


Материал помещен в архив
ОТХОДЫ МЕТАЛЛОЛОМА ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ
![]() |
Ситуация Деятельность по обращению с отходами производства в филиале электросетей регламентируется Инструкцией по обращению с отходами производства, согласованной с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Филиал занимается эксплуатацией электросетевого оборудования. Реконструкцию электросетей проводят подрядные организации. В договорах строительного подряда предусматривается, что образуемые отходы производства являются собственностью подрядной организации, за исключением металлолома, который, с точки зрения бухгалтерии, является возвратным материалом, а сумма за его сдачу на переработку уменьшает стоимость строительства (реконструкции) объекта. В разделе «Охрана окружающей среды» проекта отражается перечень отходов, которые образуются при его реализации. По требованию бухгалтерии отходы металлолома должны быть перевезены на площадку временного хранения отходов филиала (что подрядчик и делает), после чего ответственные лица филиала сдают металлолом на переработку. После реализации проектов специалисты получают заключение по объекту реконструкции. Для этого они обращаются в областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Специалист комитета для выдачи заключения требует представить ему сопроводительный паспорт перевозки отходов, журнал учета отходов в местах образования и журнал общего учета отходов, где отражено движение отходов. При сопоставлении отходов, указанных в проекте, и отходов, образующихся в филиале, выявляются несоответствия, например, отходы стального провода классифицированы: • в филиале как лом стальной несортированный (код 3511008, класс опасности - неопасные); • по проекту как провод стальной незагрязненный, потерявший потребительские свойства (код 3511007, класс опасности - неопасные). При разработке проектов организация-проектировщик руководствуется Инструкцией по обращению с отходами производства, но эксперт настаивает на том, чтобы отходы классифицировались иначе. Согласно проектам временное хранение металлолома обеспечивается на площадке филиала, которая имеет ограниченную площадь, что не позволяет разместить на ее территории большое количество отходов. Поэтому все, что относится к стальному лому (провод стальной, тара и упаковка из стали, стружка стальная и т. п.), было классифицировано как лом стальной несортированный, который впоследствии сдается на переработку в ОАО «Белцветмет». По бухгалтерии данный металлолом также числится как лом черных металлов. 1. Является ли металлолом отходом, если бухгалтерия считает его возвратным материалом и при реализации проекта он отражается в акте формы С-14? 2. Правомерно ли поступает эксперт, не соглашаясь с классификацией отходов, установленной Инструкцией по обращению с отходами производства? 3. Может ли подрядчик сдать металлолом собственными силами, а затем согласно договору в акте выполненных работ снизить стоимость причитающейся ему суммы на стоимость сданного металлолома? |
Сразу следует отметить, что металлолом не может являться возвратным материалом. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 мая 2023 г. следует руководствоваться Указом от 10.04.2023 № 93 «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов». |
Требование бухгалтерии по перемещению металлолома на площадку временного хранения с последующей сдачей на переработку правомерно, так как полностью соответствует ст.17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться ст.17 Закона № 271-З в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З (далее - Закон № 186-З). Изменения не повлияли на суть материала. |
Чтобы ответить на вопрос о требовании экспертов по отнесению отходов к тем или иным видам, обратимся к определению понятия государственной экологической экспертизы.
![]() |
Справочно Государственная экологическая экспертиза - установление соответствия или несоответствия в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации планируемых проектных и иных решений требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (п.1 ст.1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. п.1 ст.1 Закона № 399-З изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 15.07.2019 № 218-З. Государственная экологическая экспертиза - установление соответствия планируемых проектных и иных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации, требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в предпроектной (предынвестиционной) документации, градостроительных проектах, - также регламентам градостроительного развития и использования территорий. |
В соответствии с ст.3 этого Закона государственная экологическая экспертиза проводится с соблюдением принципа достоверности и полноты информации, содержащейся в документации. Отходы «провод алюминиевый незагрязненный, потерявший потребительские свойства» точнее характеризуют заменяемый алюминиевый провод, чем «лом алюминиевый несортированный».
Таким образом, требование эксперта вполне правомерно. Следует заметить, что образование видов отходов, не включенных в Инструкцию по обращению с отходами производства, не приводит к запрету обращения с ними, в том числе на передачу на использование.
![]() |
Обратите внимание! Производитель отходов при образовании их новых видов должен совершить определенные действия, а именно в течение 60 дней разработать и подать на согласование в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь новую инструкцию по обращению с отходами, в которую указанные отходы будут включены (п.21 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 декабря 2019 г. согласно абзацу 2 части второй п.21 Инструкции № 45 (в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.11.2019 № 42) субъекты хозяйствования разрабатывают новую инструкцию по обращению с отходами и обращаются в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования в течение 60 календарных дней со дня возникновения оснований, предусмотренных в абзацах 2 и 3 части первой п.21 Инструкции № 45. |
Относительно временного хранения отходов стального лома необходимо вспомнить требования ст.17 Закона № 271-З, в соответствии с которой одной из обязанностей производителя отходов является обеспечение сбора отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.
Понятие «вид отходов» установлено в ст.1 Закона № 271-З - это совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами. Различные виды непригодного алюминия имеют общие признаки: принимаются одной организацией-переработчиком, представляют собой лом одного и того же металла, имеют одну степень опасности (неопасные) и, соответственно, могут собираться и временно храниться совместно. Порядок сбора должен быть указан в утвержденной инструкции по обращению с отходами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. согласно п.1 ст.1 Закона № 271-З (в редакции Закона № 186-З) вид отходов - совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с Законом № 271-З и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. |
Что касается обращения подрядчика с отходами металлолома, то в указанном случае право собственности на образующиеся отходы строительства в соответствии со ст.3 Закона № 271-З определено договором, по которому обязанности по обращению с такими отходами взял на себя заказчик, который и будет собственником образующихся отходов металлолома.
С точки зрения Закона № 271-З, нет препятствий к передаче отходов лома металлического от одного юридического лица к другому, так как условия, установленные п.3 ст.3 Закона № 271-З, выполнены, а именно: отчуждение опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующего их захоронения, обезвреживания, использования и (или) подготовки их к использованию (если отход не является опасным, то это условие не выполняется). В данном случае цель передачи отходов - их дальнейшее использование. Однако есть ограничения, наложенные иным законодательством.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. согласно п.3 ст.3 Закона № 271-З (в редакции Закона № 186-З) отчуждение отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, разрешается только в целях последующих их подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования. |
Особенности порядка обращения лома и отходов черных и цветных металлов регламентируются Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10.
В соответствии с указанной Инструкцией относятся:
• к черным металлам: чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них;
• к цветным: алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них.
Министерство промышленности Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляет выдачу лицензий на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов.
Согласно Указу № 179 деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов могут осуществлять при наличии соответствующего специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности следующие организации:
1) Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (ГО «Белвтормет»);
2) заготовительные организации потребительской кооперации;
3) организации, входящие в состав государственного торгово-производственного объединения «Белресурсы».
Соответственно, организация-заказчик не имеет необходимой лицензии и не поименована в указанном выше перечне. Таким образом, она не имеет права принять у подрядчика металлолом.
Выводы:
1) металлолом является отходом, так как отвечает определению отхода - это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства.
По ограничениям, наложенным Указом № 179, вторичное использование металлолома на предприятии запрещено;
2) требование эксперта по классификации отходов является правомерным, так как оно полностью отвечает принципам государственной экологической экспертизы;
3) передача металлолома от заказчика к подрядчику и сдача его подрядчиком будет незаконной.
21.03.2018
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»