


Материал помещен в архив


ОТДЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2018 ГОД
Применение путевых листов
С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования выполняют автомобильные перевозки без оформления путевых листов (абзац 2 подп.4.5 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», далее - Декрет № 7). В связи с этим у организаций возникают вопросы по поводу необходимости оформления первичных учетных документов для списания топлива.
Путевой лист являлся транспортным документом при выполнении автомобильных перевозок грузов (абзац 2 части первой, часть вторая ст.40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 января 2023 г. абз.2 ч.1, ч.2 ст.40 Закона от 14.08.2007 № 278-З исключены Законом от 18.07.2022 № 196-З. |
Путевые листы не содержали стоимостных показателей израсходованного топлива и не являлись первичным учетным документом для списания топлива на затраты. Поэтому Декрет № 7 не изменял законодательство по бухгалтерскому учету в части порядка применения первичных учетных документов. Как и ранее, каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п.1 ст.10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», далее - Закон № 57-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. ст.10 Закона № 57-З изложена в новой редакции Законом от 11.10.2022 № 210-З. |
![]() |
Справочно В первичных учетных документах, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны быть указаны следующие сведения: • наименование документа, дата его составления; • наименование организации, фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции; • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях; • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи. Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными (п.2 ст.10 Закона № 57-З). |
Следовательно, факт использования автомобилей организации и соответствующего расхода топлива должен быть подтвержден документально. По-прежнему для списания стоимости топлива на затраты организации необходимо составлять первичные учетные документы (например, накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учета расхода топлива за отчетный период) (часть вторая п.83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133). Данные документы должны содержать сведения, предусмотренные п.2 ст.10 Закона № 57-З.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь. |
Разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов организации включаются в учетную политику (абзац 4 п.4 ст.9 Закона № 57-З).
Правильная организация работы по списанию топлива важна в том числе и для целей налогообложения прибыли, так как для этих целей важно подтвердить производственный характер использования автомобилей (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Таким образом, с 26 февраля 2018 г. транспортная организация вправе не оформлять путевой лист. При этом для целей бухгалтерского (следовательно, и налогового) учета по-прежнему нужен какой-либо документ, содержащий необходимые сведения о работе автомобиля и являющийся основанием для составления первичного учетного документа для списания стоимости топлива на затраты. Таким документом может быть путевой лист (в том числе по ранее использовавшейся форме) либо иной документ, определенный организацией. Форма, порядок заполнения такого документа определяются организацией самостоятельно. Как показывает практика, многие организации не перестали оформлять путевые листы.
Декрет № 7 «О развитии предпринимательства»
Декрет № 7 предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.
Отдельные вопросы, изложенные в Декрете № 7, будут интересны и бухгалтерам.
В частности, отметим отдельные положения п.4 Декрета № 7, согласно которым субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности:
• в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения (подп.4.1):
- самостоятельно определяют порядок оформления и учета счетов при расчетах официантами (барменами) покупателей в объектах общественного питания;
- самостоятельно определяют порядок оформления заказов на бытовые услуги и учета материалов, используемых при их оказании (примечание 1);
• в сфере строительства (подп.4.4):
- выполняют строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации (примечание 2) объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. Субъект хозяйствования вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора (примечание 3), в порядке, установленном Положением о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343. Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов осуществляются собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика;
- не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений);
• при осуществлении транспортной деятельности (подп.4.5):
- выполняют автомобильные перевозки без оформления путевых листов;
- осуществляют перевозку отходов производства (примечание 4) (при наличии товарно-транспортной накладной) без оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства;
- вправе допускать к выполнению международных автомобильных перевозок грузов водителей, получивших право управления механическими транспортными средствами или составами транспортных средств соответствующей категории, независимо от стажа работы в качестве водителя транспортных средств или составов транспортных средств соответствующей категории;
- производят контроль состояния водителей механических транспортных средств (примечание 5) перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, без проведения предрейсовых и иных медицинских обследований.
![]() |
Справочно Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 № 138, утратила силу с 23 января 2018 г. в связи с принятием постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 24.10.2017 № 36; |
• в сфере рекламной деятельности (подп.4.6):
- вправе не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы;
- вправе проводить рекламные мероприятия в маркетинговых целях в объектах общественного питания, осуществлять бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков в объеме не более 5 л одному лицу в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 октября 2021 г. следует руководствоваться подп.4.6 п.4 Декрета № 7 с учетом изменений, внесенных Декретом от 06.07.2021 № 3. Комментарий см. здесь. |
Особое внимание организациям следует обратить на п.12 Декрета № 7, которым определен порядок вступления в силу отдельных элементов Декрета № 7. В частности, п.4 Декрета № 7 вступил в силу через 3 месяца после официального опубликования Декрета № 7 (то есть с 26 февраля 2018 г.).
Получение сертификата профессионального бухгалтера
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.12.2017 № 45 утверждено Положение о порядке приема квалификационных экзаменов на право получения сертификата профессионального бухгалтера и проведения тестирования для подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера.
Бухгалтерский учет в дипломатических представительствах
Приказом Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 08.01.2018 № 3 с 1 февраля 2018 г. признан утратившим силу приказ Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 20.12.2004 № 125, которым утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь за границей.
Командировочные расходы
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.11.2017 № 77 второе предложение Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115, изложено в следующей редакции: «В случае отмены служебной командировки по независящим от командируемого работника причинам возмещение расходов по оформлению виз, бронированию мест в гостиницах, стоимости установленного перевозчиком тарифа при возврате приобретенных проездных билетов осуществляется на основании документов, подтверждающих расходы в соответствии с законодательством».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 октября 2019 г. постановление № 115 на основании постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2019 № 45 утратило силу. Следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках». Комментарии см. здесь. |
Данные изменения вступили в силу с 2 февраля 2018 г.
Покупка иностранной валюты
В рамках проведения мероприятий по поэтапной либерализации валютных отношений Национальным банком Республики Беларусь принято решение об отмене ограничения по целевой покупке иностранной валюты юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Это закреплено постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2017 № 538 «О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. действует Инструкция о порядке проведения валютно-обменных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 28.05.2021 № 141. |
Так, закреплено, что юридические лица - резиденты могут осуществлять покупку иностранной валюты по необходимости, определяемой ими самостоятельно (п.15 Инструкции № 112). Сроки использования купленной иностранной валюты не устанавливаются.
Согласно новой редакции Инструкции № 112 при покупке иностранной валюты юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны указывать код направления использования покупаемой иностранной валюты (абзац 4 части второй п.16, часть вторая п.18 Инструкции № 112). При этом указание данных кодов носит исключительно статистический характер и не ограничивает использование приобретенной иностранной валюты по другим направлениям.
Инвестиционные фонды
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2018 № 45, вступившим в силу с 23 июля 2018 г., утверждена Инструкция о порядке раскрытия информации в сфере инвестиционных фондов.
Принятие данного документа было связано со вступлением в силу с 23 июля 2018 г. Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З «Об инвестиционных фондах».
Оформление актов на списание бланков строгой отчетности
Подпись руководителя под актом списания бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции не надо заверять печатью (п.1 постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 07.02.2018 № 3/12/3 (вступило в силу с 9 марта 2018 г.)).
Также названным постановлением упразднена печать для заверения подписи председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) или индивидуального предпринимателя, утвердившего акт списания бланков, при ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
Делопроизводство
Постановлениями Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2018 № 51 и от 26.07.2018 № 154 внесены изменения и дополнение в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4. Изменения связаны с использованием печатей, проставлением отметок на документах, подписанием актов (справок) проверок.
Сроки хранения документов
Пунктом 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.03.2018 № 56 внесены изменения и дополнения в перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (приведен в приложении 1 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. постановлением Минюста от 30.08.2022 № 115 внесены изменения в Перечень № 140. Комментарий см. здесь. |
В частности, скорректированы сроки хранения документов бухгалтерского учета и отчетности, кассовых операций, организации труда, кредитования и др.
Применение мер ответственности за нарушение законодательства
В 2018 году претерпел существенные изменения Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Например, согласно п.2 ст.12.1 КоАП (с учетом изменений и дополнений, вступивших в силу с 29 октября 2018 г.) уничтожение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться частью 2 ст.12.32 КоАП от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021). Норма не изменилась. Пособие-навигатор см. здесь. |
Также были внесены изменения и дополнения в статьи КоАП:
• 13.5 «Отсутствие учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) доходов в учете»;
• 13.6 «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа»;
• 13.7 «Невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)» и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться ст.14.3-14.5 КоАП-2021. Комментарии см. здесь. |
Примечание 1. За исключением бытовых услуг по химической чистке, окраске и (или) интенсификации цвета изделий, в области производства ювелирных изделий и аналогичной продукции, по ремонту ювелирных изделий, техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств.
Примечание 2. Для целей Декрета № 7 под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.
Примечание 3. За исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор.
Примечание 4. За исключением перевозки опасных отходов и грузов, которая осуществляется с соблюдением международных договоров Республики Беларусь.
Примечание 5. Контроль состояния водителей механических транспортных средств производится на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.
24.01.2019
Виталий Раковец, аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»