Пособие от 31.03.2010
Автор: Аброскин А.

Отдельные вопросы налогообложения в таможенном аспекте (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ТАМОЖЕННОМ АСПЕКТЕ

(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

 

В связи с введением в действие с 1 января 2010 г. Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК), единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза Беларуси, Казахстана и России (далее - ТН ВЭД ТС), утвержденной решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 (далее - решение МГС № 18), Указом Президента РБ от 09.03.2010 № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения» (далее - Указ № 143) внесены некоторые изменения и дополнения в отдельные нормативные правовые акты в сфере таможенного регулирования. Эти изменения и дополнения вступили в силу с 1 января 2010 г. (п.7 Указа № 143).

 

Вопрос: С 1 января 2010 г. основные категории товаров, освобождаемых от акцизов и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами (далее - акцизы и НДС соответственно), определены ст.96 и 116 Особенной части НК. В частности, от указанных платежей при ввозе освобождаются транспортные средства по перечню, утверждаемому Президентом РБ. Аналогичное освобождение предоставлялось в отношении указанной категории товаров и ранее и было предусмотрено ст.4 Закона РБ от 19.12.1991 № 1321-XII «Об акцизах», ст.4 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон об НДС).

До 1 января 2010 г. перечень транспортных средств, подлежащих рассматриваемому освобождению, определялся Указом Президента РБ от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» (далее - Указ № 546). Этот перечень основывался на кодах и наименованиях товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее - ТН ВЭД РБ), которая была утверждена постановлением Совета Министров РБ от 25.06.2007 № 829 и применялась до 1 января 2010 г.

Можно ли применять нормы Указа № 546 в настоящее время?

Ответ: Можно.

Указ № 546 и после 1 января 2010 г. сохранил свое действие. Однако с учетом введения с указанной даты ТН ВЭД ТС в него Указом № 143 внесены, в частности, необходимые корректировки в части перечня товаров, освобождаемых от акцизов и НДС (см. таблицу 1). По своему фактическому содержанию рассматриваемый перечень не изменился.

Таблица 1

 

Код ТН ВЭД РБ

(до 1 января 2010 г.)

Код ТН ВЭД ТС

(с 1 января 2010 г.)

Наименование товаров

8703 21 109 0, 8703 21 909 1,

8703 21 909 9, 8703 22 109 9,

8703 22 909 1, 8703 22 909 9,

8703 23 191 0, 8703 23 192 1,

8703 23 192 2, 8703 23 901 1,

8703 23 901 9, 8703 23 902 2,

8703 23 902 3, 8703 23 902 7,

8703 23 902 8, 8703 24 109 0,

8703 24 909 1, 8703 24 909 9

8703 21 109 0, 8703 21 909,

8703 22 109 9, 8703 22 909,

8703 23 191 0, 8703 23 192,

8703 23 901, 8703 23 902,

8703 24 109 0, 8703 24 909

Транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием с возвратно-поступательным движением поршня, прочие

8703 31 109 0, 8703 31 909 1,

8703 31 909 9, 8703 32 199 0,

8703 32 909 1, 8703 32 909 9,

8703 33 199 0, 8703 33 909 1,

8703 33 909 9

8703 31 109 0, 8703 31 909,

8703 32 199 0, 8703 32 909,

8703 33 199 0, 8703 33 909

Транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), прочие

8704 21 310 0, 8704 21 910 0

8704 21 310 0,

8704 21 910 0

Моторные транспортные средства для перевозки грузов с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с полной массой транспортного средства не более 5 т, прочие

8704 31 310 0, 8704 31 910 0

8704 31 310 0,

8704 31 910 0

Моторные транспортные средства для перевозки грузов, с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с полной массой транспортного средства не более 5 т, прочие

 

Отметим, что при применении данного перечня, как и ранее, можно использовать только код товара по ТН ВЭД ТС (ранее - по ТН ВЭД РБ). При этом под девятизначными кодами товаров, включенных в обновленный перечень, следует понимать все десятизначные коды в рамках девятизначного по ТН ВЭД ТС.

 

Вопрос: Организация импортирует в Республику Беларусь легковой автомобиль 2003 года выпуска (далее - г.в.) Объем двигателя - 2 000 куб.см. Данный товар классифицируется кодом 8703 23 902 1 ТН ВЭД ТС.

Освобождается ли данный автомобиль от обложения акцизами и НДС?

Ответ: Освобождается, так как легковой автомобиль, классифицируемый указанным кодом, включен в перечень, утвержденный Указом № 546.

 

Вопрос: Освобождаются ли от обложения акцизами и НДС моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой транспортного средства не более 5 т, если с момента их выпуска прошло не более 3 лет (т.е. «новые» по ТН ВЭД ТС)?

Ответ: Освобождаются, причем независимо от технического состояния, величины пробега и прочих аналогичных характеристик. Это обусловлено теми кодами по ТН ВЭД ТС, которые включены в перечень, утвержденный Указом № 546.

Так, например, если организация импортирует в Республику Беларусь 2 дизельных транспортных средства 2009 г.в. и 2006 г.в. соответственно для перевозки грузов с полной массой транспортного средства не более 5 т, то рассматриваемому освобождению от обложения акцизами и НДС будет подлежать только первое транспортное средство, так как оно «новое» и классифицируется кодом по ТН ВЭД ТС, который включен в перечень, утвержденный Указом № 546, - 8704 21 310 0. Второе транспортное средство является бывшим в эксплуатации, классифицируется кодом 8704 21 390 8 ТН ВЭД ТС и освобождению не подлежит.

 

Вопрос: Какие ставки таможенной пошлины установлены в отношении льготируемых транспортных средств?

Ответ: С 1 января 2010 г. взимание ввозных таможенных пошлин осуществляется по ставкам Единого таможенного тарифа таможенного союза Беларуси, Казахстана и России (далее - ЕТТ ТС), который утвержден решением МГС № 18. В отношении рассматриваемой категории товаров ставки указанных пошлин повышены (см. таблицу 2).

Таблица 2

 
Код ТН ВЭД ТС
Ставка ввозной таможенной пошлины по ЕТТ ТС
8703 21 109 0
30 %, но не менее 1,2 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 21 909 2
2,5 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 21 909 8
35 %, но не менее 1,2 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 22 109 9
30 %, но не менее 1,45 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 22 909 2
2,7 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 22 909 8
35 %, но не менее 1,45 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 23 191 0
30 %, но не менее 1,5 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 23 192 1
30 %, но не менее 2,15 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 23 192 2
30 %, но не менее 2,15 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 23 901 2
2,9 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 23 901 8
35 %, но не менее 1,5 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 23 902 1
4 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 23 902 4
35 %, но не менее 2,15 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 24 109 0
30 %, но не менее 2,8 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 24 909 2
5,8 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 24 909 8
35 %, но не менее 2,8 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 31 109 0
30 %, но не менее 1,45 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 31 909 2
2,7 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 31 909 8
35 %, но не менее 1,45 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 32 199 0
30 %, но не менее 2,15 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 32 909 2
4 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 32 909 8
35 %, но не менее 2,15 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 33 199 0
30 %, но не менее 2,8 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 33 909 2
5,8 евро за 1 куб.см объема двигателя
8703 33 909 8
35 %, но не менее 2,8 евро за 1 куб.см объема двигателя
8704 21 310 0
25 %
8704 21 910 0
25 %
8704 31 310 0
25 %
8704 31 910 0
25 %

 

Вопрос: С 1 января 2010 г. согласно ст.96 Особенной части НК от НДС освобождаются технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные (ветеринарные) средства, изделия медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства. До 1 января 2010 г. аналогичное освобождение предоставлялось в отношении указанной категории товаров по ст.4 Закона об НДС.

Одним из условий предоставления рассматриваемого освобождения является включение товаров в соответствующие перечни, утверждаемые Президентом РБ. Для этих целей Указом Президента РБ от 28.08.2006 № 535 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость некоторых категорий товаров» определены:

1) перечень технических средств, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь;

2) перечень лекарственных (ветеринарных) средств, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и комплектующих изделий для их производства, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

Можно ли применять данные перечни в 2010 г.?

Ответ: Можно.

Вышеуказанные перечни с 1 января 2010 г. сохранили свое действие. Однако с учетом введения с этой даты ТН ВЭД ТС Указом № 143 во второй перечень внесены необходимые корректировки: преимущественно уточнены коды отдельных товаров (см. таблицу 3).

Таблица 3

 
До 1 января 2010 г.
С 1 января 2010 г.
Цель исполь-зования товара
Код ТН ВЭД РБ
Наименование товара
Код ТН ВЭД ТС


Наименование товара
Из 3305 10 000 0, из 3305 90, из 3307 90 000 0 Средства для волос лечебные (только антипеди-кулезные, античесоточные, противо-себорейные)** Из 3305 10 000 0, из 3305 90, из 3307 90 000 8 Средства для волос лечебные (только антипеди-кулезные, античесоточные, противо-себорейные)** Для меди-цинских целей
Из 3307 90 000 0 Растворы для хранения контактных линз и глазных протезов** Из 3307 90 000 1 Растворы для хранения контактных линз и глазных протезов** Для фарма-цевти-ческой промыш-ленности, меди-цинских целей
3707 90 Фотохимикаты (кроме лаков, клеев, адгезивов и аналогичных препаратов); продукты несмешанные, используемые для фотографи-ческих целей, представленные в отмеренных дозах или упакованные для розничной продажи в готовом к использованию виде** 3707 90 Фотохимикаты (кроме лаков, клеев, адгезивов и аналогичных препаратов); продукты несмешанные, используемые для фотографи-ческих целей, представленные в отмеренных дозах или упакованные для розничной продажи в готовом к использованию виде, прочие Для меди-цинских целей

Из 3926 90 910 0, 3926 90 980 1,

из 3926 90 980 8

Изделия из пластмасс** Из 3926 90 910 0, из 3926 90 980 1, из 3926 90 980 8 Изделия из пластмасс** Для фарма-цевти-ческой промыш-ленности, меди-цинских целей
Из 8705 90 900 0 Только подвижные клиники с операционной, оборудованием для анестези-рования и прочей хирургической аппаратурой, а также радиологические станции, оборудованные медицинским кабинетом, затемненным помещением и полным набором радиологического оборудования** Из 8705 90 900 Только подвижные клиники с операционной, оборудованием для анестези-рования и прочей хирургической аппаратурой, а также радиологические станции, оборудованные медицинским кабинетом, затемненным помещением и полным набором радиологического оборудования** Для меди-цинских целей
Из 9003, кроме 9003 19 100 0 Оправы для очков для коррекции зрения** Из 9003, кроме 9003 19 100 0 Оправы для очков для коррекции зрения** Для меди-цинских целей

 

Примечание. Символ «**» означает, что товары определяются как кодом ТН ВЭД РБ (ТН ВЭД ТС), так и краткими наименованиями.

 

Напомним, что еще одним условием предоставления с 1 января 2010 г. рассматриваемого освобождения от НДС является наличие разрешения на ввоз товаров, выданного в установленном порядке Министерством здравоохранения РБ или Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ, либо, когда разрешения на ввоз не требуется, наличие заключения Министерства здравоохранения РБ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ или Министерства труда и социальной защиты РБ, выданного в пределах своей компетенции, о том, что ввозимые (ввезенные) товары являются техническими средствами, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственными (ветеринарными) средствами, изделиями медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедическими изделиями, медицинской техникой либо сырьем или комплектующими изделиями для их производства. До указанной даты данное освобождение предоставлялось при условии включения товаров в Государственный реестр лекарственных средств РБ, Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники РБ, Государственный реестр ветеринарных препаратов, зарегистрированных в РБ, либо при наличии заключения уполномоченного органа о предназначении ввозимых товаров для установленных целей.

 

Вопрос: Надо ли в 2010 г. вносить авансовые платежи по акцизам при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками?

Ответ: Нет.

В соответствии с Указом № 143 с 1 января 2010 г. утратил силу Указ Президента РБ от 15.06.2006 № 397 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость». Последним было утверждено, в частности, Положение об уплате акцизов при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (далее - Положение).

Данным Положением предусматривалось, что при ввозе в Республику Беларусь подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, лица, приобретающие такие марки, до их приобретения вносят на счета таможенных органов, реализующих эти марки, авансовые платежи в размере 30 % от суммы акцизов, которая подлежала бы уплате при помещении ввозимых товаров под таможенный режим свободного обращения на день внесения таких платежей. Впоследствии такие авансовые платежи по желанию лица, приобретшего акцизные марки, могли быть зачтены в счет уплаты акцизов пропорционально количеству ввезенных товаров в соответствии с представленным расчетом акцизов, подлежащих уплате, либо подлежали возврату при возврате таможенным органам неиспользованных либо поврежденных марок, при уплате акцизов в полном размере без использования авансового платежа по акцизам, при утрате акцизных марок, если установлено, что такая утрата произошла вследствие стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий, носящих чрезвычайный характер, а также военных действий и массовых беспорядков.

Напомним, что с 1 января 2010 г. вопросы взимания акцизов в большинстве своем регулируются Особенной частью НК, в т.ч. Особенной частью. Последняя не предусматривает подобных требований о необходимости внесения авансовых платежей по акцизам. Соответственно с 1 января 2010 г. согласно Указу № 143 такое требование отменяется.

Справочно

К подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, относятся алкогольные напитки, разлитые в потребительскую тару, и табачные изделия (Закон РБ от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий»).

 

Вопрос: Организация импортировала в Республику Беларусь в декабре 2009 г. и феврале 2010 г. алкогольные напитки. Данная категория товаров подлежит маркировке акцизными марками.

Как организации следовало уплатить таможенному органу акцизы?

Ответ: До 1 января 2010 г. при приобретении таких марок организация обязана была уплачивать авансовый платеж по акцизам в размере 30 % от суммы акцизов, которая подлежала бы уплате при помещении ввозимых товаров под таможенный режим свободного обращения на день внесения таких платежей. Так, при импорте, предположим, партии водки (крепость 40 %) в количестве 10 000 л авансовый платеж с учетом ставки акциза 1 000 бел.руб. за 1 л спирта составил бы 1 200 000 бел.руб. ((10 000 л х 40 % / 100 %) х 1 000 бел.руб. х 30 % / 100 %).

С 1 января 2010 г. согласно Указу № 143 такое требование отменено.

 

Вопрос: Каким документом в настоящее время регулируется порядок уплаты акцизов в отношении маркируемых товаров, ввозимых из Российской Федерации?

Ответ: Положением при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками также регулировались отдельные вопросы уплаты акцизов в отношении маркируемых товаров, ввозимых из Российской Федерации. С 1 января 2010 г. они нашли свое отражение в Особенной части НК (ст.119 и 121), которым предусмотрено, что:

- обязанность по уплате акцизов возникает у лица, приобретшего акцизные марки для маркировки ввозимых товаров, с момента ввоза таких товаров на таможенную территорию РБ;

- акцизы уплачиваются до либо одновременно с уведомлением таможенного органа, выдавшего акцизные марки, о поступлении товаров и месте их размещения для проведения контроля за соблюдением правил маркировки и иных требований, установленных законодательством;

- для исчисления акцизов применяются законодательные акты, действующие на день направления таможенному органу уведомления о поступлении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

- акцизы исчисляются плательщиком акцизов самостоятельно с применением документа «Расчет акцизов, подлежащих уплате». Форма и порядок заполнения этого документа определены постановлением ГТК РБ от 07.08.2008 № 66 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения расчета акцизов, подлежащих уплате, определении формы расчета акцизов, подлежащих уплате, и уполномочии таможен на реализацию акцизных марок».

 

31.03.2010 г.

 

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

 

От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В Декрет Президента РБ от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» на основании декретов Президента РБ от 30.04.2010 № 5 (с 7 мая 2010 г.), от 23.02.2012 № 2 (с 1 марта 2012 г.) и от 27.03.2012 № 4 (с 3 апреля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 10 мая 2010 г. постановление ГТК РБ от 07.08.2008 № 66 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения расчета акцизов, подлежащих уплате, определении формы расчета акцизов, подлежащих уплате, и уполномочии таможен на реализацию акцизных марок» на основании постановления ГТК РБ от 17.04.2010 № 12 утратило силу.

В Указ Президента РБ от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств» на основании указов Президента РБ от 04.04.2011 № 130 (с 1 мая 2011 г.) и от 17.01.2012 № 36 (с 24 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2012 г. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130, на основании решения Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 № 850 утратил силу.

С 24 февраля 2012 г. Указ Президента РБ от 28.08.2006 № 535 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость некоторых категорий товаров» на основании Указа Президента РБ от 24.02.2012 № 107 утратил силу.