


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
Освобождение от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров медицинского назначения и их упаковки
Для производителей и поставщиков, как и ранее, сохранена льгота в части упаковки для лекарственных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии (далее - товары медицинского назначения) (подп.1.4 п.1 приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться Указом № 16 в ред. Указа от 30.12.2022 № 469. Комментарий см. здесь. |
При этом предусмотрено также освобождение от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (далее - обязанность) в части комплектующих вышеперечисленных товаров (подп.1.4 п.1 приложения 1 к Указу № 16), а также самих товаров, являющихся медицинской техникой и товарами медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, кроме товаров, классифицируемых кодом 9025 11 200 ТН ВЭД ЕАЭС (термометры медицинские или ветеринарные) (подп.1.5 п.1 приложения 1 к Указу № 16).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80. |
![]() |
Справочно До 1 июля 2020 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство или импорт товаров медицинского назначения с целью дальнейшей реализации на территории Республики Беларусь, не освобождались от обязанности в отношении данных товаров, льготу можно было применить только в отношении упаковки (абзац 3 подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления»). |
Воспользоваться данными льготами можно тогда, когда наступают правовые основания для их применения (п.2 приложения 1 к Указу № 16). То есть, чтобы применить освобождение, нужно иметь документальное подтверждение того, что ввезенные товары (упаковка) предназначены для определенных целей.
Конкретный перечень документов, подтверждающих возникновение правовых оснований для применения льготы, установлен в пп.3 и 4 приложения 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 (далее - постановление № 388). При этом есть случаи, когда такие документы не предусмотрены.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 апреля 2023 г. следует руководствоваться пп.3 и 4 приложения 2 к постановлению № 388 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 21.04.2023 № 279. Комментарии см. здесь. |
Ниже рассмотрено несколько ситуаций, когда импортер будет освобождаться от обязанности, и основные моменты, касающиеся вопросов применения льгот:
• ситуация 1: ввоз товаров медицинского назначения в упаковке;
• ситуация 2: ввоз упаковки, в которую в дальнейшем на территории Республики Беларусь будет упакован товар медицинского назначения;
• ситуация 3: ввоз комплектующих для товаров медицинского назначения;
• ситуация 4: ввоз товара медицинского назначения, подпадающего по коду ТН ВЭД ЕАЭС под действие Указа № 16.
Ситуация 1: ввоз товаров медицинского назначения в упаковке
![]() |
Ситуация Организация ввозит из стран Европейского Союза микстуру. Данная микстура упакована в стеклянные бутылки, которые, в свою очередь, помещены в общую транспортную упаковку - пластмассовый ящик. |
Документы, подтверждающие возникновение правовых оснований для освобождения в данном случае от обязанности, в постановлении № 388 не предусмотрены, так как право на освобождение от обязанности предоставляется исходя из включения ввезенной микстуры в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь на момент возникновения обязанности.
При этом на впервые регистрируемый в Республике Беларусь лекарственный препарат выдается регистрационное удостоверение (часть десятая ст.10 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 161-З «Об обращении лекарственных средств»), которое также будет основанием для освобождения от обязанности.
Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь размещается на официальном сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь: http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/lekarstvennye-sredstva/katalog-belorusskikh-lekarstvennykh-sredstv.php.
Таким образом, в случае если ввозимая микстура на дату выпуска для внутреннего потребления была включена в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь, то обязанности в отношении стеклянной и пластиковой упаковки не будет.
Ситуация 2: ввоз упаковки, в которую в дальнейшем на территории Республики Беларусь будет упакован товар медицинского назначения
![]() |
Ситуация Организация ввозит картонные коробки, в которые затем на территории Республики Беларусь будет упакована медицинская техника, зарегистрированная в Государственном реестре изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь. |
Вариант 1. Если организация, осуществившая ввоз упаковки, будет самостоятельно использовать ее на вышеуказанные цели, то подтверждением применения льготы будут являться:
Документы | Комментарий |
Первичные учетные документы, подтверждающие фактическое количество картонных коробок, использованных в качестве упаковки для медицинской техники | Формы данных первичных учетных документов постановлением № 388 не установлены, поэтому организация при необходимости должна самостоятельно разработать и утвердить формы этих документов с учетом требований ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.10 Закона № 57-З в ред. Закона от 11.10.2022 № 210-З. Комментарии см. здесь |
Сертификаты продукции собственного производства, выданные производителю на медицинскую продукцию (при наличии) | Сертификат продукции собственного производства - это добровольный сертификат, который свидетельствует о признании производимой предприятием продукции продукцией собственного производства. В случае если товар не подлежал процедуре отнесения товара к продукции собственного производства, то и наличие подтверждающего сертификата не требуется |
Свидетельства о государственной регистрации медицинской продукции | При этом перечень случаев, когда изделия медицинского назначения и медицинская техника подлежат регистрации (и на которые в конечном итоге будет выдано регистрационное удостоверение), приведен в п.4 Положения о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2008 № 1269. В случае если ввезенный товар не подлежал государственной регистрации, право на освобождение от обязанности предоставляется исходя из включения ввезенных товаров в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь. Указанный реестр размещен на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь: https://www.rceth.by/Refbank/reestr_medicinskoy_tehniki |
Вариант 2. Если импортер, осуществивший ввоз упаковки, реализует ее организации, которая, в свою очередь, осуществит упаковку медицинской продукции, то подтверждением применения льготы будут:
• договор, на основании которого реализованы картонные коробки покупателю, с указанием цели их приобретения в виде формулировки «Для собственного использования в качестве упаковки для медицинской продукции»;
• копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализована упаковка, на медицинскую продукцию (при наличии);
• копии свидетельств о государственной регистрации медицинской продукции (наличие данного свидетельства возможно, если медицинская продукция подлежала обязательной государственной регистрации);
• письменный отчет покупателя в произвольной форме о фактическом количестве картонных коробок, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку этой упаковки, количества упаковки, полученной по накладной, и количестве упаковки, фактически использованной на упаковку медицинской продукции.
![]() |
Обратите внимание! При этом следует отметить, что в случае, если организация ввезет упаковку, которую затем реализует покупателю, а тот, в свою очередь, перепродаст ее третьему лицу для упаковки товаров медицинского назначения, импортер не сможет применить льготу. |
И в первом и во втором варианте освобождение от обязанности можно применять по факту использования ввезенной упаковки и при наличии подтверждающих такое использование документов.
Так, например, часть картонных коробок была использована в том же квартале, когда они были ввезены, а остальная часть - в следующем квартале. В данном случае льгота действует только в отношении тех коробок, которые пошли на упаковку медицинской продукции.
По остальным коробкам необходимо рассчитать плату и внести соответствующую сумму на счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»
Точно так же поступают и в случае использования упаковки покупателем. В случае если покупатель не использует коробки в отчетном периоде, в котором был осуществлен их ввоз, то есть не представляет письменный отчет об использовании упаковки, у импортера не будет права на льготу и ему потребуется внести плату. В последующем при получении всех необходимых документов импортер сможет применить освобождение от обязанности и осуществить зачет в счет будущих платежей или возврат ранее уплаченных денежных средств.
Ситуация 3: ввоз комплектующих для товаров медицинского назначения
![]() |
Ситуация Организация наряду с упаковкой для лекарственных средств ввезла пластмассовые ложки в полиэтиленовых пакетах, которые по коду ТН ВЭД ЕАЭС попадают под действие Указа № 16. В данном случае ложки будут комплектующими для товара медицинского назначения. |
Данные комплектующие могут быть использованы как самим импортером, так и покупателем, которому они импортером реализованы. Документы, подтверждающие возможность применения льготы такие же, как и при использовании упаковки для товаров медицинского назначения. И также право применения льготы в отношении комплектующих возникает по факту их использования на соответствующие цели.
При этом стоит отметить, что упаковка (полиэтиленовые пакеты) комплектующих товаров под освобождение от обязанности не подпадает, поскольку сами комплектующие (ложки) не являются товарами медицинского назначения (не включены в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь).
Ситуация 4: ввоз товара медицинского назначения, подпадающего по коду ТН ВЭД ЕАЭС под действие Указа № 16
![]() |
Ситуация Организация ввезла товар медицинского назначения - лампы ультрафиолетовые бактерицидные (код ТН ВЭД ЕАЭС - 8539 49 000 0), подпадающие под действие Указа № 16. Данные лампы включены в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь. |
Документом, подтверждающим возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности, в данном случае будет свидетельство о государственной регистрации ввезенного товара (если лампы подлежали обязательной государственной регистрации).
В случае если ввезенный товар не подлежал государственной регистрации, право на освобождение от обязанности предоставляется исходя из включения ввезенных ламп в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь.
Все производители и поставщики, осуществляющие ввоз и (или) производство товаров и упаковки (в том числе, у которых есть льготы и они освобождены от обязанности), должны представлять отчет с указанием сведений по товарам и упаковке, освобождаемым от обязанности (п.3 приложения 1 к Указу № 16).
Таким образом, во всех рассматриваемых ситуациях, даже если импортер применит льготу и полностью освободиться от обязанности, ему необходимо будет представить в адрес Оператора информацию о выполнении обязанности с указанием сведений по льготируемым товарам и упаковке.
![]() |
Справочно Данные требования не распространяются на производителей и поставщиков, перечисленных в под.1.1, 1.2, 1.9 п.1 приложения 1 к Указу № 16, а также на государственные органы и некоммерческие организации. |
26.02.2021
Алина Ивановская, ведущий специалист государственного учреждения «Оператор ВМР»