


Материал помещен в архив
ОТГРУЖАЕМ ТОВАРЫ ПО ЦЕНЕ НИЖЕ ЦЕНЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ: ЗАПОЛНЕНИЕ НАКЛАДНЫХ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ
Нередко конъюнктура рынка складывается таким образом, что ввезенный или приобретенный организацией товар частично утрачивает свои потребительские качества, морально или физически устаревает, в связи с чем может быть реализован лишь по цене, не превышающей цену его приобретения.
В такой ситуации у бухгалтеров при оформлении товарно-транспортной или товарной накладной возникает ряд вопросов:
какая цена указывается на отгружаемый товар, если согласно п.3 ст.97 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК) при реализации приобретенных на стороне товаров по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены приобретения;
какой документ указывается в качестве обоснования такого снижения отпускной цены;
нужно ли представлять информацию о цене реализации в соответствии с Инструкцией о порядке представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации о ценах на производимые в Республике Беларусь товары, товары, произведенные из сырья, передаваемого нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «свободного обращения», а также на ввозимые из Российской Федерации товары, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 15.06.2000 № 119 (далее - Инструкция № 119)?
Рассмотрим данные вопросы.
Указание в накладной цены на отгружаемый товар
Положения НК регулируют вопросы налогообложения, а указываемая в накладной сумма не всегда должна соответствовать объекту налогообложения. Товарно-транспортные и товарные накладные являются товаросопроводительными документами и служат основанием для совершения расчетов за поставленный товар. Поэтому цены в накладных нужно указывать в размере, подлежащем уплате покупателем. Исключение составляют случаи реализации товаров по фиксированным ценам, установленным законодательством на определенные группы товаров (алкогольная продукция, табачные изделия, сахар, цемент), с предоставлением в пользу торговой организации - покупателя предусмотренной скидки.
С учетом изложенного при реализации товара по цене ниже цены приобретения в накладной указывается фактическая цена реализации.
Ситуация
Организация в 2009 г. ввезла на территорию Республики Беларусь партию мониторов к компьютеру по цене 300 000 руб. Ввезенные мониторы были изготовлены в сентябре 2006 г., и часть их была реализована в 2009 г. с небольшой надбавкой.
В 2010 г. в связи с появлением на рынке новых моделей с улучшенными техническими характеристиками объемы продаж ввезенных мониторов резко сократились. Снижение размера и последующая полная отмена применявшейся надбавки на увеличение продаж существенно не повлияли.
С учетом того что нереализованная часть мониторов по своим техническим характеристикам морально устарела, было решено с 1 сентября 2010 г. продавать их по цене 280 000 руб., т.е. ниже цены приобретения.
В рассматриваемой ситуации при отгрузке мониторов товарный раздел товарно-транспортной накладной типовой формы ТТН-1 начиная с 1 сентября 2010 г. заполняется следующим образом.
Наименование товара |
Единица изме-рения |
Коли-чество |
Цена, руб. |
Стои-мость, руб. |
Ставка НДС, % |
Сумма НДС, руб. |
Стоимость с НДС, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Монитор Philips |
шт. |
5 |
280 000 |
1 400 000 |
20 |
280 000 |
1 680 000 |
<...> | |||||||
Итого |
Х |
Х |
1 400 000 |
Х |
280 000 |
1 680 000 |
Налог на добавленную стоимость в такой ситуации исчисляется от цены приобретения. В бухгалтерском учете при этом делается запись: Д-т 90 «Реализация», субсчет 90-3 «Налог на добавленную стоимость», - К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-2 «Налог на добавленную стоимость», на сумму 300 000 руб. (300 000 руб. х 5 шт. х 20 %).
Обоснование снижения отпускной цены до уровня ниже цены приобретения
Снижение отпускной цены на товар ниже цены его приобретения может быть оформлено приказом (распоряжением) руководителя организации, в котором указаны причины такого снижения (моральное старение, появление аналогичных товаров с улучшенными техническими характеристиками, низкие объемы продаж и т.д.).
При этом цена реализации товара, отличающаяся от цены, помещенной в прейскурант, должна согласовываться с покупателями в протоколе согласования отпускных цен на товары, тарифов на услуги (работы) или в договоре на поставку этого товара (п.51 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183). Названный протокол или договор на поставку и является документом, на который в графе «Примечание» товарного раздела накладной может быть сделана ссылка как на основание реализации товара по цене, указанной в графе 4 товарно-транспортной (товарной) накладной.
Представление информации о цене реализации товара
Субъектам предпринимательской деятельности не следует забывать, что согласно пп.2 и 9 Инструкции № 119 в случае ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, включенных в приведенный в приложении 2 к Инструкции № 119 перечень, они обязаны в 5-дневный срок с момента утверждения отпускных цен и (или) контрактных цен с даты постановки на учет представлять информацию об уровне этих цен (без учета скидок, надбавок) информационно-аналитическому республиканскому унитарному предприятию «Центр по ценам» Департамента ценовой политики Министерства экономики РБ (далее - центр по ценам). Информация представляется по форме согласно приложению 5 к Инструкции № 119.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров на территорию Республики Беларусь, должны представлять центру по ценам информацию о ценах, помещенных в прейскуранты (т.е. без учета скидок). Представление же информации о фактических ценах реализации (т.е. с учетом предоставляемых скидок, в т.ч. в случае реализации товаров по ценам ниже цены их приобретения) Инструкция № 119 не предусматривает.
Следует отметить, что приложение 2 к Инструкции № 119 помимо продовольственных товаров содержит большой перечень непродовольственных товаров, в число которых входят:
звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура;
DVD-проигрыватели;
телевизоры;
мониторы с электронно-лучевой трубкой и прочие, используемые исключительно или главным образом в вычислительных системах;
средства наземного транспорта (кроме железнодорожного и трамвайного подвижного состава);
инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические;
часы всех видов;
музыкальные инструменты.
С учетом этого субъектам предпринимательской деятельности рекомендуется обратить внимание на положения Инструкции № 119.
15.09.2010 г.
Сергей Шкирман, экономист
От редакции: В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 15.10.2010 № 174-З (с 1 января 2011 г.), от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.) и от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 14 апреля 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратило силу.
С 22 июля 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 15.06.2000 № 119 «Об утверждении Инструкции о порядке представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации о ценах на производимые в Республике Беларусь товары, товары, произведенные из сырья, передаваемого нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «свободного обращения», а также на ввозимые из Российской Федерации товары» на основании постановления Минэкономики РБ от 06.07.2011 № 103 утратило силу.