


Материал помещен в архив
ОСПАРИВАНИЕ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА КАК ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ
![]() |
Ситуация Участник процедуры государственных закупок обжаловал решение комиссии организатора о выборе участника - победителя процедуры государственных закупок (электронный аукцион) в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, которым в свою очередь, было принято решение об отсутствии нарушений в действиях комиссии организатора. Каким образом участнику защитить свои права, которые, по его мнению, нарушены? |
В соответствии с законодательством о государственных закупках участникам процедур государственных закупок, а также иным юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предоставлено право защиты своих прав в случае их нарушения вследствие действия (бездействия), решений заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта.
Такая защита прав может быть инициирована тремя способами, каждый из которых реализуется в разное время в период проведения процедуры государственной закупки, с различными правовыми последствиями при обращении за защитой к разным субъектам.
Способы защиты прав в случае их нарушения вследствие действия (бездействия), решений заказчика (организатора), товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта
Обращение к заказчику (организатору), товарной бирже, оператору электронной торговой площадки, оператору официального сайта
Способ защиты нарушенного права | Нормативное обоснование | Срок и условия обжалования |
Обращение к заказчику (организатору), товарной бирже, оператору электронной торговой площадки, оператору официального сайта. Форма обращения - заявление |
Статья 52 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» |
Для участников - обращение возможно на любом этапе проведения процедуры государственной закупки до заключения договора на государственную закупку, если не начато обжалование в уполномоченном государственном органе по государственным закупкам. Для лиц, не являющихся участниками, - обращение возможно только на этапе до истечения срока для подготовки и подачи предложений в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Законом с изменениями, внесенными Законом от 31.01.2024 № 354-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.4 Закона № 354-З. Комментарии см. здесь. |
При реализации данного права на обжалование субъекту, права которого нарушены, следует учитывать наличие или отсутствие у него статуса участника.
Участником признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, участвующее в процедуре государственной закупки в качестве потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть подавшее предложение для участия в процедуре (абзац 22 ст.1 Закона).
Участником признается юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель:
• представившее предложение, - в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (за исключением процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты);
• получившее индивидуальное приглашение к участию в процедуре государственной закупки, - в случае проведения закрытого конкурса, а также процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты;
• получившее приглашение к заключению договора, - в случае проведения процедуры закупки из одного источника (п.1 ст.14 Закона).
![]() |
Обратите внимание! При обращении к указанным лицам заявление рассматривается и по нему принимается решение, сама процедура государственных закупок продолжается, не приостанавливается. |
Обращение в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам
Способ защиты нарушенного права | Нормативное обоснование | Срок и условия обжалования |
Обращение в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам - Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - Министерство антимонопольного регулирования и торговли) (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» Форма обращения - жалоба. От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июня 2023 г. в подп.1.1 п.1 Указа № 590 внесено изменение Указом от 22.06.2023 № 178. Изменение не повлияло на суть материала |
Статьи 53-56 Закона | Для участников - обращение с жалобой возможно на любом этапе проведения процедуры государственной закупки, если договор не заключен, в том числе если заказчик (организатор), товарная биржа, оператор электронной торговой площадки либо оператор официального сайта не приняли в установленный срок решения по результатам рассмотрения заявления такого лица либо такое лицо не удовлетворено принятым решением по рассмотрению его заявления, и при соблюдении сроков подачи жалобы, предусмотренных п.2 ст.54 Закона. Для лиц, не являющихся участниками, - обращение возможно до истечения срока для подготовки и подачи предложений в части, касающейся приглашения или документов, представляемых участнику для подготовки предложения |
Жалоба может быть подана:
• в отношении приглашения и документов, представляемых участнику для подготовки предложения, - в течение срока для подготовки и представления предложений;
• в иных случаях - не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.
Для этого способа защиты также имеет значение правовой статус субъекта (участник (не участник)).
![]() |
Обратите внимание! При обращении в Министерство антимонопольного регулирования и торговли процедура государственных закупок приостанавливается (ст.56 Закона), когда заказчик (организатор) не вправе совершать какие-либо действия применительно к процедуре и не может принимать решения по ней до момента принятия решения Министерством антимонопольного регулирования и торговли по жалобе (фактически это момент размещения протокола с решением по результатам рассмотрения жалобы, который Министерство антимонопольного регулирования и торговли в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения размещает на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры государственной закупки) (часть четвертая подп.1.15 п.1 Указа № 590).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 июня 2023 г. подп.1.15 п.1 Указа № 590 исключен Указом № 178. |
Тем самым, если в рассматриваемой ситуации участник процедуры государственных закупок обжаловал решение комиссии организатора о выборе участника - победителя процедуры государственных закупок (электронный аукцион) в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, то исходя из наличия или отсутствия факта нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы, а также нарушений в действиях организатора при проведении процедуры принимается решение по жалобе.
Полномочия Министерства антимонопольного регулирования и торговли при принятии решения предусмотрены п.6 ст.55 Закона:
• обязать совершить действия, применить процедуры либо принять решение, соответствующие законодательству о государственных закупках;
• отменить незаконное решение;
• распорядиться о прекращении процедуры государственной закупки и обязать заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или в случае, предусмотренном п.33 приложения к Закону, процедуру закупки из одного источника. В этой ситуации жалоба признается обоснованной (п.1 ст.26 Закона);
• признать жалобу необоснованной;
• разрешить заключение договора.
Так, если по результатам рассмотрения жалобы Министерством антимонопольного регулирования и торговли принято решение, из которого не усматривается нарушений со стороны заказчика и, очевидно, жалоба признана необоснованной, то процедура возобновляется после размещения протокола на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры государственной закупки. Фактически процедура государственной закупки завершается либо заключением договора на государственную закупку, признанием ее несостоявшейся, либо ее отменой.
Однако, если, по мнению участника, его права по-прежнему нарушены, несмотря на принятое решение, Закон предусматривает возможность защиты нарушенных прав в судебном порядке.
Обращение в суд
Третий способ защиты прав - судебная защита (ст.57 Закона), которая может быть обеспечена оспариванием процедуры государственной закупки и обжалованием решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам.
Решение уполномоченного государственного органа по государственным закупкам может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (п.3 ст.57 Закона).
Как представляется, оспаривание решения Министерства антимонопольного регулирования и торговли в этой ситуации проблему участника не решит, поскольку суд будет связан требованием заявителя.
Форма обращения в суд в этом случае - заявление, подаваемое в соответствии с главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК).
Суд, рассматривающий спор в данном случае, - Верховный Суд Республики Беларусь (часть вторая ст.48 ХПК).
Размер государственной пошлины составляет 50 БВ по каждому требованию (акту) (подп.2.1 п.2 приложения 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.3.1 п.3 приложения 15 к вышеназванному Кодексу, изложенному в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Размер государственной пошлины не изменился. |
Суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт или обжалуемые действия (бездействие) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, принимает решения о признании ненормативного правового акта недействительным или о признании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица незаконными (ст.230 ХПК).
Также суд выносит решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина.
Однако следует учитывать, что у Министерства антимонопольного регулирования и торговли отсутствует компетенция вне рассмотрения жалобы воздействовать на заказчика, поскольку после заключения договора на государственную закупку (который к моменту вынесения решения судом может быть заключен), равно как после признания процедуры несостоявшейся или ее отмены, полномочий Министерству антимонопольного регулирования и торговли п.6 ст.55 Закона не предоставляется.
Поэтому логично оспаривать решение комиссии организатора, которое нарушает права или законные интересы участника, нежели самого уполномоченного государственного органа по государственным закупкам.
Полагаем, наиболее действенным и эффективным для защиты прав в рамках третьего способа защиты может быть обращение заинтересованного лица в суд с иском о признании процедуры государственной закупки, проведенной с нарушением законодательства о государственных закупках, недействительной.
Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (пп.1, 2 ст.57 Закона). Очевидно, в этом случае следует учитывать и статус заинтересованного лица, точнее - характер его интереса как основание для обращения в суд.
В судебной практике при оспаривании торгов сформировалась позиция, когда заинтересованным признается лицо, чьи права и законные интересы были нарушены при проведении торгов, и в качестве заинтересованного лица может выступать не только непосредственный участник торгов, но также лицо, которому было отказано в участии в торгах. Процедурно при рассмотрении иска суд оценит сведения о наличии у истца обоснованного законного интереса в надлежащем проведении торгов, а также доказательства нарушения его прав либо законных интересов (п.5 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах»).
Помимо этого, в исковом производстве заинтересованному лицу принадлежит также право реализовать иные требования, включая требование о возмещении убытков (ст.11 Гражданского кодекса Республики Беларусь), если вследствие нарушения его прав и законных интересов ему причинены убытки.
12.09.2017
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»