Комментарий от 07.03.2019
Автор: Лимож Н.

Особенности закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания в 2019 году. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 № 40


 

Материал помещен в архив

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ В 2019 ГОДУ.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 № 40

Особенности централизации государственных закупок медицинских товаров

Закупки медицинской техники и изделий медицинского назначения в Республике Беларусь регулируют Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З), Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. вместо постановления № 778 действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"».

 

С учетом подписанного 29 мая 2014 г. правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС) закупки указанных категорий товаров должны осуществляться по результатам аукционов.

Вместе с тем п.25 перечня товаров, работ и услуг, по которым закупки осуществляются путем проведения аукциона (приложение 4 к Протоколу о порядке регулирования закупок, приведенному в приложении 25 к Договору о ЕАЭС; далее - Протокол), предусматривается возможность установления законодательством государства - члена ЕАЭС особенностей при проведении закупок медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Следует отметить, что с 2009 года и по настоящее время в Республике Беларусь существуют особенности централизации государственных закупок медицинских товаров - лекарственных средств, лечебного питания и медицинских изделий.

Эти особенности ранее были определены актами Главы государства, в частности в 2018 году отражены в Указе Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 46 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (утратил силу с 1 января 2019 г. в связи с окончанием срока действия) (далее - Указ № 46), а именно:

• организаторами проведения централизованных закупок определены специализированные предприятия РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и другие предприятия системы «ФАРМАЦИЯ» и РУП «Белмедтехника», подчиненные Министерству здравоохранения Республики Беларусь, которые от своего имени заключают договоры с участниками-победителями для последующей реализации медицинских товаров клиникам (заказчикам);

• заказчики без проведения процедур осуществляют закупки медицинских товаров у определенных Указом № 46 организаторов.

Данная система закупок не ущемляет прав производителей Евразийского экономического союза и поставщиков медицинских товаров, предоставляя им доступ к процедурам государственных закупок наравне с белорусскими производителями и поставщиками медицинских товаров.

Заключение внешнеторгового контракта с предприятиями «БЕЛФАРМАЦИЯ» и другими предприятиями системы «ФАРМАЦИЯ» и «Белмедтехника» позволяет поставщикам Евразийского экономического союза, не являющимся резидентами Республики Беларусь, производить расчеты в российских рублях или другой валюте, что невозможно в случае заключения контракта непосредственно с организациями здравоохранения в связи с отсутствием у большинства из них валютных счетов.

Осуществляемая централизация закупок позволяет значительно снижать цены на медицинские товары, упрощать деятельность поставщиков по поставке медицинских товаров вследствие укрупнения закупок и наличия правоотношений с ограниченным количеством организаторов, своевременно осуществлять расчеты с поставщиками и поддерживать складские запасы, обеспечивая ритмичную отгрузку медицинских товаров больницам.

Функционирующие в составе предприятий «ФАРМАЦИЯ» контрольно-аналитические лаборатории гарантируют надлежащее качество реализуемых лекарств, исключают поставку в больницы лекарственных средств ненадлежащего качества, с истекающим сроком годности. Высококвалифицированные специалисты организаторов обладают опытом оформления статистических деклараций, таможенного декларирования импортных товаров, получения соответствующих разрешений уполномоченных государственных органов на ввоз товаров, ограниченных по перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям экономического и неэкономического характера.

Несмотря на имеющиеся особенности централизации государственных закупок, их прозрачность обеспечивается за счет соблюдения следующих условий:

• правильный выбор лекарственных средств и изделий медицинского назначения и определение потребностей;

• гарантированное финансирование и выборка заявленных объемов;

• выбор поставщика и обеспечение качества;

• возможность осуществления контроля за закупками.

В связи с окончанием действия Указа № 46 принят Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2019 № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее - Указ № 40).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. Указ № 40 утратил силу в связи с истечением срока действия. С этой даты по 31 декабря 2022 г. действовал Указ от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».

С 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. действует постановление Совмина от 15.12.2022 № 869 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания». Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Принятие Указа № 40 не противоречит п.11 Протокола, которым государству-члену предоставлено право в одностороннем порядке в своем законодательстве о закупках установить особенности осуществления закупок, связанные с необходимостью соблюдения конфиденциальности информации о потенциальных поставщиках до окончания осуществления закупки, а также в исключительных случаях на срок не более 2 лет - особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ и услуг.

 

В частности, Указом № 40 сохранена существующая система централизованных государственных закупок медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, которая предусматривает следующие схемы государственных закупок:

1) РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и РУП «Белмедтехника» проводят процедуры закупок медицинских товаров и заключают договоры поставки для дальнейшей реализации организациям здравоохранения;

2) РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и РУП «Белмедтехника» проводят процедуры закупок медицинских товаров и ее результаты передают областным предприятиям «ФАРМАЦИЯ» и дочерним предприятиям РУП «Белмедтехника» для заключения договоров поставки и дальнейшей реализации организациям здравоохранения;

3) областные предприятия «ФАРМАЦИЯ» и дочерние предприятия РУП «Белмедтехника» проводят процедуры закупок медицинских товаров и заключают договоры поставки для дальнейшей реализации организациям здравоохранения.

Одновременно следует отметить, что организаторами проводятся процедуры закупок медицинских товаров фактически за счет собственных средств, бюджетные средства не используются. В свою очередь, как предусмотрено Указом № 40, уже заказчики приобретают соответствующие товары напрямую у организаторов за счет бюджетных средств, то есть без проведения конкурентных процедур государственных закупок, в частности, из одного источника.

При этом при осуществлении закупок медицинских товаров в системе здравоохранения предусмотрена как централизация процедур закупок - проведение организатором процедур закупок однородных медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания, заключение и исполнение им договоров с участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) для нужд нескольких заказчиков, так и централизация финансовых средств, когда для государственного органа или структурного подразделения облисполкома (Мингорисполкома) предусматриваются средства республиканского (местного) бюджета на оплату в централизованном порядке приобретения медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания для нужд подчиненных организаций. Государственный орган (структурное подразделение облисполкома, Мингорисполкома) распределяет через организатора приобретенные медицинские изделия, лекарственные средства и лечебное питание между подчиненными (входящими в систему) учреждениями здравоохранения.

Вместе с тем проведение процедур государственных закупок силами организаций здравоохранения будут сопровождать следующие негативные факторы:

• потребуется введение дополнительных штатных единиц квалифицированных специалистов в области государственных закупок, следовательно, рост бюджетных затрат;

• произойдет рост цен за счет децентрализации, дробных поставок;

• будет невозможно обеспечить постоянное наличие всех необходимых для лечебного процесса медицинских товаров, возникнут перебои в оказании медицинской помощи.

Кроме того, большое количество различных организаций, участвующих в закупках, делает этот процесс неэффективным, чреватым излишними затратами, приводит к созданию излишков одних лекарственных средств или изделий медицинского назначения и дефициту других, разбросу цен, снижению конкуренции.

В целях экономии средств государственного бюджета Указом № 40 определены организаторы из числа организаций, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, для проведения централизованных процедур и осуществления закупок медицинских товаров.

Проведение централизованных закупок медицинских товаров будет проводиться по перечням, которые утверждаются Управлением делами Президента Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом (п.3 Указа № 40), которым также предоставлено право определять пороговое значение ориентировочной стоимости товаров, подлежащих централизованной закупке.

Договорные отношения, размер вознаграждения

По результатам процедуры закупки заключаются несколько договоров. Заказчики, дочерние предприятия РУП «Белмедтехника» и областные предприятия «ФАРМАЦИЯ» заключают договоры от своего имени с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника) по результатам проведенных ими или РУП «Белмедтехника» и РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» процедур закупок. Заказчики, дочерние предприятия РУП «Белмедтехника» и областные предприятия «ФАРМАЦИЯ» являются юридическими лицами, имеют свои источники финансирования, самостоятельно заключают договоры с участниками-победителями, осуществляют их исполнение.

Также в Указе № 40 сохранены положения в части заключения договоров комиссии и размера комиссионного вознаграждения при закупке медицинских изделий для строящихся объектов учреждений здравоохранения (п.2 Указа № 40).

Необходимо отметить, что для урегулирования вопроса по установлению порядка определения предельного размера вознаграждения организаторами, подчиненными Министерству здравоохранения Республики Беларусь, издан приказ от 23.10.2018 № 1070 «Об утверждении Порядка расчета предельного размера вознаграждения организаторами процедур государственных закупок по договорам комиссии», который вступил в силу с 1 января 2019 г.

Данный порядок расчета определен для следующих организаторов: РУП «Белмедтехника», РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и областных предприятий «ФАРМАЦИЯ».

Республиканское унитарное предприятие «Белмедтехника» информационным письмом от 08.11.2018 № 4-15/26625 определило и довело аналогичный порядок расчета предельного размера вознаграждения до дочерних предприятий «Медтехника», учредителем которых оно является.

Указом № 40 предусмотрено, что организатор при заключении договора комиссии представляет в государственный орган, определивший организатора, расчет предельного размера вознаграждения с приложением подтверждающих документов.

Государственный орган (его структурные подразделения) анализирует представленный расчет и в пределах планируемых средств на очередной финансовый год определяет размер вознаграждения и согласовывает его с соответствующим финансовым органом. Установленный размер вознаграждения отражается в договоре комиссии (подп.1.4 п.1 Указа № 40).

Кроме того, РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и областным предприятиям «ФАРМАЦИЯ» предоставлено право по результатам каждой последующей процедуры закупки заключать дополнительные соглашения к заключенным договорам с поставщиками лекарственных средств и лечебного питания (подп.1.5 п.1 Указа № 40).

Исходя из многолетней практики заключения контрактов с резидентами иностранных государств, не всегда представляется возможным в течение календарного года заключение нескольких отдельных контрактов (договоров) по каждой позиции (лоту) с одним и тем же участником-победителем по причинам: экономической политики поставщика-нерезидента, особенно производителя; отсутствия возможности работать в рамках одного контракта; увеличения документооборота поставщика-нерезидента, увеличения его складских затрат, увеличения финансовых затрат поставщика на оформление сопровождающих документов и др.; небольших объемов закупки некоторых лекарственных средств.

На заключение договора по каждой позиции победителям процедур закупок - нерезидентам Республики Беларусь, как правило, необходим длительный срок, который составляет от 3 до 6 месяцев, что превышает срок, установленный п.4 ст.25 Закона № 419-З.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться п.1 ст.24 Закона № 419-З, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З.

 

В связи с большим количеством процедур закупок и фактической невозможностью в установленные законодательством сроки заключения договора по результатам их проведения по каждому наименованию, в частности с участниками-победителями, являющимися резидентами иностранных государств, создаются предпосылки к нарушению системы непрерывного лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения, в том числе и за счет средств Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Между тем практика заключения договора поставки идет путем заключения дополнительного соглашения (ст.402, п.2 ст.404, п.3 ст.425 Гражданского кодекса Республики Беларусь, п.4 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444).

Так, по результатам проведенной процедуры закупки участнику-победителю предлагается заключить договор (контракт) в форме, прилагаемой к пакету документов. Данный договор (контракт) фактически является рамочным договором (договор, который содержит лишь основные согласованные условия, которые подлежат последующему уточнению по результату процедуры закупки), имеет единую редакцию для всех участников-победителей.

В соответствии с требованиями законодательства о государственных закупках (п.2 ст.25 Закона № 419-З) рамочный договор (контракт) также содержит обязательные условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также обязательные условия о порядке оплаты и осуществления покупателем приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором.

Основные условия проведенной процедуры закупки и условия предложения участника-победителя содержатся в дополнительном соглашении к договору (контракту), а именно: наименование лекарственного средства, производитель лекарственного средства, цена, количество, общая стоимость закупки, сроки поставки и сроки оплаты. Таким образом, дополнительное соглашение конкретизирует отдельные существенные условия рамочного договора согласно проведенной процедуре закупки по наименованию, цене, количеству, сумме закупки, срокам поставки и оплаты, то есть дополняет договор (контракт) и не изменяет его.

Такие дополнительные соглашения заключаются с поставщиками лекарственных средств и лечебного питания в случае, если поставщик был участником-победителем в нескольких процедурах закупок.

Поставщики - нерезиденты Республики Беларусь такие дополнительные соглашения к договору (контракту) заключают в срок до 30 дней, в отличие от самого договора (контракта), что позволяет в более короткие сроки осуществить поставки лекарственных средств и лечебного питания и обеспечить непрерывный лечебный процесс.

Подписание такого дополнительного соглашения к договору позволяет сократить сроки заключения договоров (контрактов) и существенно ускорить исполнение договорных условий.

Кроме того, если поставки нескольких лекарственных средств осуществляются по одному контракту, то сбор за совершение таможенных операций распределяется между всеми товарными позициями, заявленными в таможенной декларации, поступившими в рамках одной поставки грузоотправителя.

При поставке лекарственных средств по каждому отдельному контракту данный сбор будет добавляться к стоимости каждой товарной позиции в рамках заключенного контракта, что в свою очередь приведет к росту цен на лекарственные средства, росту банковских расходов, а также увеличит в несколько раз документооборот и нагрузку на предприятие.

Закупки технических средств социальной реабилитации

Также Указом № 40 организатором проведения процедур государственных закупок при закупке технических средств социальной реабилитации, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, определено республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (далее - РУП БПОВЦ), а также при осуществлении централизованных закупок предоставлено право заказчикам закупать без проведения процедур закупок за счет бюджетных средств изделия медицинского назначения у РУП БПОВЦ и его филиалов по результатам проведенных ими процедур закупок, а также у РУП БПОВЦ и его филиалов товаров собственного производства.

Республиканское унитарное предприятие БПОВЦ является государственной организацией, подчиненной Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь. При этом в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2005 № 35 «Об утверждении номенклатуры организаций здравоохранения» РУП БПОВЦ - организация здравоохранения особого типа, оказывающая специализированную медицинскую протезно-ортопедическую и реабилитационную помощь в стационарных и амбулаторных условиях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 декабря 2019 г. в постановление № 35 внесены изменения постановлением Минздрава от 03.12.2019 № 112, в частности, в названии слово «утверждении» заменено словом «определении».

 

В РУП БПОВЦ создана инфраструктура, позволяющая обеспечивать проведение медико-социальной реабилитации инвалидов и удовлетворение в полном объеме их потребностей в средствах реабилитации. Так, ведется учет выданных средств реабилитации на всей территории Республики Беларусь, проводится постоянный мониторинг потребности в средствах реабилитации граждан через организации системы социальной защиты и здравоохранения, осуществляется гарантийное и сервисное обслуживание средств реабилитации на всей территории республики, организована доставка средств реабилитации.

Услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи и обеспечению средствами реабилитации максимально приближены к месту жительства нуждающихся граждан.

Изготовление протезов и большинства протезно-ортопедических изделий, других средств реабилитации, в том числе кресел-колясок, осуществляется РУП БПОВЦ сугубо индивидуально для каждого инвалида, учитывая его физическое состояние, возраст, активный или малоподвижный образ жизни на основании медицинских показаний. Кроме этого, первичное, сложное, парное либо атипичное протезирование осуществляется только в условиях стационара РУП БПОВЦ.

Таким образом, законодатель признал нецелесообразными закупки на протезирование и обеспечение средствами реабилитации граждан за пределами Республики Беларусь, так как это повлечет дополнительные расходы граждан (проезд, проживание, питание и т. д.), при этом будут соответственно увеличиваться сроки получения изготовленных протезно-ортопедических изделий.

Также уточнено, что договоры с участниками-победителями (участниками процедуры закупки из одного источника) имеют право заключать от своего имени в том числе заказчики по результатам проведенных РУП БПОВЦ процедур закупок (подп.1.2, 1.3 п.1 Указа № 40).

Срок действия Указа № 40 - 2 года: с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.

Через два месяца после официального опубликования Указа № 40 Совет Министров Республики Беларусь должен определить порядок составления расчета размера вознаграждения по договору комиссии, заключенного между организатором и заказчиком договора, что позволит организаторам представить государственным органам расчет указанного размера вознаграждения.

 

07.03.2019

 

Николай Лимож, юрист