


Материал помещен в архив
ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Объекты налогообложения земельным налогом
Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки (ст.193 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)):
• находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании физических лиц, а также принятые физическими лицами по наследству;
• находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций;
• предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. нормы по земельному налогу содержатся в главе 20 НК в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Комментарии см. здесь. |
![]() |
Справочно Порядок распоряжения земельными участками, предоставленными в постоянное и временное пользование, определен ст.15 и 16 Кодекса Республики Беларусь о земле.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.17 и 18 КоЗ в ред. Закона от 18.07.2022 № 195-З. Комментарий см. здесь. |
Налоговая база земельного налога
Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ст.195 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» О порядке определения налоговой базы для исчисления и уплаты земельного налога в 2018 году см. п.7 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29. |
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в порядке, установленном постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.06.2009 № 45/45 «О подтверждении кадастровой стоимости земельного участка» (п.2 ст.195 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. регламентирован порядок подтверждения кадастровой стоимости земельного участка для нотариального удостоверения договора отчуждения земельного участка (п.331 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утв. постановлением Минюста от 23.10.2006 № 63 в ред. постановления Минюста от 15.11.2022 № 139). |
Основаниями для исчисления земельного налога являются (п.3 ст.202 НК):
• государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
• сведения о наличии земель (в том числе сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода), представляемые землеустроительными службами исполнительных комитетов, сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);
• фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, включая случаи такого использования, установленные уполномоченными государственными органами, сведения о которых представляются налоговым органам землеустроительными службами исполнительных комитетов;
• документы, позволяющие определить данные земельного участка (площадь, категория, функциональное использование, кадастровая стоимость земельного участка), при наличии таких документов и отсутствии документов, указанных в абзаце 2 части первой п.3 ст.202 НК (акте, удостоверении, решении уполномоченного государственного органа).
Порядок исчисления земельного налога
Земельный налог исчисляется, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем (п.6 ст.202 НК):
• принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода прав на земельный участок;
• перехода права на земельный участок в случае, если в соответствии с законодательством такое решение не требуется (п.6 ст.202 НК).
Налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога, в отношении:
• земельного участка, предоставленного для одной цели, - в размере его кадастровой стоимости;
• земельного участка, предоставленного для нескольких целей, для которых в приложении 4 к НК предусмотрены разные ставки земельного налога, - в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;
• земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых в приложении 5 к НК предусмотрены разные ставки земельного налога, - в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;
• доли в праве на земельный участок, предоставленный для одной цели, - в размере кадастровой стоимости земельного участка, соответствующей доле в праве на земельный участок. При этом налоговая база и сумма земельного налога для каждого из плательщиков определяются соразмерно их долям в праве на земельный участок (п.3 ст.195 НК).
Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога (п.2 ст.202 НК).
Порядок исчисления земельного налога зависит от целевого назначения земельного участка
Ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от вида земель, в частности, для земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенных за пределами населенных пунктов; земель садоводческих товариществ и дачных кооперативов, и их функционального использования согласно приложению 5 к НК.
Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением согласно приложению 4 к НК (п.4 ст.195 НК).
Таким образом, в целях исчисления земельного налога при определении функционального использования земельного участка следует руководствоваться исключительно целевым назначением земельного участка, определенным соответствующим решением исполкомов (администрацией свободных экономических зон).
Следует учитывать, что земельный налог, используемый не по целевому назначению, исчисляется по ставкам, увеличенным на коэффициент 10, с 1-го числа месяца, с которого земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца (включительно), в котором указанные нарушения устранены (часть седьмая п.6 ст.202 НК).
![]() |
Обратите внимание! Нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 25 БВ, на юридическое лицо - от 20 до 100 БВ (часть 3 ст.15.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от 2 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 5 до 25 БВ, на юридическое лицо - от 20 до 50 БВ (ч.3 ст.16.10 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Комментарии см. здесь. |
В ситуации, когда целевое назначение земельного участка, определенное в решении исполкомов, не соответствует фактическому его назначению, следует руководствоваться Положением о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 (далее - Положение № 667).
![]() |
Справочно Категория земель - земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны (абзац шестой п.2 Положения № 667). Основное целевое назначение земель, земельного участка - установленные законодательством порядок, условия и ограничения использования земель, земельного участка для конкретных целей (абзац восьмой п.2 Положения № 667). |
Порядок изменения основного целевого назначения земель, земельных участков
Перевод земель, земельных участков из одних категорий в другие производится в случае изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при:
• изъятии и предоставлении земельных участков;
• прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, собственности и аренды на земельные участки;
• подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую (п.7 Положения № 667).
![]() |
Справочно Перевод земель, земельных участков, находящихся в постоянном или временном пользовании, пожизненном наследуемом владении, собственности и аренде, из одних категорий в другие по заявлениям землепользователей осуществляется по решениям областных, Минского городского исполнительных комитетов, в случае если земельные участки были предоставлены Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, областными, Минским городским исполнительными комитетами, а также до 27 ноября 1996 г. Президиумом Верховного Совета Республики Беларусь, и по решениям районных исполнительных комитетов - в случае предоставления земельных участков иными государственными органами. Перевод земель, земельных участков, находящихся в постоянном или временном пользовании, пожизненном наследуемом владении, собственности и аренде, из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда в другие категории осуществляется по заявлениям землепользователей по решениям областных, Минского городского исполнительных комитетов (п.10 Положения № 667). |
В соответствии с п.11 Положения № 667 для перевода земель, земельных участков из одной категории в другую землепользователи подают заявление в районный, Минский городской, городской (городов областного подчинения) исполнительный комитет по месту нахождения таких земель, земельного участка.
В заявлении указывается:
• кадастровый номер земельного участка;
• местонахождение земель, земельного участка (адрес земельного участка);
• вещное право на земельный участок;
• категория земель, в состав которых входят земли, земельный участок, и категория земель, в состав которых предполагается осуществить перевод;
• виды земель, составляющие земли, земельный участок;
• обоснование необходимости перевода земель, земельного участка из одной категории в другую.
К заявлению прилагаются без нотариального засвидетельствования копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, копия земельно-кадастрового плана (части плана) с границами земельного участка.
Принятое решение в соответствии с п.3 ст.202 НК является основанием для внесения изменений в налоговую декларацию с соответствующим определением функционального использования земельного участка и ставки земельного налога.
Перерасчет земельного налога производится с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения (п.6 ст.202 НК).
Таким образом:
• функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением (п.4 ст.195 НК, приложение 4 к НК);
• при исчислении земельного налога необходимо руководствоваться целевым назначением земельного участка, которое содержится в решении исполкома или документах государственной регистрации (пп.2, 3 ст.202, пп.1-3 ст.195 НК, приложение 5 к НК);
• в случае, если земельный участок используется не по целевому назначению либо предполагается изменение его назначения (строительство новых объектов, перепрофилирование действующих объектов и др.), влияющие на его целевое назначение, следует подать заявление о переводе земельного участка из одной категории (основное целевое назначение) в другую (пп.7, 10 Положения № 667).
![]() |
Пример В пользовании организации находится земельный участок, используемый для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружений завода. Данное использование подтверждено свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации земельного участка. Земельный налог исчислялся исходя из функционального использования земельного участка как производственной зоны. Одно из производственных зданий, находящихся на указанном выше земельном участке, было реконструировано, с последующим размещением в нем магазина розничной торговли и физкультурно-оздоровительного центра. Вследствие реконструкции здания изменилось целевое назначения земельного участка, на котором он расположен, и, соответственно, его функциональное использование (общественно-деловая зона) (приложение 4 к НК). Организации с момента использования здания по новому назначению следует подать заявление об изменении целевого назначения земельного участка, на котором находится реконструированное здание. |
26.01.2017
Валерий Шафранский, экономист