Пособие от 04.03.2014
Автор: Юрча С.

Отходы производства: утверждение нормативов образования, получение разрешения на хранение и захоронение, лимиты хранения и захоронения


 

Материал помещен в архив

 

ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА: УТВЕРЖДЕНИЕ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ХРАНЕНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ, ЛИМИТЫ ХРАНЕНИЯ И ЗАХОРОНЕНИЯ

Общие положения

Первоначально при рассмотрении вопросов, касающихся утверждения нормативов образования отходов производства, получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства, необходимо ознакомиться с применяемой терминологией, приведенной в Законе РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон об обращении с отходами). Так:

• норматив образования отходов производства - это предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги;

• захоронение отходов - изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования;

• хранение отходов - содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.

При применении нормативов образования отходов производства возникают определенные противоречия, поскольку данный показатель отходов рассчитывается в процессе проведения инвентаризации отходов производства и одновременно является отдельным документом «Нормативы образования отходов производства» (приложение 10 к постановлению Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44 (далее - постановление № 44)) в соответствии с Положением о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 (далее - Положение о нормативах, постановление № 1104).

При этом если норматив как количественный показатель отхода рассчитывается в процессе проведения инвентаризации для всех образующихся видов отходов, то нормативы как вид документа устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов (п.1 ст.33 Закона об обращении с отходами).

Приведенный выше термин «хранение отходов» условно можно разделить на две составные части: содержание отходов в местах временного хранения отходов и содержание отходов на объектах хранения отходов.

 

Обратите внимание!

В разрешении на хранение отходов производства, а также при рассмотрении лимитов хранения отходов отражается только содержание отходов на объектах хранения отходов (вторая часть термина «Хранение отходов»).

Содержание отходов в местах временного хранения отражается в инструкции по обращению с отходами производства.

 

Понятия «хранение отходов» и «захоронение отходов», «объекты хранения» и «объекты захоронения» необходимо разграничивать. Ключевое отличие между парами этих понятий заключается в том, что при хранении отходов на объектах хранения отход впоследствии может быть вовлечен в оборот, т.е. использован, обезврежен или захоронен. При захоронении отходы изолируются, что не предполагает возможность их дальнейшего использования или обезвреживания. Таким образом, захоронение можно условно назвать конечным механизмом обращения с отходами.

К слову, захоронение отходов - не единственный механизм обращения с отходами, который условно можно отнести к конечному. Также Закон об обращении с отходами выделяет такие виды деятельности, как использование и обезвреживание отходов, при этом согласно ст.4 Закона об обращении с отходами захоронение является наименее приоритетным из рассматриваемых механизмов (видов деятельности). Данная приоритетность закреплена в пп.5 и 6 Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104 (далее - Положение о разрешениях), согласно которым выдача разрешений на хранение и захоронение отходов производства (далее - разрешение) осуществляется, в частности, при условии отсутствия на дату получения разрешения введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов, принимающих отходы от сторонних организаций.

Утверждение нормативов образования отходов производства

Рассмотрим порядок утверждения нормативов образования отходов производства и приведем их пример.

Нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются производителем отходов производства по форме согласно приложению 10 к постановлению № 44. Данной формой предусмотрено указание сведений, которые должны быть получены в ходе проведения инвентаризации отходов производства и указаны в документации по инвентаризации.

Поскольку в соответствии со ст.1 Закона об обращении с отходами производитель отходов - юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, экономическая деятельность, жизнедеятельность которого приводит к образованию отходов, то нормативы должны быть утверждены для юридического лица в целом. То есть утверждение нормативов образования отходов производства, например, для обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства, не предусмотрено.

 

Обратите внимание!

Для обособленного подразделения юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства, допускается разработка отдельной инструкции по обращению с отходами производства.

 

В соответствии с п.7 Положения о нормативах срок действия утвержденных нормативов составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе утверждения.

 

УТВЕРЖДАЮ

 Директор ООО «Организация»                                     

(руководитель производителя отходов производства,

             индивидуальный предприниматель)

________________ В.М.Иванов

        (подпись)

М.П.

«10» февраля 2014 г.

 

НОРМАТИВЫ
образования отходов производства

 

Общество с ограниченной ответственностью «Организация»
(наименование, фамилия, собственное имя, отчество производителя отходов производства)
г.Минск, ул.Производственная, д.10
(место нахождения, место жительства производителя отходов производства)

 

Наименование отхода производства Код отхода производства Норматив образования отхода производства Источник образования отхода производства
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения
9120400
0,1 т / 1 работника в год
Жизнедеятельность работников
Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций
9120800
0,001 т/кв.м в год
Уборка территории
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %)
5820601
0,002 18 т / 10 тыс.км пробега
Автотранспорт (эксплуатация и техническое обслуживание)

 

Лицо, ответственное за разработку
нормативов образования отходов производства
         
Инженер по охране окружающей среды  
О.М.Петрова
 
201 02 03
(должность)
 
(инициалы, фамилия)
 
(контактный телефон)

 

В части второй п.3 Положения о нормативах предусмотрены определенные исключения при разработке нормативов. Так, нормативы образования отходов не подлежат расчету, если:

• отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель;

• отходы производства образуются при уничтожении:

товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;

товаров, обращенных в доход государства;

орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента РБ от 08.12.2005 № 580.

 

 

От редакции: С 26 июня 2014 г. Правила № 580 изложены в новой редакции Указом Президента РБ от 05.12.2013 № 551.

 

Обратите внимание!

В реестре объектов по использованию отходов зарегистрированы соответствующие объекты по использованию утратившей свои потребительские свойства бытовой техники, оргтехники (коды 9120200, 9120201 в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды РБ 08.11.2007 № 85). То есть данные отходы являются вторичными материальными ресурсами (ст.1 Закона об обращении с отходами) и не подлежат хранению (захоронению) на объектах хранения (захоронения) отходов. А нормативы образования отходов, как было отмечено выше, устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению (захоронению) на объектах хранения (захоронения) отходов. Таким образом, расчет нормативов образования утратившей свои потребительские свойства бытовой техники, оргтехники является нецелесообразным.

Порядок получения разрешения на хранение и захоронение отходов

Согласно п.3 Положения о разрешениях выдача разрешений производится территориальными органами Министерства природы и охраны окружающей среды РБ по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в т.ч.:

1) Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае хранения, захоронения отходов производства в г.Минске;

2) областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1-2-го класса опасности, 3-го класса опасности свыше 5 т в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;

3) районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды - в случае хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в п.2 Положения о разрешениях.

 

Обратите внимание!

Орган выдачи разрешений - это также орган по согласованию инструкций по обращению с отходами производства.

 

Для получения разрешения необходимо представить в орган выдачи разрешений документы, предусмотренные п.6.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156, а именно:

• заявку на хранение и (или) захоронение отходов производства по формам, установленным соответственно приложениями 1 и 2 к постановлению № 44.

Рассмотрим пример заявки на захоронение отходов производства:

 

ЗАЯВКА
на захоронение отходов производства
от «10» февраля 2014 г.
общество с ограниченной ответственностью «Организация»
(наименование юридического лица, подразделение (филиал, цех), фамилия, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя)
г.Минск, ул.Производственная, д.10, тел./факс: 201 02 03; УНП 691928374
(юридический адрес, место жительства, телефон, факс, учетный номер плательщика)
г.Минск, ул.Производственная, д.10
(место фактического нахождения)

 

Наименование собственника отходов производства Отходы производства Объект захоронения отходов Количество отходов производ-ства, которое планируется направить на захороне-ние, т/год
наименование код степень и класс опасности наимено-вание





местона-хождение
1
2
3
4
5
6
7
ООО «Организация» Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения
9120400
Неопасный
Полигон ТКО «Северный» г.Минск
1
Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций
9120800
4-й класс
Полигон ТКО «Северный» г.Минск
0,3
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %)
5820601
3-й класс
Полигон ТКО «Северный» г.Минск
0,5

 

Директор
 
____________________
 
В.М.Иванов
(должность)
 
(подпись)
 
(инициалы, фамилия)
   
М.П.
   
Петрова, 201 02 03
       
(фамилия исполнителя, телефон)
       

 

• расчет годового количества образования отходов производства на основании нормативов образования отходов производства, который оформляется в произвольной форме.

 

 

УТВЕРЖДАЮ
 Директор ООО «Организация»
________________ В.М.Иванов
   М.П.
«10» февраля 2014 г.

 

РАСЧЕТ
годового количества образования отходов производства
общества с ограниченной ответственностью «Организация»

 

Утверждены следующие нормативы образования отходов производства, подлежащих вывозу на захоронение:

 

Наименование отхода производства Код отхода производства Норматив образования отхода производства
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения
9120400
0,1 т / 1 работника в год
Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций
9120800
0,001 т/кв.м в год
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %)
5820601
0,002 18 т / 10 тыс.км пробега

 

Годовое количество образования отходов производства, подлежащих вывозу на захоронение, следующее:

1) отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения:

0,1 т / 1 работника в год х 10 (количество работников организации) = 1 т;

2) отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций:

0,001 т/кв.м в год х 300 кв.м (площадь убираемой территории организации) = 0,3 т;

3) обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел - менее 15 %):

0,002 18 т / 10 тыс.км пробега х 2 293,5 тыс.км (суммарный годовой пробег эксплуатируемых автомобилей) = 0,5 т.

 

Инженер по охране окружающей среды
 
О.М.Петрова
 
201 02 03
(должность)
 
(инициалы, фамилия)
 
(контактный телефон)

 

• акт инвентаризации отходов производства по форме согласно приложению 3 либо 4 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17;

• копию инструкции по обращению с отходами производства организации (индивидуального предпринимателя), разработанной в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45.

Как видим, для получения разрешения необходимо иметь в наличии ряд разработанных документов по обращению с отходами. Срок рассмотрения представленного в орган выдачи разрешений пакета документов составляет 30 дней, срок действия разрешения - 5 лет с даты его выдачи. При этом в разрешения можно вносить изменения и (или) дополнения в случаях (п.14 Положения о разрешениях):

• регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от сторонних организаций;

• изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение;

• изменения количества отходов производства, подлежащих хранению, захоронению в соответствии с разрешением;

• образования новых видов отходов производства, подлежащих хранению или захоронению в соответствии с разрешением;

• изменения условий хранения отходов производства, их захоронения, установленных в разрешении;

• изменения объектов хранения отходов, объектов захоронения отходов, на которых производится хранение, захоронение отходов производства в соответствии с разрешением.

Внесение изменений и (или) дополнений в разрешение осуществляется в порядке, установленном для выдачи разрешения (т.е. представляется аналогичный пакет документов).

Необходимо отметить, что разрешения получают заявители - собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами. При этом согласно части второй п.2 Положения о разрешениях в случаях аренды (безвозмездного пользования) зданий, сооружений и (или) иных объектов разрешение получает собственник передаваемого в аренду (безвозмездное пользование) здания, сооружения и (или) иного объекта, если иное не предусмотрено договором аренды (безвозмездного пользования).

Разрешение - это один из способов установления санкционированных мест хранения (захоронения) отходов. В соответствии с пп.1 и 2 ст.25 Закона об обращении с отходами хранение и захоронение отходов допускаются только в соответствующих санкционированных местах, которые устанавливаются в т.ч. в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства.

 

Обратите внимание!

Получение разрешения не требуется в случае захоронения отходов производства, отнесенных в соответствии с законодательством к коммунальным отходам производства и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам (п.21 Положения о разрешениях).

При этом санкционированным местом захоронения коммунальных отходов производства в данном случае является объект захоронения отходов, на котором осуществляется захоронение таких отходов в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по их захоронению.

Лимиты хранения и захоронения отходов

В соответствии с п.2 ст.25 Закона об обращении с отходами в разрешениях указываются лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства. То есть фактически лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства приравнены соответственно с количеством образующихся отходов производства, подлежащим хранению, и с количеством отходов производства, подлежащим захоронению, указываемым в разрешениях.

 

04.03.2014

 

Сергей Юрча, главный специалист государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»

 

От редакции: С 23 октября 2015 г. в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З внесены изменения и дополнения.