Пособие от 31.07.2012
Автор: Кухарчик Н.

Отказ в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий


 

Материал помещен в архив

 

ОТКАЗ В ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

В определенных случаях ухудшение жилищных условий граждан, обеспеченных жильем и не являющихся нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, определенным в п.3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 (далее - Положение), является основанием для принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по месту работы (службы).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», которым утратил силу Указ № 565. С этой даты следует руководствоваться Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом № 563.

 

К таким случаям относятся, в частности, увеличение состава семьи вследствие рождения детей или вселения членов семьи (супруга (супруги), несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей), если в результате этого обеспеченность общей площадью жилого помещения окажется менее 15 кв.м (а в г.Минске - менее 10 кв.м) на 1 человека; признание в установленном порядке занимаемого гражданами жилого помещения не соответствующим предъявляемым к жилым помещениям санитарным и техническим требованиям и др.

Вместе с тем отдельные действия граждан, в т.ч. приведшие к ухудшению жилищных условий, являются основаниями для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие основания определены в п.6 Положения.

Кроме того, с определенного момента появился так называемый ценз оседлости, иными словами, ограничивающий срок постановки на учет граждан, прибывших в г.Минск и населенные пункты Минского р-на.

Пунктом 6 Положения установлены различные сроки, ограничивающие постановку на учет:

• в случае ухудшения жилищных условий - 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий;

• в случае прибытия в г.Минск - 10 лет со дня регистрации по месту жительства либо прибытия на работу (службу);

• в случае прибытия в населенные пункты Минского р-на - 5 лет со дня регистрации по месту жительства либо прибытия на работу (службу).

Далее подробно рассмотрим основания для отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:

1. Граждане в случае непредставления паспортов граждан Республики Беларусь или иных документов, удостоверяющих личность всех совершеннолетних граждан, свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.12.1 п.12 Положения).

Согласно подп.1.1.5 п.1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200, граждане для принятия решения о постановке их на учет (восстановлении на учете) нуждающихся в улучшении жилищных условий должны представить ряд документов:

• заявление;

• паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших на таком учете;

• документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, - в случае наличия такого права;

• сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи - в случае постановки на учет (восстановления на учете) граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества.

 

Обратите внимание!

Последние 2 из вышеуказанных документов необходимы для включения граждан в отдельные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, в случае непредставления подтверждающих внеочередное или первоочередное право на предоставление жилых помещений документов или сведений о доходах и имуществе граждане (при наличии оснований для постановки на учет нуждающихся) включаются в общие списки.

 

2. Граждане в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем:

а) уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м (в г.Минске - 10 кв.м) на 1 человека;

б) вселения в жилое помещение, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м (в г.Минске - 10 кв.м) на 1 человека, других граждан, за исключением вселенных в установленном порядке, не имевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв.м и более (в г.Минске - 10 кв.м и более) на 1 человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей. При этом для целей Положения нетрудоспособными признаются лица, являющиеся инвалидами I и II группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет);

в) вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора найма жилого помещения коммерческого использования, договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв.м и более (в г.Минске - 10 кв.м и более) на 1 человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.

 

Обратите внимание!

В вышеперечисленных случаях граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий.

 

На протяжении жизни граждане совершают те или иные сделки (действия), которые влекут за собой ухудшение жилищных условий в силу различных причин. В одних случаях гражданин производит обмен или раздел жилого помещения вынужденно (например, для разрешения жилищного конфликта), в других - для иных целей (например, заключение договора найма жилого помещения, отчуждение жилого помещения и совершение других действий).

В то же время нередки случаи, когда граждане намеренно создают нуждаемость в улучшении жилищных условий, зарегистрировав по месту жительства в своей квартире нетрудоспособных родителей, которые фактически остаются проживать, а возможно и работать, по прежнему месту жительства.

В связи с этим п.6 Положения четко устанавливает, что вселенные супруги, несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные дети, нетрудоспособные родители как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей должны не только быть вселены в установленном порядке в жилое помещение, но и фактически проживать в этом жилом помещении.

 

Обратите внимание!

Отказ в постановке на учет вследствие ухудшения жилищных условий возможен только при наличии причинно-следственной связи, т.е. если в результате совершенных действий наступило ухудшение жилищных условий. Например, сам по себе факт отчуждения жилого помещения (его части), как и факт обмена жилья или его раздела, которые не повлекли соответствующего ухудшения жилищных условий, не дают основания для применения последствий.

 

Кроме того, необходимо отметить, что факт ухудшения жилищных условий рассматривается только при постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае когда гражданин уже состоит на таком учете, он не может ухудшить свои жилищные условия, поскольку основания нуждаемости в улучшении жилищных условий у него уже имеются.

Если же у граждан отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в период нахождения их на учете, но по каким-либо причинам такие граждане не были сняты с учета, то их очередность переносится с даты первоначальной постановки на учет на дату повторного возникновения оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.26 Положения).

3. Граждане, прибывшие в г.Минск из других населенных пунктов, в течение 10 лет:

1) со дня регистрации их по месту жительства в г.Минске либо по месту работы, за исключением:

а) супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г.Минске;

б) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;

г) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в г.Минск из других населенных пунктов;

д) иных лиц в соответствии с законодательными актами;

2) по месту работы (службы), а также работающие в организациях, расположенных в г.Минске, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г.Минске, за исключением:

а) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;

в) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в г.Минск из других населенных пунктов;

г) иных лиц в соответствии с законодательными актами.

4. Граждане, прибывшие в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов, в течение 5 лет:

1) со дня регистрации их по месту жительства в населенных пунктах Минского р-на, за исключением:

а) супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в населенном пункте Минского р-на;

б) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;

г) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов;

д) иных лиц в соответствии с законодательными актами;

2) по месту работы (службы), а также работающие в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского р-на, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского р-на, за исключением:

а) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;

в) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов;

г) иных лиц в соответствии с законодательными актами.

 

Обратите внимание!

К иным лицам в соответствии с подп.1.12 п.1 Указа Президента РБ от 03.04.2008 № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников» относятся военнослужащие, судьи и прокурорские работники. Указанным лицам предоставлено право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы (работы) без учета срока пребывания (жительства) в г.Минске и населенных пунктах Минского района при наличии оснований, установленных законодательством.

 

31.07.2012 г.

 

Наталья Кухарчик, заведующая юридическим сектором управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь