


Материал помещен в архив
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ
![]() |
Справочно (об авторе) Александр Денисевич в 1998 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета. С 1999 года работал в налоговых органах, с 2001 года - в органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, с 2013 года - начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь. |
К основным административным правонарушениям в сфере строительства относятся нарушения, предусмотренные главой 21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), в частности непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательством случаях подрядных торгов на строительство объектов, торгов при размещении необходимых для этих объектов заказов на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь или несоблюдение порядка их проведения (ст.21.17 КоАП).
![]() |
Обратите внимание! Указанные нарушения влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 20 базовых величин, а на юридическое лицо - от 100 до 500 базовых величин (абзац 2 части 1 ст.21.17 КоАП).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. ст.21.17 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З. Указанные размеры штрафа не изменились. |
Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
• конкурсное предложение не соответствует требованиям, установленным конкурсными документами (отсутствуют обязательное обоснование и расчет цены предложения претендента);
• в состав конкурсной документации не включен проект договора поставки в редакции заказчика;
• в конкурсной документации в разделе «Условия проведения подрядных торгов» не указана цена заказа, применяемая в качестве стартовой, возможность внесения предложений по ее изменению;
• объем необходимых товаров для строительства объекта не соответствует проектной документации.
![]() |
Пример 1 Конкурсная документация должна содержать сведения, сгруппированные в следующие разделы: • «Предмет заказа»; • «Проектная документация»; • «Условия проведения подрядных торгов»; • «Порядок представления участником конкурсного предложения»; • «Условия заключения договора»; • «Обязательства организатора подрядных торгов» (п.27 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88; далее - Положение № 88). В раздел «Предмет заказа» должна быть включена в том числе информация: • об источниках финансирования объекта строительства; • о предлагаемых сроках начала и окончания строительства объекта (год, месяц) (абзацы 6, 7 п.28 Положения № 88). В раздел «Проектная документация» включается в том числе информация: • о наличии и составе проектной, в том числе сметной, документации на объект строительства, разработанной в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами; • о наличии заключения государственной экспертизы (абзацы 2, 3 п.30 Положения № 88). Кроме того, в разделе «Условия проведения подрядных торгов» организатором подрядных торгов должны быть представлены обязательные условия проведения подрядных торгов с указанием: • сроков выполнения заказа (строительства объекта); • цены заказа, применяемой в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении (абзацы 2, 3 подп.31.1 п.31 Положения № 88). Согласно части второй п.36 Положения № 88 организатором подрядных торгов (торгов) размещается извещение о проведении таких торгов в информационной системе «Тендеры» на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее чем за 30 календарных дней до их проведения. Извещение о проведении подрядных торгов (торгов) должно содержать информацию о цене заказа, применяемой в качестве стартовой (абзац 7 части третьей п.36 Положения № 88). При проверке конкурсной документации для проведения подрядных торгов на выполнение работ по объекту «Модернизация наружных теплофикационных сетей и сетей горячего водоснабжения» было установлено следующее. Сведения конкурсной документации не сгруппированы в установленные Положением № 88 разделы. Согласно представленным документам конкурсная документация состояла из разделов: «Приглашение»; «Предмет закупки»; «Инструкции участникам конкурса»; «Предложение»; «Договор». В конкурсной документации отсутствовала информация об источниках финансирования объекта строительства; о предлагаемых сроках начала и окончания строительства объекта (год, месяц); наличии и составе проектной, в том числе сметной, документации на объект строительства, разработанной в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами; наличии заключения государственной экспертизы; сроках строительства объекта. Не указана цена заказа, применяемая в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении. Кроме того, предприятием было размещено извещение о проведении подрядных торгов на официальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет позднее чем за 30 календарных дней до их проведения: дата размещения - 13 июня 2014 г., срок проведения подрядных торгов - 8 июля 2014 г., то есть с даты размещения до проведения подрядных торгов прошло 26 календарных дней вместо положенных минимум 30 календарных дней. Размещенное извещение о проведении подрядных торгов не содержало информацию о цене заказа, применяемой в качестве стартовой. |
![]() |
Пример 2 В соответствии с подп.1.5 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) при строительстве объектов с обязательным проведением в соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591 подрядных торгов обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров при строительстве, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на: • разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами; • выполнение проектных и изыскательских работ; • оказание инженерных услуг стоимостью 3 тысячи базовых величин и более; • закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более; • выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тысячи базовых величин и более. Закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами. В соответствии с подп.1.4 п.1 Указа № 591 проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе (далее - строительство объектов), за исключением случаев, предусмотренных в подп.1.6 п.1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется за счет: • средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, - при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более; • иных источников, в том числе средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 тысяч базовых величин и более. Проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда: • с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь); • подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора; • генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов; • заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту (подп.1.6 п.1 Указа № 591). В нарушение абзаца 5 подп.1.5 п.1 Указа № 591 унитарное предприятие «П» без проведения торгов на закупку товаров стоимостью более 3 тысяч базовых величин 27 февраля 2014 г. был заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью «Б» на изготовление и поставку металлоконструкций трибун на общую сумму 1 638 604 508 руб. (на 476 мест стоимостью 509 558 805 руб., на 505 мест - 538 073 147 руб., на 538 мест - 90 972 556 руб.) по объекту «Реконструкция стадиона», финансирование строительства которого осуществлялось за счет средств местного бюджета. Изготавливались и поставлялись на объект металлоконструкции трибун на основании проектной документации, в соответствии с которой был определен перечень и количество (объем) товаров. Таким образом, унитарное предприятие «П» не обеспечило проведение процедур закупок при строительстве объекта, то есть не приняло все меры по соблюдению законодательства.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
19.06.2015
Александр Денисевич, кандидат юридических наук