Пособие от 31.07.2009
Автор: Аброскин А.

Отходы: таможенные аспекты


 

Материал помещен в архив

 

ОТХОДЫ: ТАМОЖЕННЫЕ АСПЕКТЫ

В соответствии с Законом РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Свое место понятие «отходы» имеет и в таможенном деле, поскольку таковые являются товарами (ст.8 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК РБ)). В настоящей статье излагаются требования таможенного законодательства РБ к данной категории товаров.

Отходы как результат использования товаров в таможенных режимах переработки

Виды режимов переработки. Таможенное законодательство предусматривает, что использование иностранных товаров на таможенной территории РБ либо вывоз отечественных товаров за ее пределы допускается в соответствии с таможенными режимами. Когда целью такого ввоза (вывоза) товаров является их переработка и получение качественно нового товара, такие ввозимые (вывозимые) товары могут быть заявлены в таможенных режимах переработки - переработки на таможенной или вне таможенной территории.

Таможенный режим переработки на таможенной территории - это таможенный режим, допускающий совершение на таможенной территории операций переработки иностранных товаров в течение установленного срока, в т.ч. с использованием при таких операциях отечественных товаров, в целях получения продуктов переработки, предназначенных для вывоза с таможенной территории. Под данный таможенный режим могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможенной территории, в т.ч. ранее помещенные под таможенные режимы временного ввоза, переработки на таможенной территории, таможенного склада, беспошлинной торговли, свободного склада (ст.165 ТК РБ).

В свою очередь, таможенный режим переработки вне таможенной территории - это таможенный режим, допускающий вывоз товаров с таможенной территории для проведения операций переработки товаров в течение установленного срока, в т.ч. с использованием при таких операциях иностранных товаров, в целях получения продуктов переработки, предназначенных для ввоза на таможенную территорию. Под указанный таможенный режим могут помещаться: отечественные товары, за исключением товаров, которые приобрели статус отечественных товаров в связи с помещением под таможенный режим свободного обращения с предоставлением налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если операциями переработки последних не являются ремонт либо техническое обслуживание; товары, вывезенные с таможенной территории в соответствии с таможенным режимом временного вывоза (ст.179 ТК РБ).

Основным результатом использования товаров согласно указанным таможенным режимам являются продукты переработки. Таковыми выступают товары, основной целью получения которых являются операции переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки (ст.165 и 179 ТК РБ). Соответственно к продуктам переработки не относятся товары, неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки, в т.ч. отходы.

Отходы, образуемые за пределами таможенной территории республики. Отходы, которые образуются в процессе переработки товаров, вывезенных в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, менее всего должны беспокоить декларанта указанного таможенного режима. Это обусловлено тем, что действующее таможенное законодательство РБ не предусматривает каких-либо обязательных требований в отношении таких товаров. Так, последние нет необходимости помещать под определенный таможенный режим, снимать с таможенного контроля и пр. В случае намерения ввоза в РБ такие товары будут рассматриваться для таможенных целей как любые иные иностранные товары, ввозимые в РБ.

Пример 1

Организацией «А» (РБ) по договору подряда, заключенному с организацией «Б» (Польша), поставлена последнему в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории РБ партия материалов - древесно-стружечные плиты. Из данного материала организацией «Б» (Польша) изготовлена мебель, в результате чего образовались обрезки указанных плит - отходы. Учитывая определенную ценность данных отходов, организация «А» намерена возвратить их на таможенную территорию РБ для последующего использования. Таким образом, при помещении данных отходов под таможенный режим свободного обращения, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию РБ, организация «А» обязана будет уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги. При этом следует отметить, что в отношении таких отходов не могут быть применены особенности уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, установленные при ввозе продуктов переработки на таможенную территорию РБ.

 

Отходы, образуемые на таможенной территории республики. С отходами, которые образуются в процессе переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, все гораздо сложнее.

В первую очередь отметим, что помещению товаров под таможенные режимы переработки предшествует, как правило, получение заключения уполномоченного органа об условиях переработки товаров и согласование таможенным органом условий использования товаров в таможенном режиме переработки. Порядок получения такого заключения и прохождения указанного согласования при применении таможенного режима переработки на таможенной территории предусматривает заявление соответствующему уполномоченному органу в т.ч. сведений о товарах, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки, в частности, об отходах.

Так, в заявлении о выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории указываются: наименование отходов; их количество (в килограммах и в дополнительных единицах измерения, установленных для данного товара ТН ВЭД РБ); возможность или невозможность дальнейшего коммерческого использования; товары для переработки, из которых неизбежно образуются отходы; количество товаров, предназначенных для переработки, которое будет неизбежно присутствовать в отходах. Такие требования предусмотрены постановлением ГТК РБ от 26.02.2008 № 27 «О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения».

В свою очередь, в заявлении о согласовании условий использования товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории указываются: наименование отходов; классификационный код по ТН ВЭД РБ на уровне не менее первых четырех знаков; количество (в килограммах и в дополнительных единицах измерения, установленных для данного товара ТН ВЭД РБ). Это предусмотрено постановлением ГТК РБ от 15.01.2009 № 3 «О формах документов, необходимых для согласования таможенными органами условий использования товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории и в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, и порядке их заполнения». Наряду с вышеизложенным действие таможенного режима прекращается только при помещении под соответствующий таможенный режим либо снятии с таможенного контроля всех товаров, полученных в результате операций переработки товаров, в т.ч. продуктов переработки и товаров, неизбежно образующихся при получении таких продуктов переработки (ст.175 ТК РБ).

В частности, товары, неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки, в т.ч. отходы, в течение срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории могут быть помещены под таможенные режимы свободного обращения, реэкспорта, переработки на таможенной территории, уничтожения или отказа в пользу государства (ст.174 ТК РБ). Такие товары для целей таможенного оформления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов рассматриваются, как если бы они были ввезены на таможенную территорию в этом состоянии (ст.173 ТК РБ). При этом их таможенная стоимость определяется с учетом особенностей, установленных Указом Президента РБ от 04.09.2007 № 399 «Об определении таможенной стоимости товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки» (далее - Указ № 399; см. таблицу).

 

Таможенный режим
Особенности определения таможенной стоимости
Свободное обращение Отходы черных и цветных металлов, сдаваемые заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгружаемые по нарядам этих организаций:
таможенная стоимость определяется в соответствии с установленной Министерством промышленности РБ их ценой, действующей на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение таких товаров под таможенный режим свободного обращения
Прочие товары, неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки:
таможенная стоимость определяется как таможенная стоимость товаров для переработки, вошедших в состав товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки
Переработка на таможенной территории Таможенная стоимость отходов определяется как таможенная стоимость товаров для переработки, вошедших в состав товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки
Уничтожение, отказ в пользу государства Таможенная стоимость отходов по выбору декларанта может определяться на основании:
ценовой информации о таких товарах организаций, осуществляющих прием отходов и вторичного сырья;
бухгалтерских данных об оприходовании и (или) о списании с баланса данных товаров в организации (организациях), осуществляющей (осуществляющих) переработку товаров;
результатов оценки этих товаров организацией, осуществляющей оценочную деятельность;
таможенной стоимости идентичных (однородных) товаров, проданных для ввоза в РБ;
стоимости идентичных (однородных) товаров, проданных на внутреннем рынке РБ, за вычетом налогов (сборов), взимаемых в соответствии с законодательством
Реэкспорт Таможенная стоимость определяется в соответствии с Указом Президента РБ от 31.07.2006 № 474 «О порядке определения таможенной стоимости товаров», т.е. в общем порядке, установленном для товаров, вывозимых за пределы таможенной территории РБ

 

Общие и специальные основания снятия отходов с таможенного контроля. В целях прекращения действия таможенного режима переработки на таможенной территории отходы могут быть сняты с таможенного контроля. Для этого применимы «общие» основания (ст.272 ТК РБ) и «специальные» основания (Указ № 399).

Так, ТК РБ предусматривает возможность снятия отходов, как и иных товаров, с таможенного контроля в случае их конфискации или обращении в государственную собственность в соответствии с законодательством, фактического вывоза с таможенной территории, обращения взыскания на такие товары в счет исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей, утраты вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения на таможенной территории.

Как следует из Указа № 399, товары, неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки, также снимаются с таможенного контроля при наличии в заключении уполномоченного органа об условиях переработки товаров на таможенной территории сведений о невозможности дальнейшего коммерческого использования таких товаров.

Порядок снятия товаров с таможенного контроля в вышерассмотренных случаях определен постановлением ГТК РБ от 14.11.2007 № 106 «О порядке снятия с таможенного контроля товаров, помещенных под таможенную процедуру временного хранения товаров или под таможенные режимы». Согласно названному порядку данное действие производится путем внесения должностным лицом таможни в графе Д «Таможенный контроль» и (или) на оборотной стороне имеющихся экземпляров свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим записи: «Снято с таможенного контроля» с указанием: количества снимаемого с таможенного контроля товара; реквизитов документов, подтверждающих наступление обстоятельств, допускающих снятие товаров с таможенного контроля; реквизитов таможенных и (или) иных документов, подтверждающих прекращение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов, если срок исполнения такого налогового обязательства наступил; даты внесения этой записи. Внесенная запись заверяется оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможни, принявшего решение о снятии товаров с таможенного контроля.

Пример 2

Организацией «А» (РБ) по договору подряда ввезена на таможенную территорию РБ в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории партия ткани. Из данной ткани пошита партия мужских костюмов, в процессе чего образовались мелкие обрезки ткани - отходы, т.е. товары, неизбежно образующиеся в процессе переработки, которые нельзя использовать для получения продуктов переработки. По желанию заинтересованного лица данные отходы могут быть размещены как на территории РБ, так и вывезены за ее пределы. По общему правилу совершение данных действий допускается при условии таможенного оформления таких отходов в соответствующем таможенном режиме. Однако, если в заключении уполномоченного органа об условиях переработки товаров на таможенной территории будет указано на невозможность их дальнейшего коммерческого использования, такие отходы можно просто снять с таможенного контроля.

Отходы в таможенном режиме свободной таможенной зоны

Таможенный режим свободной таможенной зоны допускает хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций переработки таких товаров, в т.ч. с использованием при этих операциях отечественных товаров, резидентом свободной экономической зоны в определенной для такого резидента свободной таможенной зоне в течение срока ее функционирования (ст.221 ТК РБ). Соответственно при осуществлении таких операций также могут образовываться отходы, вывоз которых с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории РБ производится при условии таможенного оформления в общем порядке.

Вместе с тем необходимо отметить, что в силу Указа Президента РБ от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» отходы производства, образовавшиеся в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, предназначенные для передачи организациям, осуществляющим в установленном законодательством порядке деятельность по их сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию), помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми таможенными органами, и без применения ограничений на ввоз и вывоз по основаниям экономического характера.

Перечень организаций, осуществляющих в установленном законодательством порядке деятельность по сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо по сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию) отходов производства, при передаче которым отходы производства, образовавшиеся в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми таможенными органами, и без применения ограничений на ввоз и вывоз по основаниям экономического характера определен постановлением Совета Министров РБ от 18.05.2006 № 621.

Вниманию читателей

В случае передачи отходов, помещенных под таможенный режим свободного обращения, иным организациям ввозные таможенные пошлины, налоги, взимаемые таможенными органами, подлежат уплате в общем порядке, установленном законодательством. При этом суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых таможенными органами, исчисляются в отношении данных товаров, как если бы они были ввезены на таможенную территорию в этом состоянии. В свою очередь, таможенная стоимость и ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых таможенными органами, определяются на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение таких товаров под таможенный режим свободного обращения.

Пример 3

Организацией «А» (РБ) ввезена на таможенную территорию РБ в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны партия ткани. Из данной ткани пошита партия детской одежды, в процессе чего образовались мелкие обрезки ткани - отходы, т.е. товары, неизбежно образующиеся в процессе переработки, которые нельзя использовать для получения продуктов переработки. По общему правилу, при вывозе таких отходов на остальную часть таможенной территории РБ организации придется поместить их под таможенный режим свободного обращения с уплатой соответствующих таможенных платежей. В случае же передачи таких товаров организации, осуществляющей в установленном законодательством порядке деятельность по их сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию), такие платежи уплачиваться не будут.

Отходы как результат использования товаров в таможенном режиме свободного обращения или экспорта

Отходы, образовавшиеся в результате переработки товаров, ввезенных на таможенную территорию РБ согласно таможенному режиму свободного обращения, либо товаров, вывезенных за пределы таможенной территории РБ в соответствии с таможенным режимом экспорта, не подлежат обязательному таможенному оформлению в каком-либо таможенном режиме.

Это в т.ч. касается отходов, образующихся в результате переработки товаров, ввезенных на таможенную территорию РБ и выпущенных в свободное обращение с предоставлением отсрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, как в отношении товаров, предназначенных для изготовления экспортной продукции.

Напомним, что данная отсрочка предусмотрена Указом Президента РБ от 23.08.2005 № 391 «Об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость» (далее - Указ № 391) и предоставляется в отношении комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, ввозимых в РБ для изготовления экспортной продукции. При этом подлежащая уплате сумма ввозной таможенной пошлины в отношении ввозимых товаров не должна превышать 10 % от таможенной стоимости товаров (за исключением ввозимого сахара-сырца тростникового для производства сахара-белого). Такая отсрочка предоставляется на срок не более 12 месяцев (в отношении товаров, ввозимых для изготовления продукции экспортного судостроения, а также сахара-сырца тростникового для производства сахара-белого) либо не более 6 месяцев (в отношении других товаров). В случае вывоза ввезенных товаров в составе готовой продукции в установленные отсрочкой сроки за пределы таможенных территорий РБ и РФ ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются.

Согласно Инструкции о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 (далее - постановление № 11), заинтересованное лицо в целях подтверждения своего права на вышеуказанную льготу представляет в таможенные органы в установленные сроки отчет по установленной форме об использовании комплектующих, запасных частей, материалов и сырья для производства экспортной продукции. Данный отчет формируется на основании норм расхода ввезенных товаров на изготовление единицы экспортной продукции, под которыми понимается количество комплектующих, запасных частей, материалов и сырья в натуральном измерении (шт., кг, пог.м, кв.м, куб.м и т.п.), необходимое для производства единицы продукции, установленное для конкретных производственных процессов.

Пример 4

Организацией «А» (РБ) по договору купли-продажи, заключенному с организацией «Б» (Германия), ввезена на таможенную территорию РБ партия материалов - металлический профиль. Данная партия материалов оформлена в таможенном режиме свободного обращения с предоставлением 6-месячной отсрочки по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость. Изготовленные с их использованием балконные рамы в установленные сроки экспортированы за пределы таможенных территорий РБ и РФ. Об использовании ввезенных товаров и вывозе готовой продукции в таможню представлен отчет и необходимые документы. На основании требований Указа № 391 и постановления № 11 надобность в совершении дополнительных действий по снятию с таможенного контроля образовавшихся отходов отсутствует.

Отходы как результат хранения либо неправильного использования товаров, не связанного с их переработкой

В качестве отходов можно также рассматривать товары, пришедшие в негодность по причине их неправильного хранения либо использования на таможенной территории РБ. Когда данные товары в их первоначальном (качественном) состоянии ввезены на таможенную территорию РБ и помещены под таможенные режимы, не связанные с их последующим нахождением под таможенным контролем (например, свободного обращения), то проблем с соблюдением каких-либо требований таможенного законодательства не возникает. Однако, когда такие товары находятся под таможенным контролем (например, на складе временного хранения либо помещены под таможенные режимы таможенного склада, временного ввоза и т.п.), такие товары должны быть сняты с таможенного контроля в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

В частности, таможенный режим таможенного склада - это таможенный режим, допускающий хранение иностранных товаров на таможенном складе в течение установленного срока. До истечения такого срока декларантом должны быть предприняты действия по прекращению такого таможенного режима путем помещения товаров под иной режим либо снятия их с таможенного контроля (ст.203 и 208 ТК РБ).

Также таможенный режим временного ввоза - это таможенный режим, допускающий использование иностранных товаров на таможенной территории в течение определенного срока. До истечения такого срока декларантом должны быть предприняты действия по прекращению такого таможенного режима путем помещения товаров под иной режим либо снятия их с таможенного контроля (ст.190 и 193 ТК РБ).

Товары, помещенные под указанные таможенные режимы и в процессе хранения или использования превратившиеся в отходы, целесообразно поместить под таможенный режим уничтожения, что будет являться основанием для прекращения действия ранее установленного режима.

Таможенный режим уничтожения - это таможенный режим, допускающий уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории. При этом под уничтожением товаров понимаются обезвреживание или приведение товаров, включая упаковку и составные части таких товаров, в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст.215 ТК РБ). Данный таможенный режим не несет для хозяйствующего субъекта расходов, связанных с уплатой таможенных платежей (за исключением таможенных сборов за таможенное оформление). Вместе с тем сам процесс уничтожения товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет.

Пример 5

Организацией «А» (РБ) по договору купли-продажи, заключенному с организацией «Б» (Украина), ввезена на таможенную территорию РБ партия черешни. Данный товар оформлен в соответствии с таможенным режимом таможенного склада. Однако в процессе его хранения по причине несоблюдения условий такого хранения черешня испортилась и стала не пригодной для последующей реализации на территории РБ. Исходя из вышеизложенного везенные товары могут быть заявлены в таможенном режиме уничтожения.

 

31.07.2009 г.

 

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

 

От редакции: В Закон РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании законов РБ от 28.12.2009 № 93-З (с 25 января 2010 г.) и от 22.12.2011 № 328-З (с 16 января 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» на основании указов Президента РБ от 21.08.2009 № 430 (с 28 августа 2009 г.), от 09.03.2010 № 143 (с 1 января 2010 г.), от 19.07.2010 № 367 (с 27 октября 2010 г.) и от 24.02.2012 № 109 внесены изменения и дополнения.

С 29 декабря 2011 г. постановление ГТК РБ от 15.01.2009 № 3 «О формах документов, необходимых для согласования таможенными органами условий использования товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории и в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, и о порядке их заполнения» на основании постановления ГТК РБ от 11.11.2011 № 48 утратило силу.

С 29 декабря 2011 г. постановление ГТК РБ от 26.02.2008 № 27 «О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения» на основании постановления ГТК РБ от 01.12.2011 № 58 утратило силу.

С 6 июня 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 18.05.2006 № 621 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих в установленном законодательством порядке деятельность по сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо по сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию) отходов производства, при передаче которым отходы производства, образовавшиеся в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми таможенными органами, и без применения ограничений на ввоз и вывоз по основаниям экономического характера» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.04.2012 № 354 утратило силу.

С 1 ноября 2012 г. постановление ГТК РБ от 14.11.2007 № 106 «О порядке снятия с таможенного контроля товаров, помещенных под таможенную процедуру временного хранения товаров или под таможенные режимы» на основании постановления ГТК РБ от 26.07.2012 № 22 утратило силу.