


Материал помещен в архив
ОТХОДЫ: С 6 ИЮЛЯ 2010 ГОДА РАБОТАЕМ ПО НОВОМУ ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ
С 6 июля 2010 г. на территории РБ вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС). Новый Кодекс изменил в отношении отходов некоторые требования, которые будут рассмотрены на примере практических ситуаций ниже.
Напомним читателям основные нормы законодательства, применяемые в отношении отходов:
- отходы относятся к товарам (ст.4 ТК ТС);
- под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»).
Ситуация 1
Белорусское предприятие на условиях поотходамидряда осуществляет деятельность по производству готовой продукции для иностранных заказчиков. Для этих целей в Республику Беларусь из третьих стран (имеются в виду не Республика Казахстан или Российская Федерация) поставляются сырье и материалы, а готовая продукция отгружается за пределы республики либо остается на ее территории. В процессе производства образовались отходы.
С 6 июля 2010 г. осуществление деятельности, указанной в ситуации, возможно с применением одной из следующих таможенных процедур:
- выпуска для внутреннего потребления.
Применение такой процедуры целесообразно, когда готовая продукция размещается на территории республики;
- переработки на таможенной территории.
Указанная процедура предусматривает вывоз продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза и помещение отходов под иную таможенную процедуру.
Процедура выпуска для внутреннего потребления. При помещении под такую процедуру иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст.209 ТК ТС).
Отметим, что отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления, не подлежат обязательному помещению под какую-либо процедуру. Такое может потребоваться только при последующем вывозе отходов за пределы Республики Беларусь. Для этих целей применима таможенная процедура экспорта - процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст.212 ТК ТС).
Помещение товаров под указанную процедуру осуществляется при условии:
- уплаты вывозных таможенных пошлин.
Сегодня ставки таких пошлин установлены только на калийные удобрения (Указ Президента РБ от 26.10.2009 № 525 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения») и на семена рапса (Указ Президента РБ от 21.05.2010 № 272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса»);
- соблюдения запретов и ограничений в отношении перемещаемых товаров.
Товары, в отношении которых применяются такие запреты и ограничения, включаются в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19. Данный перечень включает раздел 2.3 «Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) ввозе».
Таможенные сборы за таможенное оформление при помещении товаров, в т.ч. отходов, под таможенную процедуру экспорта не взимаются, что предусмотрено Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443).
Пример 1
Белорусское предприятие заключило договор подряда с резидентом Германии, в рамках которого в Беларусь из Италии поставляется ткань, изготавливаются мужские костюмы, которые отгружаются другому резиденту Республики Беларусь для реализации на внутреннем рынке. Образующиеся отходы (обрезки ткани) по условиям договора отгружаются в адрес резидента Украины для последующей переработки. Вывоз таких отходов возможен в соответствии с таможенной процедурой экспорта. При их помещении под указанную процедуру уплачивать таможенные платежи не потребуется.
Процедура переработки на таможенной территории. При этой процедуре иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза. Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров (ст.239 ТК ТС).
При применении такой процедуры отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров на таможенной территории, подлежат помещению под иную таможенную процедуру. Исключение составляют случаи, когда указанные отходы переработаны в состояние, не пригодное для их дальнейшего коммерческого использования (ст.246 ТК ТС).
Отметим, что вышеуказанная возможность дальнейшего коммерческого использования отходов указывается в документе об условиях переработки товаров на таможенной территории, выдаваемом уполномоченным органом (ст.244 ТК ТС). Порядок выдачи такого документа регулируется ТК ТС, Таможенным кодексом РБ и постановлением Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 «О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории».
От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу Таможенный кодекс РБ. |
Белорусское предприятие по договору подряда, заключенному с резидентом Украины, поставляет в республику свежую плодоовощную продукцию, которую помещает под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. В процессе переработки образуются отходы, которые по общему правилу подлежат помещению под иную таможенную процедуру. В случае же если такие отходы не пригодны для дальнейшего коммерческого использования, белорусское предприятие при получении документа об условиях переработки товаров на таможенной территории может указать на это. Такие сведения первоначально отражаются в разделе 7 соответствующего заявления (постановление ГТК РБ от 26.02.2008 № 27 «О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения»).
В противном случае для таможенных целей отходы рассматриваются как товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза в этом состоянии, а в качестве таможенных процедур, под которые их можно поместить, применимы: реэкспорт, выпуск для внутреннего потребления, уничтожение и пр.
Пример 3
В случае вывоза за пределы республики отходов, указанных в примере 2, применима процедура реэкспорта - процедура, при которой товары вывозятся с этой территории без уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст.296 ТК ТС). Потребуется уплата лишь таможенных сборов за таможенное оформление, размер которых определяется Указом № 443.
Считаем необходимым обратить внимание читателей на следующие моменты.
Особенности определения таможенной стоимости отходов, помещаемых под одну из вышеуказанных таможенных процедур, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (ст.246 ТК ТС).
Однако с учетом того, что такое решение до настоящего времени не принято, применяются положения Указа Президента РБ от 04.09.2007 № 399 «Об определении таможенной стоимости товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки», которым, в частности, предусмотрено, что при заявлении отходов в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления таможенная стоимость:
- отходов черных и цветных металлов, сдаваемых заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгружаемых по нарядам этих организаций, определяется в соответствии с установленной Министерством промышленности Республики Беларусь их ценой, действующей на день регистрации таможенным органом таможенной декларации на помещение таких товаров под указанную процедуру;
- прочих товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки, определяется как таможенная стоимость товаров для переработки, вошедших в состав товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки.
В свою очередь, при помещении отходов под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства их таможенная стоимость по выбору декларанта может определяться на основании: ценовой информации о таких товарах организаций, осуществляющих прием отходов и вторичного сырья; бухгалтерских данных об оприходовании и (или) о списании с баланса данных товаров в организации (организациях), осуществляющей (осуществляющих) переработку товаров; результатов оценки этих товаров организацией, осуществляющей оценочную деятельность; таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров, проданных для ввоза в Республике Беларусь; стоимости идентичных (однородных) товаров, проданных на внутреннем рынке Республики Беларусь, за вычетом налогов (сборов), взимаемых в соответствии с законодательством.
Пример 4
Белорусское предприятие отходы (данные взяты из вышеприведенного примера 2) в количестве 500 кг, помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Количество ввезенных товаров составляло 10 т, а их таможенная стоимость - 10 000 000 бел.руб. Таможенная стоимость отходов для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов составит 10 000 000 бел.руб. х 500 кг / 10 000 кг = 500 000 бел.руб.
Ситуация 2
Белорусское предприятие на давальческой основе поставляет в Беларусь из России и Казахстана сырье и материалы для производства готовой продукции. Готовая продукция отгружается за пределы республики, а отходы остаются на территории Республики Беларусь либо возвращаются заказчику.
С 6 июля 2010 г. товары, ввозимые в Беларусь из России или Казахстана, а также вывозимые из Беларуси в эти страны, помещению под какую либо таможенную процедуру не подлежат. Это касается товаров, происходящих из стран - участниц Таможенного союза, а также товаров, выпущенных для внутреннего потребления на их территориях. Изложенное обусловлено положениями ТК ТС, согласно ст.209 которого таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления допускает нахождение и использование иностранных товаров не только на территории того государства, где они помещены под такую процедуру, а на всей таможенной территории таможенного союза. При этом такую территорию составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (ст.2 ТК ТС).
В связи с вышеизложенным при обратном вывозе отходов из Беларуси в Россию или Казахстан в рамках осуществления рассматриваемых операций помещать такие отходы под какую-либо процедуру не потребуется. Однако в отношении таких отходов может потребоваться регистрация статистической декларации.
Напомним, что товары, не подлежащие таможенному оформлению, при возмездной передаче от резидента Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь подлежат статистическому декларированию, которое заключается в регистрации статистической декларации (на каждую отдельную партию) или по выбору экспортера периодической статистической декларации (за отчетный месяц). При экспорте товаров первая представляется по каждому факту отгрузки товаров (стоимостью в эквиваленте 1 000 евро и более) не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров. Вторая представляется не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным, по двум и более отгрузкам товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору (если общая сумма стоимости таких товаров эквивалентна 1 000 евро и более) (Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров»).
Пример 1
Белорусское предприятие поставляет в Беларусь из России профиль ПФХ для изготовления пластиковых окон и дверей по договору подряда. Ввозимые сырье и материалы, готовая продукция находятся в собственности заказчика, белорусское предприятие получает только оплату за выполняемые работы. Образующиеся отходы отгружаются обратно заказчику. При вывозе отходов регистрация статистической декларации не потребуется, так как отсутствует возмездная передача товаров резидентом нерезиденту Республики Беларусь.
Пример 2
Российский заказчик принимает решение о сдаче образующихся отходов для вторичной переработки на территории республики. Между ним и белорусским предприятием - заготовителем заключается возмездный договор на передачу таких отходов. В такой ситуации потребуется регистрация статистической декларации со стороны последнего как импортера.
Пример 3
Белорусское предприятие поставляет в Беларусь из России профиль ПФХ для изготовления пластиковых окон и дверей по договору купли-продажи. Образующиеся отходы отгружаются в Россию для вторичной переработки. Учитывая, что такая отгрузка осуществляется на возмездной основе (переработчик оплачивает стоимость передаваемых ему отходов), при таком вывозе отходов потребуется регистрация статистической декларации. Обязанность ее представления будет возлагаться на белорусское предприятие.
Ситуация 3
Белорусское предприятие осуществляет поставки в Беларусь из-за рубежа продовольственных товаров. Ввозимые партии размещаются на таможенном складе и по мере поступления заказов от продавцов помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В процессе такой деятельности на таможенном складе образуются невостребованные остатки товаров, которые не будут в ближайшее время реализованы и которые будут подлежать уничтожению в связи с истечением срока реализации.
Действительно, в качестве отходов можно также рассматривать товары, пришедшие в негодность по причине их неправильного хранения. В частности, ст.229 ТК ТС для хранения иностранных товаров под таможенным контролем предусмотрено применение таможенной процедуры таможенного склада. Таможенный склад - это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Действие таможенной процедуры таможенного склада завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе (ст.236 ТК ТС).
В этой связи отметим, что товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под выбранную декларантом таможенную процедуру, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии (ст.235 ТК ТС).
Пример
Белорусское предприятие поставило в республику партию фруктов. В процессе хранения на таможенном складе такие товары стали непригодными к реализации и могут быть только переработаны. Для последующего выпуска таможенная стоимость указанных товаров будет определяться с учетом указанных изменений.
Ситуация 4
Белорусское предприятие осуществляет деятельность по сдаче в аренду легковых автомобилей, прицепов и иной подобной техники. Для обеспечения своей деятельности такие средства она ввозит из-за рубежа, причем временно. В процессе интенсивной эксплуатации в течение 1-2 лет техника выходит из строя и становится экономически невыгодной к ремонту.
При ввозе в Республику Беларусь товаров на ограниченный срок (по договорам аренды, безвозмездного пользования и т.п.) применяется таможенная процедура временного ввоза (допуска). Временный ввоз (допуск) - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст.277 ТК ТС).
При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) предусматривается уплата сборов за таможенное оформление (Указ № 443), а также ввозной таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость в размере 3 % за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза от суммы таких пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.282 ТК ТС). Исключение составляют случаи, когда товары полностью освобождаются от ввозных таможенных пошлин, налогов (ст.282 ТК ТС).
Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока процедуры, либо путем помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта (ст.281 ТК ТС), либо, как правило, путем помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.289 ТК ТС).
Отметим, что при помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска). Указанный «зачет» возможен, в т.ч. если до помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления данные товары помещались под таможенную процедуру (процедуры) таможенного склада, временного ввоза (допуска) или размещались на временное хранение (ст.284 ТК ТС).
Кроме вышеизложенного временно ввезенные товары можно поместить под таможенную процедуру уничтожения. Уничтожение - это таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. При этом под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст.307 ТК ТС).
Пример
Белорусское предприятие ввезло в Беларусь из Германии и поместило под таможенную процедуру временного ввоза технологическое оборудование. В процессе эксплуатации оборудование вышло из строя и подлежит утилизации. Для целей завершения указанной процедуры оно может быть помещено под процедуру уничтожения. Государственным органом, уполномоченным на выдачу заключений о возможности уничтожения товаров в рамках таможенной процедуры уничтожения, в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ. Для целей получения необходимого заключения предприятие должно обратиться в зависимости от места осуществления деятельности в областной (Минский городской) комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Изложенное определено ст.307-309 ТК ТС, постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 «Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962» и постановлением Минприроды РБ от 21.12.2007 № 102 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заключений о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения».
30.09.2010 г.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
От редакции: В Указ Президента РБ от 26.10.2009 № 525 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения» на основании указов Президента РБ от 04.05.2011 № 179 (с 1 июня 2011 г.) и от 07.12.2012 № 548 (с 12 декабря 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» на основании указов Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (с 27 июля 2011 г.), от 23.07.2012 № 329 (с 26 июля 2012 г.) и от 28.07.2014 № 380 (с 1 августа 2014 г.) внесены изменения.
В постановление Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 «Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании указов Президента РБ от 09.08.2011 № 347 (с 16 ноября 2011 г.) и от 23.07.2012 № 323 (с 26 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 29 декабря 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 «О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории» на основании постановления Совета Министров РБ от 13.10.2011 № 1373 утратило силу.
С 29 декабря 2011 г. постановление ГТК РБ от 26.02.2008 № 27 «О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения» на основании постановления ГТК РБ от 01.12.2011 № 58 утратило силу.
В Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании законов РБ от 22.12.2011 № 328-З (с 16 января 2012 г.), от 12.12.2012 № 6-З (с 16 марта 2013 г.) и от 04.01.2014 № 130-З (с 24 апреля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.
С 16 сентября 2012 г. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 19, на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утратили силу.
С 1 сентября до 31 декабря 2013 г. действие п.1 Указа Президента РБ от 26.10.2009 № 525 «Об установлении ставок вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения» на основании Указа Президента РБ от 05.09.2013 № 400 приостановлено.