Пособие от 20.09.2019
Автор: Ефименко О.

Отдыхаете в Беларуси? Уплатите курортный сбор


 

Материал помещен в архив

 

ОТДЫХАЕТЕ В БЕЛАРУСИ? УПЛАТИТЕ КУРОРТНЫЙ СБОР

При посещении белорусских здравниц следует не упускать из виду, что в некоторых случаях кроме приобретения путевки необходимо также уплатить дополнительный платеж - курортный сбор.

Курортный сбор является местным сбором, устанавливается нормативными правовыми актами местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и обязателен к уплате на соответствующих территориях (ст.7 и ст.9 НК).

Общие требования к порядку исчисления и уплаты курортного сбора определены главой 30 НК.

С 1 января 2019 г. в статью 30 НК внесены некоторые изменения и дополнения, с учетом которых рассмотрим порядок взимания курортного сбора.

Плательщики

Плательщиками курортного сбора в соответствии со статьей 313 главы 30 НК признаются физические лица. Исключение в 2019 г. составляют три категории физических лиц, на которых остановимся подробнее.

 

внимание

Обратите внимание!

До 1 января 2019 г. исключение предусматривалось только для лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

 

Так, не являются плательщиками курортного сбора:

лица, направляемые на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, является Указ Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее - Указ № 542), которым утверждено Положение о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться Положением № 542 в ред. Указа от 02.11.2023 № 343.

 

Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление осуществляется Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, который приобретает их путем проведения в соответствии с законодательством конкурсов (иных процедур закупок), а также Управлением делами Президента Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь в пределах их компетенции (п.13 Указа № 542).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. текст Указа № 542 изложен в новой редакции Указом № 343.

 

В соответствии с разъяснениями Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения перечень категорий лиц, имеющих право на бесплатное санаторно-курортное лечение и оздоровление, содержится в пунктах 1-9 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Кроме того, категории лиц, имеющих право на получение денежной помощи на оздоровление, а также на бесплатное санаторно-курортное лечение и оздоровление, поименованы также в пунктах 5-8 Указа № 542.

Таким образом, если физические лица направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета бесплатно (т. е. физическое лицо не производит доплату собственными средствами либо средствами организации, профсоюзной организации и т. п.), необходимость исчисления и уплаты курортного сбора в отношении всей стоимости путевки не возникает.

Соответственно, если физическими лицами из категорий, имеющих право на бесплатное получение путевок, будет осуществлено самостоятельное приобретение путевок либо, к примеру, путевки им будут выделены профсоюзной организацией или кем-то подарены, то такие физические лица становятся плательщиками курортного сбора.

Это касается и тех физических лиц, которые в соответствии с законодательством имеют право на бесплатное направление на оздоровление либо санаторно-курортное лечение, однако по каким-то причинам им бесплатные путевки выделены не были, в связи с чем такие физические лица путевки приобрели самостоятельно.

При этом из данного правила также есть исключение, суть которого сводится к тому, что поскольку местные Советы депутатов базового территориального уровня могут устанавливать дополнительные льготы по курортному сбору, то может сложиться ситуация, когда физическое лицо, имеющее право на бесплатную путевку, приобрело такую путевку самостоятельно, но плательщиком курортного налога не стало, поскольку на данное физическое лицо распространилась льгота, установленная местным Советом депутатов.

 

пример ситуация

Примеры

1. Неработающему инвалиду II группы в соответствии с медицинскими показаниями на основании пункта 1 Указа № 542 выделена бесплатная путевка в санаторий «Берестье». Стоимость путевки составляет 950,00 бел. руб.

В данном случае физическое лицо не является плательщиком курортного сбора.

 

2. Организация за счет прибыли, остающейся в распоряжении, приобрела путевку в пансионат «ЛОДЭ», расположенный на территории Лепельского района Витебской области, бывшему работнику, ветерану Великой Отечественной войны. Стоимость путевки составила 850,00 бел. руб.

Согласно решению Лепельского районного Совета депутатов от 29 декабря 2015 г. № 71 «Об установлении на территории Лепельского района местных налога и сборов и введении их в действие» ставка курортного сбора установлена в размере 5 %. Освобождение от уплаты курортного сбора установлено для детей до 18 лет, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства.

Следовательно, хотя данный гражданин и имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение, путевка ему не выделена бесплатно, а приобретена родственниками, в связи с чем данный гражданин обязан уплатить курортный сбор в сумме 42,50 бел. руб. (850,00 × 5 %).

 

3. 58-летний гражданин Республики Беларусь, инвалид I группы, за собственные средства приобрел путевку в санаторий «Сосновый бор», расположенный на территории Молодечненского района. Стоимость путевки составила 780,00 бел. руб.

Согласно Инструкции о курортном сборе, утвержденной решением Молодечненского районного Совета депутатов от 30 декабря 2015 г. № 89 «Об установлении на территории Молодечненского района курортного сбора, сбора с заготовителей и налога за владение собаками и введении их в действие», ставка курортного сбора на территории района установлена в размере 3 %.

При этом от уплаты курортного сбора освобождаются:

• на 100 % - несовершеннолетние дети, инвалиды I и II группы, инвалиды с детства, лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов, ветераны боевых действий на территории других государств;

• на 50 % - лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста.

В данном случае гражданин обязан уплатить курортный сбор в сумме 11,2 бел. руб. (780,00 × 3 % × 0,5), поскольку бесплатная путевка ему не выдавалась, несмотря на то, что он входит в категорию граждан, имеющих право на такую путевку, но при этом он достиг пенсионного возраста и может воспользоваться льготой, установленной Молодечненским районным Советом депутатов;

 

лица, направляемые на оздоровление и санаторно-курортное лечение в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (включая сопровождающих лиц).

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» организации осуществляют обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно подпункту 292.6 пункта 292 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного вышеназванным Указом № 530, страховые выплаты производятся за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формируемых страховщиком, и состоят в том числе из оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на санаторно-курортное лечение застрахованного на территории Республики Беларусь по бесплатному направлению его страховщиком на такое лечение, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях - оплату проживания и питания сопровождающего его лица, на весь период этого лечения.

Оплата дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение застрахованного осуществляется страховщиком в форме приобретения застрахованному лицу путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Республики Беларусь, на основании договоров об обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение, заключенных страховщиком с данными организациями или с организациями, в собственности (ведении) которых находятся соответствующие санаторно-курортные организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 39 Положения о порядке оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 637.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 января 2023 г. следует руководствоваться п.39 Положения № 637 в ред. постановления Совмина от 21.11.2022 № 798.

 

Таким образом, гражданин при наступлении страхового случая на производстве либо в результате профессионального заболевания имеет право на получение страховой выплаты, в том числе в виде бесплатного оздоровления, так как оплата санаторно-курортного лечения застрахованного на территории Республики Беларусь является обязанностью страховщика - Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах».

Следовательно, если физические лица направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т. е. физическое лицо не производит доплату собственными средствами либо средствами организации, профсоюзной организации и т.п .), необходимость исчисления и уплаты курортного сбора в отношении всей стоимости путевки не возникает.

 

пример ситуация

Пример

43-летнему работнику организации в связи с необходимостью реабилитации после несчастного случая на производстве страховщик - Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» выдало бесплатно путевку в расположенный на территории Речицкого района санаторий «Солнечный берег».

В данном случае физическое лицо не является плательщиком курортного сбора;

 

дети, направляемые в оздоровительные (спортивно-оздоровительные) лагеря по путевкам, стоимость которых удешевлена за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета.

Таким образом, дети, направленные в лагеря с круглосуточным пребыванием по путевкам, приобретенным за счет государственных средств (т. е. бесплатно), а также дети, направленные в оздоровительные (спортивно-оздоровительные) лагеря по путевкам, стоимость которых удешевлена за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета, плательщиками курортного сбора не являются, независимо от части стоимости путевки, оплачиваемой родителями (включая средства организации либо профсоюзной организации).

 

справочно

Справочно

На основании пункта 8 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей», перечисление государственных средств на удешевление стоимости путевок производится представительствами Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения на текущие (расчетные) или специальные счета лагерей (организаций, содержащих на своем балансе или организующих лагеря) с круглосуточным пребыванием детей.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2024 г. действует постановление Совмина от 15.07.2024 № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях».

 

пример ситуация

Пример

Комиссией по санаторно-курортному лечению и оздоровлению организации на основании заявления сотрудника для его сына в возрасте 16 лет и 8 месяцев выделена путевка в детский оздоровительный лагерь «Спутник», расположенный на территории Минского района. Стоимость путевки составляет 530,00 бел. руб., из которых 185,00 бел. руб. компенсировано за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, а оставшаяся сумма 345,00 бел. руб. оплачена средствами родителей.

В данном случае обязанность уплаты курортного сбора не возникает.

 

Нахождение детей в оздоровительных (спортивно-оздоровительных) лагерях по путевкам, стоимость которых полностью оплачивается родителями (в том числе профсоюзной либо иной организацией), влечет возникновение объекта налогообложения курортным сбором. Следовательно, при отсутствии льгот, установленных местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами, курортный сбор в таких случаях подлежит уплате исходя из всей стоимости путевки в оздоровительный (спортивно-оздоровительный) лагерь.

 

пример ситуация

Пример

Гражданин Республики Беларусь приобрел для своего 12-летнего сына за полную стоимость путевку в спортивно-оздоровительный лагерь «Зеленый бор», расположенный на территории Минского района.

Согласно Инструкции о курортном сборе, утвержденной решением Минского районного Совета депутатов от 10 марта 2016 г. № 157 «Об установлении на территории Минского района курортного сбора, сбора с заготовителей и налога за владение собаками и введении их в действие», ставка курортного сбора на территории района установлена в размере 3 % от налоговой базы. При этом несовершеннолетние дети и граждане Республики Беларусь от уплаты курортного сбора освобождаются.

Следовательно, в данном случае курортный сбор уплате не подлежит.

 

пример ситуация

Пример

Гражданин Республики Беларусь приобрел для своей 17-летней дочери за полную стоимость путевку в спортивно-оздоровительный лагерь «Зеленый бор», расположенный на территории Минского района. Стоимость путевки составляет 430,00 бел. руб.

Согласно Инструкции о курортном сборе, утвержденной решением Круглянского районного Совета депутатов от 25 марта 2016 г. № 21-4 «Об установлении на территории Круглянского района курортного сбора, сбора с заготовителей и налога за владение собаками и введении их в действие», ставка курортного сбора на территории района установлена в размере 5 % от стоимости путевки. При этом несовершеннолетние дети в возрасте до 16 лет от уплаты курортного сбора освобождаются.

В данном случае возникает обязанность уплаты курортного сбора в сумме 21,5 бел. руб. (430,00 × 5 %).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 марта 2025 г. следует руководствоваться Инструкцией о курортном сборе, утв. решением Круглянского райсовета от 28.02.2025 № 10-7.

Объект налогообложения

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 НК объектом налогообложения курортным сбором признается нахождение (проживание не менее суток) физического лица в расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь:

• санаторно-курортных организациях;

• профилакториях, оздоровительных центрах (комплексах), образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях, спортивно-оздоровительных лагерях, домах (базах) отдыха, пансионатах (далее - оздоровительные организации).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. в абз.3 п.1 ст.314 НК слова «оздоровительных лагерях» заменены словами «воспитательно-оздоровительных лагерях» Законом от 13.12.2024 № 47-З.

 

Следует отметить, что указанный пункт статьи 314 НК в 2019 г. изменений не претерпел.

В связи с чем, как и ранее (т. е. до 2019 г.), к категории санаторно-курортных организаций в целях исчисления курортного сбора следует относить все санаторно-курортные организации, являющиеся таковыми в соответствии с Концепцией санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1478 (далее - Концепция).

Так, Концепцией установлено, что санаторно-курортные организации - это организации, предоставляющие санаторно-курортные услуги и расположенные на курортах или в лечебно-оздоровительных местностях:

• санаторий (для взрослых, взрослых и детей, детей);

• студенческий санаторий-профилакторий;

• детский реабилитационно-оздоровительный центр;

• реабилитационный центр (отделение).

 

пример ситуация

Пример

Гражданин Республики Беларусь, 48-летний инвалид II группы, приобрел за счет собственных средств за полную стоимость путевку в санаторий «Сосновый бор», расположенный на территории Молодечненского района. Стоимость путевки составила 975,00 бел. руб.

Согласно пунктам 2 и 5 Инструкции о курортном сборе, утвержденной решением Молодечненского районного Совета депутатов от 30 декабря 2015 г. № 89 «Об установлении на территории Молодечненского района курортного сбора, сбора с заготовителей и налога за владение собаками и введении их в действие», ставка курортного сбора на территории района установлена в размере 3 % от стоимости путевки.

Следовательно, сумма курортного сбора составит 29,25 бел. руб. (975,00 × 3 %).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 марта 2023 г. следует руководствоваться ч.1 п.5 Инструкции № 89 в ред. решения Молодечненского райсовета от 24.02.2023 № 331.

 

пример ситуация

Пример

Родители приобрели для 12-летнего ребенка путевку в филиал «Реабилитационный центр "Зеленый бор"» государственного учреждения «Республиканская больница спелеолечения».

Как следует из Концепции, реабилитационный центр является санаторно-курортной организацией и, следовательно, нахождение в ней является объектом для исчисления курортного сбора.

Согласно Инструкции о курортном сборе, утвержденной решением Солигорского районного Совета депутатов от 30 декабря 2015 г. № 106 «Об установлении местных сборов и налога на территории Солигорского района и введении их в действие», ставка курортного сбора для граждан Республики Беларусь установлена в размере 1 %. При этом несовершеннолетние дети освобождаются от уплаты курортного сбора.

Таким образом, в данном случае объект налогообложения курортным сбором не возникает.

 

справочно

Справочно

Определение для каждого из вышеперечисленных видов санаторно-курортных организаций, а также определение видов оздоровительных организаций приведено в Концепции.

 

Важно! Перечень оздоровительных организаций, приведенный в пункте 1 статьи 314 НК, в отличие от перечня оздоровительных организаций, приведенного в Концепции, не содержит иных организаций, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения.

 

В связи с этим для целей исчисления курортного сбора следует руководствоваться сугубо перечнем оздоровительных организаций, содержащимся в пункте 1 статьи 314 НК, в который входят профилактории, оздоровительные центры (комплексы), образовательно-оздоровительные центры, оздоровительные лагеря, спортивно-оздоровительные лагеря, дома (базы) отдыха, пансионаты.

Следовательно, нахождение в иных организациях, не относящихся к вышеперечисленным категориям, необходимость уплаты курортного сбора не влечет.

 

пример ситуация

Пример

Гражданин премирован путевкой для отдыха на туристической базе «Химик» ОАО «ГродноАзот», расположенной на территории Гродненского района.

Поскольку туристические базы не перечислены в составе оздоровительных организаций для целей применения главы 30 НК, уплата курортного сбора со стоимости путевки не производится.

 

Также с 1 января 2019 г. в НК закреплены нормы, согласно которым не признается объектом налогообложения курортным сбором нахождение физического лица в санаторно-курортных или оздоровительных организациях в связи с:

• участием в семинарах, конференциях и иных аналогичных мероприятиях, для проведения которых используется территория санаторно-курортной или оздоровительной организации на основании договоров, заключенных организациями - организаторами таких мероприятий;

• проживанием во время нахождения в служебной командировке;

• выполнением физическими лицами, проживающими в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, служебных обязанностей - в части стоимости услуг по проживанию и питанию.

 

пример ситуация

Пример

Сотрудники санатория «Летцы» оплачивают стоимость услуг питания в санатории.

В данном случае обязанность уплаты курортного сбора не возникает.

Налоговая база

Как и ранее, налоговая база курортного сбора определяется как стоимость путевки в санаторно-курортную или оздоровительную организацию, а если путевка не оформляется - как стоимость услуг по проживанию, а также оказываемых услуг по питанию, медицинских и оздоровительных услуг.

Следовательно, в случае нахождения физического лица в санаторно-курортной или оздоровительной организации на основании оформленной в установленном порядке путевки и оплате им в период времени, указанный в путевке, любых дополнительных (сверх включенных в стоимость путевки) платных услуг налоговая база по курортному сбору определяется исключительно исходя из стоимости путевки. При этом данный порядок одинаково подлежит применению как в отношении граждан Республики Беларусь, так и в отношении иностранных граждан.

 

справочно

Справочно

Определение путевки содержится в Концепции, согласно которой путевка - документ, удостоверяющий право граждан на получение комплекса услуг в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

 

пример ситуация

Пример

Гражданка Российской Федерации приобрела путевку в санаторий «Радон», расположенный в Дятловском районе. Стоимость путевки составляет 960,00 бел. руб.

В период нахождения в санатории гражданка дополнительно приобретала косметологические и стоматологические услуги стоимостью 400,00 бел. руб.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 решения Дятловского районного Совета депутатов от 22 января 2016 г. № 86 «Об установлении и введении в действие на территории Дятловского района местных налога и сборов» ставка курортного сбора установлена в размере 3 %.

Следовательно, в данном случае гражданка Российской Федерации обязана уплатить курортный сбор только исходя из стоимости путевки в сумме 28,80 бел. руб. (960,00 × 3 %).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 марта 2025 г. следует руководствоваться подп.1.3 п.1 решения Дятловского райсовета от 28.02.2025 № 54 «Об установлении и введении в действие на территории Дятловского района местных налога и сборов».

 

Если физическое лицо проживает в санаторно-курортной или оздоровительной организации без оформления путевки, стоимость платных медицинских и оздоровительных услуг, связанных с оказанием санаторно-курортной помощи и оздоровлением, формирует налоговую базу для исчисления курортного сбора. К таким услугам можно отнести, в частности, косметологические услуги, стоимость посещения бани, сауны, спа-кабинета, бассейна, тренажерного зала и другие аналогичные услуги.

 

Важно! Объектом налогообложения курортным сбором признается нахождение (проживание не менее суток) (п.1 ст.314 НК).

 

Сохранены нормы, устанавливающие, что:

• при определении налоговой базы курортного сбора не учитывается стоимость платных услуг, оказываемых физическим лицам при посещении санаторно-курортной или оздоровительной организации без проживания;

• в случаях, когда оборот по реализации санаторно-курортных и (или) оздоровительных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости указанных услуг, включающей налог на добавленную стоимость.

 

пример ситуация

Пример

Гражданин Республики Беларусь, не проживающий в санатории, приобретает курс услуг массажа.

В данном случае обязанность уплаты курортного сбора не возникает.

 

Принципиально новые положения включены в главу 30 НК относительно исчисления курортного сбора при частичной оплате стоимости путевок.

Так, пунктом 4 статьи 315 НК установлено, что при частичной оплате стоимости путевки за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета (за исключением путевок в оздоровительные или спортивно-оздоровительные лагеря), средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний налоговой базой является стоимость путевки, оплачиваемая физическими лицами за счет собственных средств.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. п.4 ст.315 НК изложен в новой редакции Законом № 47-З.

 

Следовательно, в случаях, если имеет место частичная оплата стоимости путевки физическим лицом, обязанность уплаты курортного сбора возникает только в части стоимости путевки, подлежащей оплате физическим лицом.

При этом, если организация либо профсоюзная организация (комитет) компенсируют физическому лицу расходы на оплату стоимости путевки (в том числе частично) либо производят вместо него оплату стоимости путевки (в том числе частично), размер такой компенсации (оплаты) налоговую базу для исчисления курортного сбора не уменьшает.

 

пример ситуация

Пример

Организация частично (в размере 50 % стоимости путевки) оплатила путевку в расположенный на территории Речицкого района санаторий «Солнечный берег» для своего 50-летнего сотрудника. Остальные 50 % стоимости путевки оплачены сотрудником за счет собственных средств. Полная стоимость путевки составила 768,00 бел. руб.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 решения Речицкого районного Совета депутатов от 26 марта 2019 г. № 60 «Об установлении на территории Речицкого района местных налога и сборов и введении их в действие» ставка курортного сбора установлена в размере 3 % налоговой базы.

В данном случае курортный сбор подлежит уплате исходя из полной стоимости путевки и составляет 23,04 бел. руб. (768,00 × 3 %).

Порядок исчисления, налоговый период, ставки, сроки уплаты

Сумма курортного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки курортного сбора.

Как и до 2019 г., ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной или оздоровительной организации и не могут превышать 5 %.

Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.

Согласно пункту 1 статьи 319 НК уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, санаторно-курортные и оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме, так как налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется на основании положений пункта 2 статьи 318 НК.

В связи с наличием случаев взимания курортного сбора до момента прибытия физического лица в санаторно-курортную либо оздоровительную организацию и отсутствием механизма возврата курортного сбора в случае отказа от путевки или сокращения срока пребывания с 2017 г. в НК закреплена норма, согласно которой внесение плательщиком сумм курортного сбора санаторно-курортной или оздоровительной организации производится не позднее последних суток нахождения физического лица в такой организации исходя из ставки курортного сбора, действующей на дату внесения сумм этого сбора. Взимание курортного сбора до момента прибытия физического лица в санаторно-курортную или оздоровительную организации не производится. Данное ограничение сохранилось и в редакции НК, действующей в 2019 г.

Новшеством 2019 г., закрепленным в НК, является норма пункта 3 статьи 319, согласно которой в случаях неполного использования санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых согласно приобретенной путевке, или досрочного выезда физического лица из санаторно-курортной или оздоровительной организации возврат ранее уплаченной суммы (ее части) курортного сбора не производится.

Следует отметить, что указанное новшество не является таковым по своей сути, поскольку и до 2019 г. в связи с отсутствием в НК механизма возврата (зачета) курортного сбора, в случае неполного использования санаторно-курортных и оздоровительных услуг, предоставляемых согласно приобретенной путевке, или досрочного выезда физического лица из санаторно-курортной организации возврат ранее уплаченной суммы курортного сбора не производился.

Существуют особенности в исчислении курортного сбора в 2019 г. в связи с установленной пунктом 4 статьи 315 НК зависимостью суммы курортного сбора от суммы оплаты стоимости путевки, производимой физическим лицом за счет собственных средств.

Поскольку санаторно-курортные и оздоровительные организации информацией о размере оплаты путевок собственными средствами физических лиц не располагают, исчисление курортного сбора исходя из стоимости путевки, оплачиваемой физическими лицами за счет собственных средств, производится на основании:

а) при выдаче путевки представительствами Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения:

- представляемой физическим лицом в санаторно-курортную или оздоровительную организацию заверенной выдавшим путевку специалистом одного из указанных представительств копии чека (иного платежного документа), подтверждающего одномоментное внесение физическим лицом денег в оплату путевки;

- либо записи в путевке о сумме денежных средств, подлежащей уплате (уплаченной) физическим лицом, заверенной выдавшим путевку специалистом представительства;

б) при выдаче путевки комиссиями по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, созданными в организациях в соответствии с Указом № 542 (далее - комиссии):

- представляемой физическим лицом в санаторно-курортную или оздоровительную организацию копии чека (иного платежного документа), заверенной в установленном порядке уполномоченным лицом (лицом, владеющим информацией о внесенной сумме) организации (комиссии), выдавшей путевку, подтверждающего внесение физическим лицом всей суммы денежных средств в оплату путевки (включая средства организации либо профсоюзной организации);

- либо представляемого физическим лицом в санаторно-курортную или оздоровительную организацию информационного письма (уведомления), составленного в произвольной форме организацией, выдавшей путевку, и содержащего сведения о сумме, подлежащей уплате за путевку физическим лицом (включая средства организации либо профсоюзной организации);

- либо записи в путевке о сумме денежных средств, подлежащей уплате (уплаченной) физическим лицом (включая средства организации либо профсоюзной организации), заверенной в установленном порядке уполномоченным лицом (лицом, владеющим информацией о внесенной сумме) организации (комиссии), выдавшей путевку.

Указанный выше порядок исчисления курортного сбора подлежит применению в отношении путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации с датой заезда начиная с 1 января 2019 г.

Физическим лицам, произведшим уплату курортного сбора в 2019 г. исходя из полной стоимости путевки и впоследствии предоставившим в санаторно-курортную или оздоровительную организацию информацию, подтверждающую частичную оплату путевки физическим лицом (включая средства организации либо профсоюзной организации) либо подтверждающую, что путевка выдана бесплатно за счет средств государственного социального страхования, республиканского бюджета или в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производится перерасчет курортного сбора, что отражается санаторно-курортными и оздоровительными организациями в информации о перечислении курортного сбора, представляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 319 НК в налоговый орган по месту постановки на учет таких организаций не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данный порядок изложен в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21 февраля 2019 г. № 2-2-11/00458 «О курортном сборе».

Преференции

Поскольку курортный сбор является местным платежом (п.3 ст.7 НК), Минскому городскому Совету депутатов, местным Советам депутатов базового территориального уровня статьей 12 НК предоставлено право устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местные налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенных ими местных налога и (или) сбора.

При этом на основании пункта 3 статьи 35 НК местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2025 г. следует руководствоваться п.3 ст.35 НК с изменениями, внесенными Законом № 47-З.

 

• отдельным плательщикам - физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации;

• отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК и (или) иными законами.

Таким образом, несмотря на то, что НК предусмотрен такой вид местного сбора, как курортный сбор, соответствующий Совет депутатов может не вводить его на своей территории, а также может устанавливать особенности для его взимания. При этом все действия не должны противоречить НК.

Так, например, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 316 НК ставки курортного сбора не могут превышать 5 %, соответствующие Советы депутатов не могут установить своим решением ставку сбора выше указанного предела, но ниже - могут.

Одним из новшеств 2019 г. является закрепление в НК нормы, устанавливающей, что при отсутствии решения Минского городского Совета депутатов, местных Советов депутатов базового территориального уровня, устанавливающего ставку курортного сбора на территории района (населенного пункта), ставка считается равной нулю (п.2 ст.316 НК).

Следует отметить, что на практике ввиду отсутствия данной нормы в законодательстве часто возникали ситуации, когда отсутствие решения Минского городского Совета депутатов, местных Советов депутатов базового территориального уровня, устанавливающего ставку курортного сбора на территории района (населенного пункта) приравнивалось к установлению максимальной ставки курортного сбора - 5 %.

 

пример ситуация

Пример

Гражданка Российской Федерации, являющаяся инвалидом II группы, приобрела за полную стоимость путевку в санаторий «Солнечный», расположенный на территории Брестского района. Стоимость путевки составила 1 350,00 бел. руб.

Согласно пункту 4 Инструкции о курортном сборе, утвержденной решением Брестского районного Совета депутатов от 14 января 2016 г. № 110 «Об установлении на территории Брестского района местных налога и сборов, введении их в действие», ставка курортного сбора на территории Брестского района для плательщиков, не относящихся к гражданам Республики Беларусь, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, установлена в размере 4 %.

При этом согласно пункту 10 названной Инструкции от уплаты курортного сбора освобождаются инвалиды I и II группы.

Следовательно, в данном случае физическое лицо - гражданка Российской Федерации, являющаяся инвалидом II группы, плательщиком курортного сбора в части стоимости путевки не является.

 

пример ситуация

Пример

Комиссия по оздоровлению и санаторно-курортному лечению организации в связи с заявлением сотрудницы, являющейся пенсионеркой по возрасту, и наличием заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного поликлиникой по месту проживания, обратилась в районное представительство Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения с просьбой о выделении путевки на санаторно-курортное лечение.

Сотруднице выделена путевка в санаторий «Ислочь» стоимостью 983,00 бел. руб. Исходя из установленных приложением к Указу № 542 размеров платы за путевку, сумма, уплачиваемая работницей, составила 30 % стоимости путевки - 294,90 бел. руб.

Согласно пункту 5 Инструкции о курортном сборе, утвержденной решением Воложинского районного Совета депутатов от 26 февраля 2016 г. № 69 «Об установлении на территории Воложинского района сбора с заготовителей, курортного сбора и налога за владение собаками и введении их в действие», ставка курортного сбора установлена в размере 3 % от стоимости путевки. При этом от уплаты курортного сбора освобождаются лица, достигшие пенсионного возраста.

Следовательно, в данном случае физическое лицо плательщиком курортного сбора не является, поскольку достигло пенсионного возраста.

 

20.09.2019

 

О.И.Ефименко, главный государственный налоговый инспектор управления прямого налогообложения главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь