


Материал помещен в архив
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛЫХ, СРЕДНИХ ГОРОДАХ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ
Общепринятой целью предпринимательской деятельности считается систематическое получение прибыли, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом РБ (далее - ГК) предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст.1 ГК).
Данная цель одинаково важна и для инвесторов, осуществляющих в Республике Беларусь инвестиционную деятельность, которая в соответствии с нормами Инвестиционного кодекса РБ рассматривается как действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата (ст.2 Инвестиционного кодекса РБ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. Взамен названного кодекса принят Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях». |
На территории всей Республики Беларусь созданы одинаковые условия для занятия как предпринимательской, так и инвестиционной деятельность, следовательно, право на их осуществление гарантировано. Поскольку большая часть субъектов хозяйствования сконцентрирована в столице, городах областного и районного подчинения, для обеспечения экономического развития малых и средних городских поселений, а также сельских населенных пунктов созданы специальные правовые режимы, в рамках которых установлены льготы и преференции, включающие особый порядок уплаты налогов, сборов, кредитование на более привлекательных условиях, предоставление рассрочки исполнения налоговых обязательств для субъектов, приобретающих убыточные сельскохозяйственные организации, по обязательствам таких организаций.
Далее предлагаем рассмотреть такие специальные правовые режимы в контексте особенностей осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Специальный правовой режим № 1: осуществление деятельности в населенных пунктах с численностью населения не более 50 тысяч человек
Правовая регламентация: Декрет Президента РБ от 28.01.2008 № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» (далее - Декрет № 1), который распространяет свое действие на коммерческие организации, созданные с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2012 г. в связи с принятием Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 Декрет № 1 утратил силу. |
![]() |
Справочно К населенным пунктам с численностью населения свыше 50 тыс. человек относятся города Барановичи, Брест, Пинск, Витебск, Новополоцк, Орша, Полоцк, Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица, Светлогорск, Гродно, Лида, Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк, Солигорск, Бобруйск, Могилев, Минск (постановление Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1»). |
Субъекты, применяющие Декрет № 1: коммерческие организации, в т.ч. с иностранными инвестициями, созданные (примечание 1) с 1 апреля 2008 г. на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек.
Условие применения Декрета № 1: наличие сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства) (выдается Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами на основании постановления Совета Министров РБ от 20.10.2010 № 1520 «Об утверждении Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства и Положения о порядке выдачи сертификатов услуг собственного производства банкам, небанковским кредитно-финансовым и страховым организациям»).
Льготы и преимущества.
1. При приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства, а также осуществлении внешней торговли товарами собственного производства не применяются:
- меры нетарифного регулирования путем введения количественных и (или) иных ограничений (за исключением устанавливаемых в соответствии с законодательством предельных минимальных цен на товары, поставляемые за пределы Республики Беларусь);
- исключительные права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров;
- требование обязательного заключения сделок на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»;
- специальные процедуры закупок, поставок либо проведения тендеров, осуществляемых уполномоченными государственными органами либо комиссиями (подп.1.6 п.1 Декрета № 1).
2. Коммерческие организации вправе:
- самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;
- самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, за исключением социально значимых товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров РБ.
![]() |
Справочно В настоящее время данный перечень утвержден постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495. |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. вместо перечня № 495 действует перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35. С 15 января 2016 г. перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством торговли, на основании постановления Совета Министров РБ от 11.01.2016 № 8 утратил силу. Некоторые позиции данного перечня перенесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли не более 90 дней в течение одного года, утвержденный постановлением № 35. |
- самостоятельно определять поставщиков или покупателей продукции, товаров (работ, услуг) для собственного производства и продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;
- самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам, но не ниже ее минимального размера, определенного Советом Министров РБ;
- страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь (подп.1.7 п.1 Декрета № 1).
3. Налогообложение.
Уплачиваемые налоги | Льготы и преимущества |
1. Налог на добавленную стоимость, в т.ч. ввозной (кроме случая ввоза на территорию республики технологического оборудования для формирования уставного фонда созданной коммерческой организации - см. п.3 столбца «Льготы и преимущества»). 2. Акцизы. 3. Гербовый и оффшорный сборы. 4. Государственная пошлина. 5. Таможенные пошлины и сборы. 6. Земельный налог. 7. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. 8. Экологический налог. 9. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. 10. Иные налоги, исчисляемые, удерживаемые и перечисляемые при исполнении обязанностей налогового агента (например, подоходный налог) |
1. В течение 7 лет со дня создания коммерческой организации не исчисляется и не уплачивается налог на прибыль в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при наличии их раздельного учета (примечание 2). 2. В течение 5 лет со дня их создания не исчисляются и не уплачиваются: - иные налоги и сборы (примечание 3) (за исключением пп.1-9 столбца «Уплачиваемые налоги», а также исполнения обязанностей налогового агента); - отчисления в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами (подп.1.1 п.1 Декрета № 1). Примечание. В указанных выше случаях начало периода определяется с 1-го числа 1-го месяца квартала, в котором создана коммерческая организация. 3. Освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402-8408, 8410-8431, 8433-8443, 8444 00, 8445-8448, 8449 00 000 0, 8450-8466, 8468, 8471-8475, 8477-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504-8508, 8514-8517, 8523, 8528-8531, 8535-8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00, 9010-9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030-9032 (речь идет о технологическом оборудовании), ввозимых на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций, за исключением организаций, перечисленных в подп.1.8 п.1 Декрета № 1 (см. ниже «Недостатки»). От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 августа 2012 г. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 № 850, на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утратил силу. Следует применять Единый таможенный тариф Таможенного союза, утвержденный решением № 54. Примечание. Суммарная стоимость технологического оборудования не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах таких организаций |
Специальные правила для ввоза технологического оборудования для целей формирования уставного фонда:
а) в случаях ввоза на территорию Республики Беларусь технологического оборудования для внесения оставшейся части (увеличения) уставного фонда коммерческих организаций, которое на момент таможенного оформления (ввоза) в учредительных документах данной организации не определено в качестве неденежного вклада, - освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС предоставляется после регистрации в установленном порядке дополнений в учредительные документы об увеличении уставного фонда названной коммерческой организации за счет внесения этого технологического оборудования;
б) при условии применения коммерческими организациями освобождения от ввозных таможенных пошлин и НДС - подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что на коммерческую организацию, для вклада в уставный фонд которой ввозится технологическое оборудование, распространяются положения Декрета № 1 в части создания специальных правил для субъектов, применяющих Декрет № 1.
4. Освобождение от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами - нерезидентами и физическими лицами - нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в т.ч. от сдачи имущества в аренду.
5. На субъектов, применяющих Декрет № 1, не распространяются нормы Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618) в части необходимости осуществления государственных закупок с применением установленных процедур закупок (конкурса, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры оформления конкурентного листа, процедуры закупки из одного источника) при приобретении товаров (работ, услуг) для собственного производства (подп.4.2 п.4 Указа № 618).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. п.4 Указа № 618 на основании Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 утратил силу. |
Недостатки. Действие Декрета № 1 не распространяется на:
1) коммерческие организации, созданные путем реорганизации, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения к коммерческой организации, применяющей положения Декрета № 1, другого юридического лица;
2) банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации;
3) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
4) резидентов свободных экономических зон и Парка высоких технологий;
5) коммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
6) коммерческие организации, осуществляющие:
- производство товаров (работ, услуг) с использованием основных средств, находящихся в собственности или на ином вещном праве этой организации, и (или) труда работников данной организации в населенных пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. человек;
- производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
- деятельность в сфере игорного бизнеса;
- деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
- деятельность, связанную с обороной государства, в части инвестиций, предпринимательства и другой экономической деятельности;
- переработку, хранение, реализацию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств;
- переработку, хранение, обезвреживание, реализацию радиоактивных и иных опасных материалов;
- переработку, хранение, реализацию наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;
- посев, выращивание, переработку, хранение, реализацию культур, содержащих наркотические средства, психотропные или ядовитые вещества;
- производство и (или) реализацию алкогольной продукции, табачных изделий;
- изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
- издательскую деятельность, учреждение средств массовой информации, производство и выпуск массовой информации, включая деятельность в области радиовещания и телевидения, в т.ч. подготовку и трансляцию радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
- лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
- лечение животных с особо опасными заболеваниями.
![]() |
Важно! В случае ликвидации коммерческая организация обязана уплатить налоги и сборы, от которых освобождалась по Декрету № 1, за квартал, в котором принято решение о ее ликвидации, и за 12 месяцев, непосредственно предшествовавших этому кварталу, - не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации (подп.1.5 п.1 Декрета № 1). |
Специальный правовой режим № 2: осуществление деятельности в сельской местности
Правовая регламентация: Декрет Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (далее - Декрет № 9).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 января 2013 г. Декрет № 9 на основании Указа Президента РБ от 08.01.2013 № 11 утратил силу. Предпринимательская деятельность в сельской местности регулируется Декретом Президента РБ от 07.05.2012 № 6. |
Субъекты, применяющие Декрет № 9: организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, индивидуальные предприниматели.
Условие применения Декрета № 9: нахождение организации (проживание индивидуального предпринимателя) в сельской местности и осуществление в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
![]() |
Справочно Сельская местность - территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения. |
Допускается одновременное осуществление деятельности в сельской местности и за ее пределами, а также торговой посреднической деятельности с применением особого порядка по Декрету № 9 при условии ведения раздельного учета выручки, полученной от этих видов деятельности.
Льготы и преимущества:
1. При реализации инвестиционных проектов, прошедших в установленном порядке экспертизу областного исполнительного комитета, в сельских населенных пунктах банки вправе выдавать кредиты в размере не более 20 000 евро, без обеспечения исполнения обязательств (без залога имущества, поручительства и т.д.).
2. Налогообложение.
Уплачиваемые налоги | Льготы и преимущества |
Общий порядок | 1. Освобождение от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности). 2. Освобождение от уплаты налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности. 3. Государственная пошлина за выдачу специального разрешения (лицензии) уплачивается в размерах 50 % (организации) и 25 % (индивидуальные предприниматели) от установленного законодательством размера за его выдачу. 4. Освобождение от уплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию). 5. Освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС товаров, классифицируемых согласно единой ТН ВЭД ТС в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402-8408, 8410-8431, 8433-8443, 8444 00, 8445-8448, 8449 00 000 0, 8450-8466, 8468, 8471-8475, 8477-8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504-8508, 8514-8517, 8523, 8528-8531, 8535-8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00, 9010-9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030-9032 (речь идет о технологическом оборудовании), ввозимых на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд организаций, имеющих право на применение особого порядка в соответствии с Декретом № 9. Примечание. Суммарная стоимость технологического оборудования не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах таких организаций |
Специальные правила для ввоза технологического оборудования для целей формирования уставного фонда коммерческих организаций при применении ими правил Декрета № 9:
а) в случаях ввоза на территорию Республики Беларусь технологического оборудования для внесения оставшейся части (увеличения) уставного фонда организаций, имеющих право на применение особого порядка в соответствии с Декретом № 9, которое на момент таможенного оформления (ввоза) в учредительных документах данной организации не определено в качестве неденежного вклада, - освобождение предоставляется после регистрации в установленном порядке дополнений в учредительные документы об увеличении уставного фонда указанной организации за счет внесения данного технологического оборудования в размере его стоимости;
б) при условии применения освобождения от ввозных таможенных пошлин и НДС - подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что на организацию, для вклада в уставный фонд которой ввозится технологическое оборудование, распространяются положения Декрета № 9 в части создания специальных правил для субъектов, применяющих Декрет № 9.
![]() |
Важно! При ликвидации по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, организации, воспользовавшейся льготами по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС, а также при осуществлении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на технологическое оборудование, ввезенное с применением льгот по уплате таможенных пошлин и НДС, либо при передаче такого технологического оборудования во временное пользование (за исключением передачи его организациям, имеющим право на применение особого порядка в соответствии с Декретом № 9, при условии внесения указанными организациями этого технологического оборудования в установленном порядке в уставный фонд), а также при нарушении ограничений применения особого порядка, установленных в Декрете № 9 (см. ниже пп.2-4 раздела «Недостатки»), в течение 3 лет со дня использования налоговых (тарифных) льгот налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин и НДС подлежит исполнению в соответствии с законодательством. При нарушении ограничений применения особого порядка по Декрету № 9 (см. ниже пп.2-4 раздела «Недостатки») субъекты, применяющие Декрет № 9, осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) в общем порядке начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором допущены такие нарушения (подп.1.4 п.1 Декрета № 9). |
Недостатки.
1. Ограничение по времени действия Декрета № 9: установленный им особый порядок применяется с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г.
2. Не распространяется на организации, индивидуальных предпринимателей, использующих налоговые льготы в соответствии с Указом Президента РБ от 07.06.2007 № 265 «О Государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы», а также в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
3. Ограничения по осуществляемым видам деятельности. Не применяется Декрет № 9 при осуществлении:
- производства подакцизных товаров;
- производства и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
- осуществлении лотерейной, туристической (за исключением агроэкотуризма, международного въездного и внутреннего туризма, экскурсионного обслуживания), риелторской, страховой, банковской деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
4. Данный порядок не распространяется на торговую посредническую деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства.
Примечание 1. В контексте Декрета № 1 «созданные» коммерческие организации, вероятно, следует рассматривать как «зарегистрированные» на соответствующей территории.
Примечание 2. Такое право коммерческая организация может реализовать при представлении в налоговый орган сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства) (подп.1.3 п.1 Декрета № 1).
Примечание 3. В подп.1.2 п.1 Декрета № 1 определено правило установления «иных налогов и сборов»: при установлении иных налогов и сборов обязанность по их уплате возлагается на коммерческие организации путем внесения изменений и дополнений в абзац 3 подп.1.1 п.1 Декрета № 1.
29.02.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь