


Материал помещен в архив
ОТКАЗ В ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
В определенных случаях ухудшение жилищных условий граждан, обеспеченных жильем и не являющихся нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, определенным в п.3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 (далее - Положение), является основанием для принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по месту работы (службы).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», которым утратил силу Указ № 565. С этой даты следует руководствоваться Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом № 563. |
К таким случаям относятся, в частности, увеличение состава семьи вследствие рождения детей или вселения членов семьи (супруга (супруги), несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей), если в результате этого обеспеченность общей площадью жилого помещения окажется менее 15 кв.м (а в г.Минске - менее 10 кв.м) на 1 человека; признание в установленном порядке занимаемого гражданами жилого помещения не соответствующим предъявляемым к жилым помещениям санитарным и техническим требованиям и др.
Вместе с тем отдельные действия граждан, в т.ч. приведшие к ухудшению жилищных условий, являются основаниями для отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие основания определены в п.6 Положения.
Кроме того, с определенного момента появился так называемый ценз оседлости, иными словами, ограничивающий срок постановки на учет граждан, прибывших в г.Минск и населенные пункты Минского р-на.
Пунктом 6 Положения установлены различные сроки, ограничивающие постановку на учет:
• в случае ухудшения жилищных условий - 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий;
• в случае прибытия в г.Минск - 10 лет со дня регистрации по месту жительства либо прибытия на работу (службу);
• в случае прибытия в населенные пункты Минского р-на - 5 лет со дня регистрации по месту жительства либо прибытия на работу (службу).
Далее подробно рассмотрим основания для отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:
1. Граждане в случае непредставления паспортов граждан Республики Беларусь или иных документов, удостоверяющих личность всех совершеннолетних граждан, свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (подп.12.1 п.12 Положения).
Согласно подп.1.1.5 п.1.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200, граждане для принятия решения о постановке их на учет (восстановлении на учете) нуждающихся в улучшении жилищных условий должны представить ряд документов:
• заявление;
• паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших на таком учете;
• документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, - в случае наличия такого права;
• сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи - в случае постановки на учет (восстановления на учете) граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества.
![]() |
Обратите внимание! Последние 2 из вышеуказанных документов необходимы для включения граждан в отдельные списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, в случае непредставления подтверждающих внеочередное или первоочередное право на предоставление жилых помещений документов или сведений о доходах и имуществе граждане (при наличии оснований для постановки на учет нуждающихся) включаются в общие списки. |
2. Граждане в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем:
а) уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м (в г.Минске - 10 кв.м) на 1 человека;
б) вселения в жилое помещение, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв.м (в г.Минске - 10 кв.м) на 1 человека, других граждан, за исключением вселенных в установленном порядке, не имевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв.м и более (в г.Минске - 10 кв.м и более) на 1 человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей. При этом для целей Положения нетрудоспособными признаются лица, являющиеся инвалидами I и II группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет);
в) вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора найма жилого помещения коммерческого использования, договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв.м и более (в г.Минске - 10 кв.м и более) на 1 человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.
![]() |
Обратите внимание! В вышеперечисленных случаях граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий. |
На протяжении жизни граждане совершают те или иные сделки (действия), которые влекут за собой ухудшение жилищных условий в силу различных причин. В одних случаях гражданин производит обмен или раздел жилого помещения вынужденно (например, для разрешения жилищного конфликта), в других - для иных целей (например, заключение договора найма жилого помещения, отчуждение жилого помещения и совершение других действий).
В то же время нередки случаи, когда граждане намеренно создают нуждаемость в улучшении жилищных условий, зарегистрировав по месту жительства в своей квартире нетрудоспособных родителей, которые фактически остаются проживать, а возможно и работать, по прежнему месту жительства.
В связи с этим п.6 Положения четко устанавливает, что вселенные супруги, несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные дети, нетрудоспособные родители как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей должны не только быть вселены в установленном порядке в жилое помещение, но и фактически проживать в этом жилом помещении.
![]() |
Обратите внимание! Отказ в постановке на учет вследствие ухудшения жилищных условий возможен только при наличии причинно-следственной связи, т.е. если в результате совершенных действий наступило ухудшение жилищных условий. Например, сам по себе факт отчуждения жилого помещения (его части), как и факт обмена жилья или его раздела, которые не повлекли соответствующего ухудшения жилищных условий, не дают основания для применения последствий. |
Кроме того, необходимо отметить, что факт ухудшения жилищных условий рассматривается только при постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае когда гражданин уже состоит на таком учете, он не может ухудшить свои жилищные условия, поскольку основания нуждаемости в улучшении жилищных условий у него уже имеются.
Если же у граждан отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в период нахождения их на учете, но по каким-либо причинам такие граждане не были сняты с учета, то их очередность переносится с даты первоначальной постановки на учет на дату повторного возникновения оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.26 Положения).
3. Граждане, прибывшие в г.Минск из других населенных пунктов, в течение 10 лет:
1) со дня регистрации их по месту жительства в г.Минске либо по месту работы, за исключением:
а) супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г.Минске;
б) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;
г) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в г.Минск из других населенных пунктов;
д) иных лиц в соответствии с законодательными актами;
2) по месту работы (службы), а также работающие в организациях, расположенных в г.Минске, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г.Минске, за исключением:
а) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;
в) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в г.Минск из других населенных пунктов;
г) иных лиц в соответствии с законодательными актами.
4. Граждане, прибывшие в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов, в течение 5 лет:
1) со дня регистрации их по месту жительства в населенных пунктах Минского р-на, за исключением:
а) супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в населенном пункте Минского р-на;
б) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;
г) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов;
д) иных лиц в соответствии с законодательными актами;
2) по месту работы (службы), а также работающие в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского р-на, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского р-на, за исключением:
а) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;
в) граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства РБ, в населенные пункты Минского р-на из других населенных пунктов;
г) иных лиц в соответствии с законодательными актами.
![]() |
Обратите внимание! К иным лицам в соответствии с подп.1.12 п.1 Указа Президента РБ от 03.04.2008 № 195 «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников» относятся военнослужащие, судьи и прокурорские работники. Указанным лицам предоставлено право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы (работы) без учета срока пребывания (жительства) в г.Минске и населенных пунктах Минского района при наличии оснований, установленных законодательством. |
31.07.2012 г.
Наталья Кухарчик, заведующая юридическим сектором управления юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь