии с законодательством и относимые на себестоимость, и иные затраты, связанные с выполнением строительных работ по конкретному договору строительного подряда (на объекте строительства), подготовкой и сдачей объекта в эксплуатацию) (п.10 Инструкции № 44).

В состав косвенных затрат входят общепроизводственные и общехозяйственные затраты, которые не могут быть прямо отнесены к конкретному договору строительного подряда (объекту строительства). К ним можно отнести:

• затраты на организацию работ на строительных площадках;

• затраты на содержание производственных подразделений при условии, что этими подразделениями не оказываются услуги на сторону;

• затраты на перемещение имущества (в т.ч. строительных материалов и конструкций) между складом и объектами строительства, а также между объектами строительства;

• затраты на оплату труда управленческого персонала (основная и дополнительная заработная плата, выплаты стимулирующего характера);

• обязательные отчисления, установленные законодательством, от всех видов оплаты труда работников управленческого персонала;

• амортизационные отчисления по основным средствам, используемым управленческим персоналом;

• затраты на содержание и эксплуатацию служебного легкового транспорта;

• затраты на представительские цели;

• затраты на оплату услуг связи;

• другие затраты, связанные с выполнением строительных работ, прямо не относящиеся к конкретному договору строительного подряда (объекту строительства);

• другие затраты, непосредственно не связанные с осуществлением работ на строительном объекте, которые не могут быть прямо отнесены к конкретному договору строительного подряда (пп.11 и 12 Инструкции № 44).

Порядок отражения в бухгалтерском учете строительно-монтажных работ

Пунктом 10 Инструкции № 44 определено, что прямые затраты в организации, являющейся в соответствии с законодательством подрядчиком (субподрядчиком), при исполнении договоров строительного подряда учитываются по каждому договору строительного подряда (объекту строительства) по дебету счета 20 «Основное производство», субсчет «Себестоимость выполненных строительных работ», и кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материалов», 25 «Общепроизводственные затраты», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.

Косвенные общепроизводственные затраты учитываются на счете 25, субсчет «Косвенные общепроизводственные затраты», распределяются между договорами подряда (объектами строительства) в соответствии с методами, определенными учетной политикой организации, и ежемесячно списываются в дебет счета 20, субсчет «Себестоимость выполненных строительных работ» (п.11 Инструкции № 44).

Косвенные общехозяйственные затраты учитываются на счете 26 «Общехозяйственные затраты» и ежемесячно списываются в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (п.12 Инструкции № 44).

Учет хозяйственных операций у организации-подрядчика, выполняющей строительно-монтажные работы по договору строительного подряда, приведен в таблице (примечание).

 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Списана стоимость строительных материалов, израсходованных при выполнении строительно-монтажных работ
Отражена сумма начисленной заработной платы основным производственным рабочим
20
Отражена сумма уплачиваемых в соответствии с законодательством отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, а также обязательных страховых взносов от заработной платы
20
Отражена сумма начисленных амортизационных отчислений по собственной технике, используемой на объекте строительства
Списана стоимость горюче-смазочных материалов, израсходованных на эксплуатацию строительных машин и механизмов
25
10-3
Сумма общепроизводственных затрат списана на себестоимость выполненных строительно-монтажных работ
20
25
Отражена сумма затрат на управление строительством
10, 70, 69, 76
и др.
Отражена выручка по выполненным строительно-монтажным работам
Исчислен налог на добавленную стоимость от выручки от реализации строительно-монтажных работ
90-2
Общая сумма затрат, признанных расходами по договору строительного подряда, списывается на расходы по текущей деятельности
90-4
20
Списана сумма затрат, связанных с управлением организацией
90-5
26
Определен финансовый результат (прибыль) по выполненным строительно-монтажным работам
90-11

 

Примечание. Применение счетов, субсчетов, выбор методов оценки строительных материалов, учета и распределения затрат, а также другие существенные аспекты и особенности бухгалтерского учета устанавливаются учетной политикой организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

14.05.2014

 

Евгений Цыбин, специалист в области бухгалтерского учета и юриспруденции