


Материал помещен в архив
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Практически у каждой функционирующей организации в собственности либо в пользовании находятся земельные участки. В связи с этим на практике у бухгалтеров часто возникают вопросы по исчислению и уплате земельного налога.
Плательщики налога
Плательщиками земельного налога признаются организации, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности (п.1 ст.192 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
Объект налогообложения
Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании (в т.ч. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) организаций (ст.193 НК).
Налоговая база
Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением некоторых случаев, когда база определяется исходя из площади земельного участка.
Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для:
• сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения;
• земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;
• земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях;
• земельных участков, входящих в состав земель водного фонда и предоставленных для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
• земельных участков:
- общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, производственной зоны и рекреационной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 40 млн., 218 млн., 109 млн. и 120 млн.бел.руб. за 1 га;
- жилой многоквартирной зоны и жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости земельных участков соответственно менее 320 млн. и 80 млн.бел.руб. за 1 га.
Для всех остальных земельных участков налоговой базой является кадастровая стоимость.
Где найти кадастровую стоимость земельного участка?
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (пп.1, 2 ст.195 НК).
Кроме того, организации могут воспользоваться информацией, размещенной на сайте vl.nca.by научно-производственного государственного республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство».
Поиск сведений о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах Минского района, городах и поселках городского типа, зарегистрированных в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним на дату кадастровой оценки, содержащихся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, осуществляется по кадастровому номеру земельного участка либо адресу.
В отношении земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах (кроме сельских населенных пунктов Минского района), земельных участков в садоводческих товариществах и дачных кооперативах в результате поиска на интернет-странице могут быть получены сведения о кадастровой стоимости 1 кв.м земель в соответствующем сельском населенном пункте, садоводческом товариществе, дачном кооперативе (подп.1.3 п.1 постановления Госкомимущества РБ, Минюста РБ от 19.06.2009 № 45/45 «О подтверждении кадастровой стоимости земельного участка»).
Таким образом, на сайте кадастровая стоимость может быть определена полностью за земельный участок либо за 1 кв.м земель оценочных зон по видам функционального использования земель на 1 января 2013 г. для исчисления налоговой базы земельного налога.
Налоговая база для исчисления земельного налога
С 2013 г. законодательно закреплено определение налоговой базы земельного налога на 1 января календарного года в белорусских рублях.
Налоговая база определяется путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Национального банка РБ (далее - Нацбанк), установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога (абзац 1 п.3 ст.195 НК).
Порядок определения в 2013 г. налоговой базы не новый. Такой же порядок применялся при исчислении земельного налога за 2010 г. и был закреплен в подп.44.3 п.44 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87 (утратило силу 1 января 2011 г.).
![]() |
Справочно В 2012 г. кадастровая стоимость земельного участка, используемая в качестве налоговой базы земельного налога, определялась путем индексации кадастровой стоимости на 1 января 2011 г. в белорусских рублях с применением коэффициента (2,15), учитывающего уровень инфляции за 2011 г. |
Ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и его функционального использования (общественно-деловая зона для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, иных объектов, производственная зона, жилая многоквартирная зона, жилая усадебная зона, рекреационная зона).
Налоговый период
Налоговым периодом земельного налога признается календарный год. Основаниями для исчисления земельного налога являются:
• государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
• сведения о наличии земель (в т.ч. сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода), представляемые землеустроительными службами местных исполнительных комитетов (далее - исполком), сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним).
Плательщики-организации представляют в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу ежегодно не позднее 20 февраля текущего года.
По вновь отведенным земельным участкам или при прекращении права постоянного, временного пользования или права частной собственности на земельный участок с (после) 1 января текущего года налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу представляются в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, или прекращено право пользования им.
Уплата земельного налога производится организациями по их выбору без изменения в течение налогового периода 1 раз в год в размере исчисленной суммы за год - не позднее 22 февраля текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа 2-го месяца каждого квартала - в размере 1/4 годовой суммы земельного налога.
Практические ситуации по исчислению земельного налога
Рассмотрим некоторые практические ситуации и возникающие при этом у организаций вопросы.
![]() |
Ситуация 1 Земельный участок организации предоставлен в постоянное пользование в Ленинском р-не г.Минска в III экономико-планировочной зоне для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования, а именно: • для размещения объектов усадебной жилой застройки (жилая усадебная зона); • для размещения объектов административного назначения (общественно-деловая зона). Общая площадь земельного участка составляет 0,3 га, из них 0,1 га - для размещения объектов усадебной жилой застройки и 0,2 га - для размещения объектов административного назначения. На предоставленном участке расположены жилой дом и 2 административных здания. Одно из административных зданий сдается в аренду бюджетной организации. Земельный участок не относится к земельным участкам, которые освобождаются от уплаты земельного налога. Какой порядок исчисления и уплаты земельного налога в данном случае? Будет ли организация плательщиком земельного налога при сдаче здания в аренду бюджетной организации? Как в данной ситуации правильно заполнить декларацию по земельному налогу? |
![]() |
Справочно Кадастровая стоимость 1 кв.м на данном участке составляет для общественно-деловой зоны 584,38 долл. США или 5 008 137 бел.руб. (по курсу на 1 января 2013 г. 8 570 бел.руб. за 1 долл. США), для жилой усадебной зоны 129,41 долл. США или 1 109 044 бел.руб. (по такому же курсу). |
Итак, будем разбираться с поставленными вопросами.
Налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.
В отношении земельного участка, предоставленного для нескольких целей, для которых в приложении 5 к НК предусмотрены разные ставки земельного налога, налоговая база определяется в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка (подп.3.2 п.3 ст.195 НК).
В соответствии с п.4 ст.195 НК функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением согласно приложению 4 к НК.
В случае сдачи организациями в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, исчисление и уплата земельного налога производятся исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, занимаемым арендаторами (пользователями).
Исчисление и уплата земельного налога по участкам, освобожденным от земельного налога, не производятся при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест бюджетным организациям.
Таким образом, организация в рассматриваемой ситуации:
• является плательщиком земельного налога и производит исчисление и уплату налога. Налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка;
• при этом факт сдачи здания в аренду коммерческой организации либо организации, финансируемой из бюджета, не имеет значения, поскольку данный участок не является освобождаемым от земельного налога.
Налоговая декларация в данной ситуации должна быть заполнена следующим образом.
В инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - инспекция МНС) по Ленинскому району г.Минска (наименование района, города, района в городе) |
||||
Признак внесения изменения | ||||
и (или) дополнения в часть I | ||||
налоговой декларации (расчета) | ||||
Код инспекции МНС |
108 |
(пометить X) | ||
УНП |
198500000 |
Признак внесения изменений | ||
и (или) дополнения в часть II | ||||
ОАО «ХХХ» |
налоговой декларации (расчета) | |||
(наименование плательщика) |
(пометить X) | |||
г.Минск, пр-т Партизанский, 25 | ||||
(место нахождения плательщика) |
||||
Иванов Семен Иванович, 222 22 22 | ||||
(фамилия, собственное имя, отчество |
||||
ответственного лица, телефон) |
||||
НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (РАСЧЕТ) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций |
за |
2013 |
года |
|
(четыре цифры года) |
Часть I Расчет земельного налога | |||||||||
| |||||||||
№ п/п |
Номер и дата документа, подтверждаю-щего право собственности, постоянного или временного пользования на земельный участок, или номер и дата решения уполномочен-ного государствен-ного органа |
Функциональ-ное использо-вание земельного участка (виды оценочных зон) |
Категория земель |
Площадь земельного участка, подлежащего налогообло-жению (га) |
Кадаст-ровая оценка земель-ного участка (баллов) |
Кадаст-ровая стоимость за 1 кв.м земельного участка (тыс.руб.) |
Налоговая база - кадастровая стоимость или площадь земельного участка, подлежащего налогообложению (гр.5 х 10 000 х х гр.7 или гр.5) |
Ставка земельного налога |
Коэффициент по периоду пользования (количество месяцев пользования / / 12) или (количество дней пользования / / количество дней в году) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Свидетельство (удостоверение) № 555/777-1993 о госрегистрации 01.10.2011 |
Общественно-деловая зона |
Земли населенных пунктов |
0,200 00 |
|
5 008,137 |
10 016 274 |
0,005 50* |
1,000 0 |
Жилая усадебная зона |
Земли населенных пунктов |
0,100 00 |
|
1 109,044 |
1 109 044 |
0,001 0** |
1,000 0 | ||
|
Всего земельного налога, подлежащего уплате |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
Сумма земельного налога, на которую уменьшается налог, подлежащий уплате |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
Итого земельного налога к уплате |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
В том числе к доплате (уменьшению) по акту проверки |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
Увеличение (уменьшение) ставки (доля единицы) |
Земельный налог к уплате (гр.8 х гр.9 х х гр.10 х гр.11) (тыс.руб.) |
В том числе по срокам | ||||||||
22 февраля |
15 апреля |
22 мая |
15 июля |
22 августа |
15 сентября |
15 ноября |
22 ноября |
22 декабря | ||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
1,800 0*** |
99 161,113 |
24 790,278 |
|
24 790,278 |
|
24 790,278 |
|
|
24 790,278 |
|
1,800 0 *** |
1 996,279 |
499,070 |
|
499,070 |
|
499,070 |
|
|
499,070 |
|
X |
101 157,392 |
25 289,348 |
|
25 289,348 |
|
25 289,348 |
|
|
25 289,348 |
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
101 157,392 |
25 289,348 |
|
25 289,348 |
|
25 289,348 |
|
|
25 289,348 |
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<…>
* С учетом того что в приведенном примере кадастровая стоимость за 1 га земли общественно-деловой зоны для размещения иных объектов превысила кадастровую стоимость, установленную ст.197 НК, а именно 218 млн.бел.руб., то плательщику следует применить ставку земельного налога в размере 0,55 % от кадастровой стоимости земельного участка (согласно приложению 5 к НК) и отразить ее в графе 9 части I налоговой декларации. В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее - Инструкция № 82), показатель данной графы отражается числом, соответствующим ставке в процентах, / 100 (0,55 / 100 = 0,005 5).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2015 г. следует применять новую Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденную постановлением МНС РБ от 24.12.2014 № 42. |
** Поскольку кадастровая стоимость за 1 га земли жилой усадебной зоны составила более 80 млн.бел.руб. (ст.197 НК), при исчислении земельного налога следует применить ставку в размере 0,1 % от кадастровой стоимости земельного участка (согласно приложению 5 к НК) и отразить ее в графе 9 части I налоговой декларации.
*** Согласно решению Мингорсовета от 24.11.2010 № 62 «Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость» к ставкам земельного налога установлен коэффициент 1,8 для III экономико-планировочной зоны. Увеличенная ставка земельного налога указывается в графе 11 «Увеличенные (уменьшенные) ставки» части I налоговой декларации. В соответствии с подп.36.10 п.36 Инструкции № 82 показатели указанной графы заполняются в долях единицы (в виде десятичной дроби) с точностью 4 знака после запятой (1,800 0).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 января 2017 г. решением Мингорсовета от 21.12.2016 № 255 установлены новые коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога. |
![]() |
Ситуация 2 Решением городского исполнительного комитета (далее - горисполком) организации предоставлен земельный участок для обслуживания производственной базы. В то же время данная организация сдает в аренду указанный земельный участок другой организации (далее - арендатор). У арендатора на арендуемом земельном участке расположены как производственные здания, так и здание магазина. Как определять кадастровую стоимость земельного участка и какую применять ставку земельного налога: как по участку производственной зоны или как по общественно-деловой зоне? |
Налоговую базу следует рассчитать в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка.
Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением согласно приложению 4 к НК (п.4 ст.195 НК).
К общественно-деловой зоне относятся земельные участки для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли и др.
К производственной зоне относятся земельные участки для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, материально-технического и продовольственного снабжения, заготовок и сбыта продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей.
В данной ситуации функциональное назначение земельного участка, выделенного организации, в соответствии с его целевым назначением, определенным решением горисполкома, - «производственная зона».
Следовательно, организация должна исчислять земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка производственной зоны и исходя из ставки, установленной для земельных участков производственной зоны.
Вместе с тем фактическое использование земельного участка не соответствует целевому назначению земельного участка, определенному в решении исполкома.
Учитывая это, исчислять земельный налог как по участку производственной зоны будет неправомерно.
Организации необходимо обратиться в исполком для внесения соответствующих изменений в решение о целевом использовании земельного участка.
После внесения изменений организация должна рассчитать налоговую базу земельного налога.
Налоговая база рассчитывается на 1 января календарного года в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.
В отношении земельного участка, предоставленного для нескольких целей, для которых в приложении 5 к НК предусмотрены разные ставки земельного налога, налоговая база определяется в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка (подп.3.2 п.3 ст.195 НК).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать налоговую базу в размере суммы кадастровой стоимости, определенной исходя из площади, приходящейся на производственную зону (используемую для размещения производственных зданий), и площади, приходящейся на общественно деловую зону (используемую для размещения магазина).
![]() |
Ситуация 3 Организации предоставлены в постоянное пользование земельный участок для содержания и обслуживания жилого дома и земельный участок во временное пользование под строительную площадку и благоустройство территории. Жилой дом принят в эксплуатацию в ноябре 2012 г., работы по благоустройству территории перенесены на благоприятный период - апрель 2013 г. Вправе ли плательщик применить льготу по земельному налогу в части земельного участка, предоставленного под строительную площадку и благоустройство территории, в период с даты приемки жилого дома в эксплуатацию по дату приемки работ по благоустройству территории? |
Вправе, если перенос сроков выполнения работ по благоустройству территории произведен в соответствии с законодательством.
Освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), - на период их строительства (подп.1.17 п.1 ст.194 НК).
Строительная деятельность (строительство) - это деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абзац 35 ст.1 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Пунктом 23 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 (далее - Положение № 716), определено, что при приемке в эксплуатацию объекта в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика разрешается перенос сроков их выполнения на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта.
Перечень, объемы, стоимость и сроки проведения этих видов работ устанавливаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией по согласованию с разработчиком проектной документации, а также органами государственного надзора, выдающими заключения по данному объекту, и отражаются в акте приемки объекта в эксплуатацию.
Приемка в эксплуатацию перенесенных на благоприятный период года работ производится после их выполнения в порядке, установленном Положением № 716.
С учетом изложенного организация освобождается от земельного налога в период с даты приемки жилого дома в эксплуатацию по дату приемки работ по благоустройству территории, но при условии, что перенос сроков выполнения этих работ произведен в соответствии с законодательством.
Освобождение производится в части земельного участка, предоставленного под строительную площадку и благоустройство территории, поскольку указанный земельный участок предоставлен плательщику в связи со строительством жилого дома и работы по благоустройству объекта относятся к строительству жилого дома.
![]() |
Ситуация 4 Организации выделен земельный участок для строительства жилого дома. По строящемуся дому организация превысила нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией. Будет ли в данном случае применяться ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 2? |
По площади, приходящейся непосредственно на жилой дом, коэффициент 2 не применяется.
Повышающий коэффициент 2 применяется на площадь земельного участка, приходящуюся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома.
На земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2 (п.5 ст.196, п.3 ст.197, п.6 ст.198, п.4 ст.199, п.4 ст.200 и п.3 ст.201 НК).
Капитальными строениями (зданиями, сооружениями) сверхнормативного незавершенного строительства признаются капитальные строения (здания, сооружения), по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией, за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся на реконструкции, модернизации (п.1 ст.185 НК).
Исчисление и уплата земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, установленный проектной документацией (п.6 ст.202 НК).
Освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), - на период их строительства (подп.1.17 п.1 ст.194 НК).
Исходя из вышеизложенного, поскольку в данной ситуации на земельном участке, предоставленном для строительства жилого дома, расположен объект сверхнормативного незавершенного строительства жилого дома, коэффициент 2 не применяется.
При этом повышающий коэффициент 2 применяется на площадь земельного участка, приходящуюся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией).
![]() |
Ситуация 5 У организации имеется объект незавершенного капитального строительства, переданный ей по передаточному акту имущества при присоединении к ней другой организации, у которой после присоединения нет отдельного баланса и банковского счета. Новым собственником объекта проектно-сметная документация на его строительство не разрабатывалась, с даты получения объекта и по настоящее время строительство здания не ведется. Должна ли организация в 2013 г. исчислять земельный налог на земельный участок, занятый объектом незавершенного капитального строительства, по ставке, увеличенной на коэффициент 2? |
Не должна.
На земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2 (п.3 ст.197 НК).
Исчисление и уплата земельного налога за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, по ставкам, увеличенным на коэффициент 2, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства, установленный проектной документацией (п.6 ст.202 НК).
Письмом Минстройархитектуры РБ и МНС РБ от 23.02.2011 № 05-1-09/33-АДМ/2-2-23/10076 «Об отнесении объектов незавершенного капитального строительства к объектам сверхнормативного незавершенного строительства» разъяснено следующее.
Продолжительность строительства предприятий, зданий и сооружений определяется на основании положений технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2008 (02250) «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», утвержденного приказом Минстройархитектуры РБ от 24.12.2008 № 481.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 06.11.2015 № 279. |
Данный технический кодекс устанавливает основные положения для определения максимально допустимой продолжительности нового строительства предприятий, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, их очередей и пусковых комплексов при разработке проектной документации, а также при обосновании инвестиций в строительство, заявлении на торгах по выбору подрядчика (при их обязательном проведении согласно законодательству) и заключении договоров строительного подряда. Установленная продолжительность строительства указывается в разделе проекта «Организация строительства».
Состав, порядок разработки и согласования проектной документации на новое строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений установлены государственными строительными нормами Республики Беларусь «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве» (СНБ 1.03.02-96), утвержденными приказом Минстройархитектуры РБ от 04.10.1996 № 344.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. СНБ 1.03.02-96 на основании приказа Минстройархитектуры РБ от 27.03.2014 № 85 утратили силу. Порядок разработки, утверждения, а также состав предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства с 20 июля 2014 г. установлен техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденным приказом Минстройархитектуры РБ от 14.07.2014 № 196. Состав и содержание проектной документации в строительстве с 1 апреля 2014 г. установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденном приказом № 85. |
Требования данных СНБ 1.03.02-96 являются обязательными для всех субъектов архитектурной и градостроительной деятельности независимо от форм собственности и источника финансирования при разработке проектной документации на строительство объектов на территории Республики Беларусь и распространяются на все стадии инвестиционного процесса. Основанием для разработки проектной документации служит задание на проектирование, в котором заказчиком указываются основные технико-экономические показатели объекта (мощность, производительность, производственная программа), требования к технологии, режиму предприятия, требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также многие другие данные и требования. Разработанный и прошедший в установленном порядке экспертизу проект также подлежит утверждению заказчиком.
Таким образом, все показатели, установленные в проектной документации (в т.ч. и продолжительность строительства), обусловлены назначением объекта, его техническими характеристиками, а также экономическими возможностями инициатора инвестиционного проекта.
Капитальное строение, не оконченное строительством, по которому истекли сроки строительства, установленные проектной документацией, для организации, которой оно передано на баланс, не является объектом сверхнормативного незавершенного строительства.
Поэтому земельный налог на земельный участок, занятый вышеуказанным объектом, по ставке, увеличенной на коэффициент 2, не исчисляется.
При этом следует учесть, что статус объекта сверхнормативного незавершенного строительства у такого объекта возникает после истечения срока продолжительности строительства, установленного вновь разработанной проектно-сметной документацией, утвержденной организацией-получателем в качестве заказчика строительства.
В 2013 году появилась новая категория плательщиков земельного налога - это плательщики налога при упрощенной системе налогообложения
С 2013 г. для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), установлена обязанность по исчислению налога на землю, если площадь земельного участка превышает 0,5 га.
При этом для расчета 0,5 га под земельными участками понимаются:
• земельные участки, являющиеся объектами налогообложения земельным налогом, включая земельные участки, освобожденные от земельного налога, а также сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли);
• земельные участки, находящиеся в государственной собственности и полученные в аренду от местных исполнительных комитетов (администраций свободных экономических зон), в отношении которых имеются установленные законодательством основания для исчисления арендной платы за землю, включая земельные участки, за которые арендная плата не взимается в соответствии с законодательством.
Необходимо обратить внимание, что сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) хоть и участвуют для расчета площади 0,5 га, но не облагаются земельным налогом плательщиком УСН (подп.1.9 п.1 ст.194 НК).
Рассмотрим практические случаи.
![]() |
Ситуация 6 Организация, применяющая УСН, имеет в собственности земельный участок площадью 0,2 га. Организацией также получен в аренду от исполкома земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 0,4 га. Признается ли организация «А» плательщиком земельного налога? Если да, то по какому земельному участку организация должна уплатить земельный налог? |
Организация признается плательщиком земельного налога и уплачивает налог по земельному участку, находящемуся в собственности.
Организации, находящиеся на УСН, у которых общая площадь земельных участков превышает 0,5 га, признаются плательщиками земельного налога. При этом под земельными участками понимаются:
• земельные участки, являющиеся объектами налогообложения земельным налогом, в отношении которых имеются основания для исчисления этого налога в соответствии с п.3 ст.202 НК, включая земельные участки, освобожденные от земельного налога, в т.ч. в соответствии с подп.3.14.3 п.3 ст.286 НК;
• земельные участки, находящиеся в государственной собственности и полученные в аренду от местных исполкомов (администраций свободных экономических зон), в отношении которых имеются установленные законодательством основания для исчисления арендной платы за землю, включая земельные участки, за которые арендная плата не взимается в соответствии с законодательством (подп.3.14 п.3 ст.286 НК).
Таким образом, поскольку общая площадь земельных участков организации составляет 0,6 га, она признается плательщиком земельного налога.
Однако следует учитывать, что в соответствии с подп.2.1 п.2 ст.286 НК уплата налога при упрощенной системе заменяет уплату:
• налогов, сборов (пошлин), если иное не предусмотрено п.3 ст.286 НК;
• арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполкомы, администрации свободных экономических зон, если иное не установлено иными законодательными актами.
Учитывая изложенное, площадь земельного участка, полученного в аренду, участвует для расчета критерия для признания организации плательщиком налога на землю, но при этом не облагается ни налогом на землю, ни арендной платой.
Таким образом, организация будет уплачивать налог на землю только по земельному участку, находящемуся в собственности, площадью 0,2 га.
![]() |
Ситуация 7 У организации, применяющей УСН, в собственности имеется несколько участков земли: земельный участок производственного назначения площадью 0,4 га и участок сельскохозяйственного назначения площадью 0,2 га. Является ли в данном случае организация плательщиком налога на землю? |
Является, но налог исчисляет только с земельного участка производственного назначения.
Организация выступает плательщиком земельного налога, поскольку общая площадь земельных участков, находящихся в собственности организации, составляет 0,6 га.
При этом облагаться земельным налогом будет только кадастровая стоимость земельного участка производственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения земельным налогом не облагаются.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании законов РБ от 31.12.2013 № 96-З, от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. |
12.03.2013
Ольга Володина, экономист