Пособие от 30.10.2009
Автор: Аброскин А.

Отходы в таможенном законодательстве: практические ситуации


 

Материал помещен в архив

 

ОТХОДЫ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Ситуация 1

Белорусская швейная организация (подрядчик) заключила с резидентом Германии (заказчик) договор подряда. Согласно договору в Республику Беларусь в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории поставляется ткань. Данная ткань используется для пошива мужских сорочек, в процессе чего образуются обрезки ткани (отходы). Готовая продукция отправляется белорусской организацией за пределы республики заказчику (в соответствии с таможенным режимом реэкспорта), а указанные отходы остаются на таможенной территории Республики Беларусь.

Какие действия в таможенном отношении необходимо произвести организации в отношении отходов?

   

Таможенный режим переработки на таможенной территории допускает совершение на таможенной территории Республики Беларусь операций переработки иностранных товаров в течение установленного срока в целях получения продуктов переработки, предназначенных для вывоза с таможенной территории (ст.165 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК РБ)). При этом до истечения указанного срока на декларанта возлагается обязанность предпринять меры по прекращению действия такого таможенного режима.

Основания для прекращения действия таможенного режима переработки на таможенной территории определены ст.175 ТК РБ. В частности, рассматриваемый таможенный режим прекращается в случае помещения товаров, полученных в результате операций переработки товаров, под таможенные режимы свободного обращения, переработки на таможенной территории, реэкспорта, уничтожения или отказа в пользу государства либо снятия таких товаров с таможенного контроля в установленном порядке.

Под товарами, получаемыми в результате операций переработки, понимаются не только продукты переработки, но и товары, неизбежно образующиеся при получении таких продуктов переработки, в т.ч. отходы. Соответственно действие таможенного режима переработки на таможенной территории прекращается только при помещении под соответствующий таможенный режим и (или) снятии с таможенного контроля всех указанных товаров, в т.ч. отходов.

На основании вышеизложенного в рассматриваемой ситуации белорусской организации, несмотря на вывоз продуктов переработки за пределы Республики Беларусь в таможенном режиме реэкспорта, до истечения срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории необходимо поместить образовавшиеся отходы под один из соответствующих таможенных режимов (свободного обращения, переработки на таможенной территории, реэкспорта, уничтожения или отказа в пользу государства) либо снять такие отходы с таможенного контроля в установленном порядке.

Следует отметить, что отходы при помещении под таможенный режим свободного обращения для целей таможенного оформления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов рассматриваются в таком качестве, как если бы они были ввезены на таможенную территорию в данном состоянии (ст.173 ТК РБ). При этом их таможенная стоимость определяется с учетом особенностей, установленных Указом Президента РБ от 04.09.2007 № 399 «Об определении таможенной стоимости товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки» (далее - Указ № 399).

В рассматриваемой ситуации таможенная стоимость отходов определяется как таможенная стоимость товаров для переработки, вошедших в состав таких отходов.

На примере это будет выглядеть следующим образом. Предположим, что таможенная стоимость ввезенной партии ткани составляла 10 000 000 бел.руб., а отходы образовались в размере 5 % от количества ввезенной ткани. Следовательно, таможенная стоимость отходов для целей исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов составит 500 000 бел.руб.

Указом № 399 также определены и основания для снятия отходов с таможенного контроля. В частности, отходы как товары, неизбежно образующиеся при получении продуктов переработки, снимаются с таможенного контроля при наличии в заключении уполномоченного органа об условиях переработки товаров на таможенной территории сведений о невозможности дальнейшего коммерческого использования таких товаров.

Такое заключение выдается в порядке, определенном постановлением Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 «О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории». При этом его выдача осуществляется до заявления товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории.

В связи с этим белорусской организации в случае необходимости наличия вышеуказанных сведений в заключении необходимо при оформлении заявления о выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории указать в п.7 такого заявления на данные обстоятельства. Форма такого заявления разработана постановлением ГТК РБ от 26.02.2008 № 27 «О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения».

Ситуация 2

Белорусская организация (заказчик) по договору подряда, заключенному с резидентом Польши (подрядчик), поставляет последнему в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории выделанную кожу. Данный материал используется резидентом Польши для изготовления портфелей, сумок, портмоне и пр. (продукты переработки), которые ввозятся в Республику Беларусь в соответствии с таможенным режимом свободного обращения. При этом ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении продуктов переработки уплачиваются белорусской организацией не с таможенной стоимости ввозимых товаров, а со стоимости совершаемых операций переработки.

В процессе переработки вышеуказанных материалов наряду с продуктом переработки образуются отходы - обрезки кожи, которые заказчик намерен вернуть в Республику Беларусь для последующей реализации на ее территории.

Какой таможенный режим может заявить белорусская организация в отношении ввозимых отходов? Применяются ли в отношении таких отходов особенности уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотренные для продуктов переработки?

   

Таможенный режим переработки вне таможенной территории - это таможенный режим, допускающий вывоз товаров с таможенной территории для проведения операций переработки товаров в течение установленного срока в целях получения продуктов переработки, предназначенных для ввоза на таможенную территорию (ст.179 ТК РБ). После совершения операций переработки ввозимые в республику продукты переработки помещаются под таможенный режим свободного обращения (ст.186 ТК РБ) с уплатой (при применении адвалорных ставок в отношении ввозимых товаров) ввозных таможенных пошлин, налогов со стоимости операций переработки (ст.188 ТК РБ).

В результате операций переработки образуются не только продукты переработки, но и товары, неизбежно образующиеся при получении таких продуктов переработки (в т.ч. отходы) (ст.179 ТК РБ). При этом действующее таможенное законодательство Республики Беларусь не предусматривает каких-либо обязательных требований со стороны декларанта в отношении таких отходов. Таким образом, в рассматриваемой ситуации, если бы отходы размещались за пределами республики, белорусской организации не было бы необходимости помещать отходы под определенный таможенный режим, снимать с таможенного контроля и пр.

Однако в случае намерения ввоза в республику таких отходов они будут рассматриваться для таможенных целей как иностранные товары, ввозимые в Республику Беларусь. Так, отходы, образовавшиеся в результате переработки вне таможенной территории, приобретают статус иностранных товаров.

Из намерений белорусской организации ввезти рассматриваемые отходы и реализовать их на территории республики и вышеизложенных норм таможенного законодательства следует, что такие отходы подлежат помещению под таможенный режим свободного обращения (ст.159 ТК РБ). Это означает, что в отношении таких отходов ввозные таможенные пошлины и налоги будут подлежать уплате в полном объеме. Иначе говоря, положения ст.188 ТК РБ в данном случае не применимы, так как они распространяют свое действие только в отношении продуктов переработки, каковыми отходы не являются.

Напомним, что помещение товаров под таможенный режим свободного обращения производится, в частности, при соблюдении ограничений к перемещению товаров через таможенную границу при ввозе, устанавливаемых по основаниям неэкономического характера (ст.159 ТК РБ). Перечни товаров, попадающих под такие ограничения, установлены постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (далее - постановление № 1397). Данным постановлением, в частности, утвержден перечень отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера, ввоз и (или) вывоз которых допускается при наличии разрешения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Таким образом, белорусской организации до ввоза рассматриваемых отходов на таможенную территорию Республики Беларусь необходимо обратиться в указанное Министерство за получением соответствующего разрешения. Порядок его получения регламентирован Положением о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешений на ввоз и (или) вывоз отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденным постановлением № 1397.

Ситуация 3

Резидент свободной экономической зоны (Республика Беларусь), для которого определена территория свободной таможенной зоны, поставляет в республику сырье для производства готовой продукции. Данное сырье помещается под таможенный режим свободной таможенной зоны, а производимая из него продукция вывозится в Российскую Федерацию. В процессе производства образуются отходы, которые вывозятся на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь для передачи третьему лицу.

Какие таможенные формальности должен соблюсти вышеуказанный резидент при вывозе отходов на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь?

   

Вывоз товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы свободной таможенной зоны допускается при условии помещения таких товаров под соответствующий таможенный режим или под таможенную процедуру (ст.222 ТК РБ). Исходя из того что образующиеся отходы приобретают статус иностранных товаров (ст.221 ТК РБ), а также из намерения резидента передать такие отходы третьему лицу, они подлежат помещению под таможенный режим свободного обращения.

Отходы производства, образовавшиеся в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, предназначенные для передачи организациям, осуществляющим в установленном законодательством порядке деятельность по их сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию), помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми таможенными органами, и без применения ограничений на ввоз по основаниям экономического характера (Указ Президента РБ от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь»).

Для этих целей перечень организаций, осуществляющих в установленном законодательством порядке деятельность по сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо по сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию) отходов производства, при передаче которым отходы производства, образовавшиеся в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми таможенными органами, и без применения ограничений на ввоз и вывоз по основаниям экономического характера, определен постановлением Совета Министров РБ от 18.05.2006 № 621.

В свою очередь в случае передачи отходов, помещенных под таможенный режим свободного обращения, иным организациям ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате резидентом в общем порядке, установленном законодательством. При этом суммы таких таможенных пошлин, налогов исчисляются в отношении отходов таким образом, как если бы они были ввезены на таможенную территорию в этом состоянии. Таможенная стоимость и ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых таможенными органами, определяются на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение таких товаров под таможенный режим свободного обращения.

Ситуация 4

Белорусский производитель поставляет в республику материалы для собственного производства, которые помещаются под таможенный режим свободного обращения с отсрочкой уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, предусмотренной Указом Президента РБ от 23.08.2005 № 391 (далее - Указ № 391). Готовая продукция экспортируется в Литву, а образовавшиеся отходы размещаются на таможенной территории Республики Беларусь.

Необходимо ли указанному производителю совершать какие-либо действия по снятию с таможенного контроля указанных отходов?

   

В отношении комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, ввозимых в Республику Беларусь для изготовления экспортной продукции, предоставляется отсрочка уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость. Порядок ее предоставления определен Указом № 391. При этом подлежащая уплате сумма ввозной таможенной пошлины в отношении ввозимых товаров не должна превышать 10 % от таможенной стоимости товаров (за исключением ввозимого сахара-сырца тростникового для производства сахара-белого), а такая отсрочка предоставляется на срок не более 12 месяцев (в отношении товаров, ввозимых для изготовления продукции экспортного судостроения, а также сахара-сырца тростникового для производства сахара-белого) либо не более 6 месяцев (в отношении других товаров). В случае вывоза ввезенных товаров в составе готовой продукции в установленные отсрочкой сроки за пределы таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость не взимаются.

Согласно Инструкции о порядке реализации взимания таможенных платежей, процентов, утвержденной постановлением ГТК РБ от 24.01.2007 № 11, заинтересованное лицо в целях подтверждения своего права на вышеуказанную льготу представляет в таможенные органы в установленные сроки отчет по установленной форме об использовании комплектующих, запасных частей, материалов и сырья для производства экспортной продукции. Данный отчет формируется на основании норм расхода ввезенных товаров на изготовление единицы экспортной продукции, под которыми понимается количество комплектующих, запасных частей, материалов и сырья в натуральном измерении (шт., кг, пог.м, кв.м, куб.м и т.п.), необходимое для производства единицы продукции, установленное для конкретных производственных процессов.

Товары, ввозимые в республику и помещаемые под таможенный режим свободного обращения (за исключением товаров, помещенных под данный таможенный режим с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами), считаются находящимися под таможенным контролем до их снятия с таможенного контроля в связи с помещением под указанный таможенный режим (ст.278 ТК РБ).

Таким образом, образующиеся в рассматриваемой ситуации отходы не являются товарами, находящимися под таможенным контролем. Поэтому белорусскому производителю совершать какие-либо действия по снятию их с таможенного контроля не требуется.

Ситуация 5

Белорусская фирма ввезла на таможенную территорию Республики Беларусь партию свежей плодоовощной продукции и поместила ее под таможенную процедуру временного хранения. В процессе хранения товары пришли в негодность.

Как завершить таможенную процедуру временного хранения в отношении таких товаров?

   

Таможенная процедура временного хранения товаров допускает хранение товаров, находящихся под таможенным контролем до их помещения под определенный таможенный режим либо под иную таможенную процедуру, в зоне таможенного контроля в течение установленного срока (ст.123 ТК РБ). Иными словами, до истечения такого срока товары должны быть помещены под определенный таможенный режим либо под иную таможенную процедуру.

Поскольку в рассматриваемой ситуации товары, помещенные под таможенную процедуру временного хранения, пришли в негодность, такие товары белорусский поставщик вправе заявить в таможенном режиме уничтожения. Таможенный режим уничтожения - это таможенный режим, допускающий уничтожение товаров под таможенным контролем на таможенной территории, под которым понимаются обезвреживание или приведение товаров, включая упаковку и составные части таких товаров, в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст.215 ТК РБ).

Для помещения рассматриваемых товаров под вышеуказанный таможенный режим резиденту Республики Беларусь необходимо совершить следующие действия.

1. Получить заключение о возможности уничтожения товаров (ст.215 ТК РБ).

Государственным органом, уполномоченным на выдачу таких заключений, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (постановление Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 «Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962»).

Согласно Инструкции о порядке выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь заключений о возможности уничтожения на таможенной территории Республики Беларусь товаров, предназначенных для помещения под таможенный режим уничтожения, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 21.12.2007 № 102, рассматриваемые заключения выдаются областными (Минским городским) комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды, куда и следует обратиться вышеуказанному поставщику.

Для целей получения рассматриваемого заключения последний должен представить в вышеуказанный орган документы, определенные постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2. Уплатить таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки таких сборов определены Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» в зависимости от группы по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, в которой классифицируются товары.

3. Произвести таможенное декларирование товаров.

Заявление отходов в таможенном режиме уничтожения производится с применением такого таможенного документа, как таможенная декларация типа «декларация-обязательство». Форма данной декларации и порядок ее заполнения определены приказом ГТК РБ от 09.07.1998 № 246-ОД «Об утверждении Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация» и Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров».

Необходимо отметить, что при помещении товаров под таможенный режим уничтожения таможенным органом устанавливается срок, в течение которого товары, помещенные под такой таможенный режим, должны быть уничтожены (ст.216 ТК РБ).

Ситуация 6

Белорусское предприятие по договору аренды ввезло на таможенную территорию Республики Беларусь технологическое оборудование и поместило его под таможенный режим временного ввоза сроком на 2 года. В процессе эксплуатации указанное оборудование исчерпало свой резерв и по поручению арендодателя подлежит утилизации. С этой целью предприятие произвело демонтаж, разборку оборудования и передало его организации, осуществляющей деятельность по сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья отходов производства. Спустя некоторое время таможня предъявила предприятию требование о погашении возникшей задолженности по уплате таможенных платежей.

Правомерно ли требование таможни?

   

Таможенный режим временного ввоза допускает использование иностранных товаров на таможенной территории в течение определенного срока. При этом временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта данного таможенного режима, а распоряжение такими товарами, в частности отчуждение третьим лицам, допускается только при условии помещения под таможенный режим свободного обращения (ст.190, 192 ТК РБ). Иначе говоря, для целей передачи с целью утилизации рассматриваемого оборудования специализированной организации белорусское предприятие должно было поместить такое оборудование под таможенный режим свободного обращения.

При помещении товаров под таможенный режим временного ввоза у декларанта возникает налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в размере, который подлежал бы уплате при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения. Такое налоговое обязательство подлежит исполнению, а точнее ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в случае передачи временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов (ст.194 ТК РБ).

Так как белорусским предприятием совершена передача временно ввезенного оборудования иным лицам без разрешения таможенных органов, у него возникла задолженность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Следовательно, требование таможни о необходимости ее погашении правомерно.

   

30.10.2009 г.

   

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

 

От редакции: В постановление Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» на основании постановлений Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 (с 1 января 2010 г.), от 05.10.2010 № 1433 (с 23 октября 2010 г.) и от 26.12.2012 № 1202 (с 17 января 2013 г.) внесены дополнения и изменения.

В Указ Президента РБ от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» на основании указов Президента РБ от 09.03.2010 № 143 (с 1 января 2010 г.), от 19.07.2010 № 367 (с 27 октября 2010 г.) и от 24.02.2012 № 109 внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» на основании указов Президента РБ от 28.01.2010 № 52 (с 6 марта 2010 г.), от 18.07.2011 № 319 (с 27 июля 2011 г.) и от 23.07.2012 № 329 (с 26 июля 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 651 «Об определении государственного органа, уполномоченного на выдачу заключения о возможности уничтожения товаров на таможенной территории Республики Беларусь, и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 внесены изменения и дополнения.

С 29 декабря 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 21.08.2007 № 1065 «О некоторых вопросах выдачи заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории» на основании постановления Совета Министров РБ от 13.10.2011 № 1373 утратило силу.

С 29 декабря 2011 г. постановление ГТК РБ от 26.02.2008 № 27 «О формах документов, используемых при выдаче заключения об условиях переработки товаров на таможенной территории и заключения об условиях переработки товаров вне таможенной территории, и о порядке их заполнения» на основании постановления ГТК РБ от 01.12.2011 № 58 утратило силу.

С 27 марта 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утратило силу.

С 6 июня 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 18.05.2006 № 621 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих в установленном законодательством порядке деятельность по сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо по сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию) отходов производства, при передаче которым отходы производства, образовавшиеся в результате операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми таможенными органами, и без применения ограничений на ввоз и вывоз по основаниям экономического характера» на основании постановления Совета Министров РБ от 17.04.2012 № 354 утратило силу.

С 20 марта 2013 г. Указ Президента РБ от 23.08.2005 № 391 «Об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость» на основании Указа Президента РБ от 14.03.2013 № 127 утратил силу.

С 15 августа 2013 г. постановление ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов» на основании постановления ГТК РБ от 24.05.2013 № 15 утратило силу.