


Материал помещен в архив
ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ
![]() |
Ситуация Законодательство позволяет при осуществлении государственных закупок товаров применять преференциальные поправки к цене предложений некоторых организаций. В отдельных случаях закупка товаров может быть осуществлена без проведения процедур закупки. В каких случаях можно осуществить государственную закупку товара (работ, услуг) у организации, предлагающей товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов, без проведения процедур закупки? В каких случаях возможно применение преференциальной поправки в размере 25 % к цене предложений указанных организаций? |
Для ответа на поставленные вопросы обратимся к нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.1 Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618) закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, являются государственными закупками и производятся в порядке, определенном Указом № 618.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. пп.1-9, 11-14 Указа № 618 на основании Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 утратили силу. |
![]() |
Справочно Согласно п.3 Указа № 618 государственные закупки, если иное не установлено в данном Указе, осуществляются с применением: • конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть 2-этапными) - при ориентировочной стоимости закупки от 8 000 базовых величин и более; • процедуры запроса ценовых предложений - от 1 000 до 8 000 базовых величин; • процедуры оформления конкурентного листа - от 50 до 1 000 базовых величин; • процедуры закупки из одного источника - от 50 базовых величин и более в случаях, определяемых Советом Министров РБ. При этом для определения объема закупки запрещается разделять на отдельные части закупки однородных товаров (работ, услуг), включенных в годовой план государственных закупок. Процедуры закупок проводятся заказчиками самостоятельно или в предусмотренных законодательством случаях организаторами (уполномоченными организациями). |
В целях реализации норм Указа № 618 постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 утверждено Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. пп.1-5 вышеназванного постановления на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 утратили силу. |
Согласно п.111 названного Положения при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры оформления конкурентного листа до 31 декабря 2012 г. к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) Российской Федерации, применяется преференциальная поправка в размере:
• 15 % - в случае предложения им таких товаров (работ, услуг), за исключением товаров (работ, услуг), произведенных организациями общественных объединений инвалидов;
• 25 % - в случае предложения им таких товаров (работ, услуг), произведенных организациями общественных объединений инвалидов.
![]() |
Справочно Преференциальная поправка - это предоставление преимущества участникам государственных закупок при оценке их предложений. При проведении конкурсов, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры оформления конкурентного листа цены предложений указанных участников уменьшаются соответственно на 15 или 25 % для целей сравнения и оценки предложений. В случае если в результате применения преференциальной поправки 2 и более предложениям присвоен порядковый номер 1 (первое место), участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка. Если после этого остались 2 и более участника, к ценам предложений которых применялась преференциальная поправка, то при технически возможном разделении предмета государственной закупки на части объем (количество) товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между такими участниками. При отсутствии такой возможности участником-победителем определяется участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений. |
Однако обращаем внимание, что в п.4 Указа № 618 приведен перечень государственных закупок, на который положения п.3 Указа № 618 не распространяются.
Так, в подп.4.1 п.4 Указа № 618 определен перечень государственных закупок, порядок осуществления которых определяется заказчиком самостоятельно в соответствии с гражданским законодательством.
В число таких закупок согласно абзацу 3 подп.4.1 п.4 Указа № 618 входят закупки товаров (работ, услуг) собственного производства у организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников.
![]() |
Важно! Вместе с тем данное положение не является для заказчика обязательным и применяется только в том случае, если заказчиком принято решение произвести закупку товаров (работ, услуг) собственного производства у указанных организаций. |
Если заказчик примет решение применить для выбора поставщика одну из процедур, установленных п.3 Указа № 618, то организации-производители товаров (работ, услуг) общественных объединений инвалидов смогут принять в ней участие в порядке, определенном для проведения данной процедуры. В этом случае к цене их предложения будет применена преференциальная поправка в размере 25 %.
Кроме того, подп.4.2 п.4 Указа № 618 установлен перечень государственных закупок, порядок осуществления которых регулируется иными актами законодательства.
В соответствии с нормой абзаца 3 подп.4.2 п.4 Указа № 618 к таким закупкам относится закупка товаров (работ, услуг) при строительстве.
Порядок закупок товаров (работ, услуг) в строительстве определяется:
• Указом Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь»;
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. вышеназванный Указ утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». |
• Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение № 235), которое принято во исполнение вышеназванного Указа.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 февраля 2014 г. вместо Положения № 235 следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88. |
Согласно части тринадцатой п.35 Положения № 235 в случае участия в открытых подрядных торгах претендентов, предлагающих товары (работы, услуги) как белорусского, так и иностранного происхождения, при оценке конкурсных предложений применяется преференциальная поправка конкурсного предложения в виде уменьшения на 15 % цены:
• работ, услуг претендента - резидента Республики Беларусь;
• товаров происхождения Республики Беларусь.
Таким образом, Положение № 235 не содержит норм, позволяющих заказчику:
• осуществлять государственную закупку товаров, работ или услуг для строительства объекта у организаций с численностью инвалидов не менее 50 % от списочной численности работников без проведения процедур закупок, установленных Положением № 235;
• применять к цене предложения такого претендента преференциальную поправку в размере 25 %.
03.08.2012 г.
Татьяна Званкович, руководитель юридической службы государственного производственного объединения «Минскстрой»