Пособие от 30.10.2013
Автор: Дерябина Е., Печинская М.

Отличие публичной оферты от рекламной информации, указанной в прайс-листе


 

Материал помещен в архив

 

ОТЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТЫ ОТ РЕКЛАМНОЙ ИНФОРМАЦИИ, УКАЗАННОЙ В ПРАЙС-ЛИСТЕ

Ситуация

Организация нашла на сайте завода-производителя рекламу его продукции и прайс-лист. При заказе продукции выяснилось, что этот прайс-лист уже устарел, теперь действуют новые цены (на 15 % выше) и, следовательно, продукция может быть отпущена только по новой цене.

Являются ли данные, указанные в прайс-листе, размещенном на сайте, публичной офертой и имеется ли у завода обязанность отпускать продукцию по этим ценам?

Можно ли считать действия завода-производителя в данном случае недобросовестной рекламой?

Понятие публичной оферты

В силу ст.405 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора.

Следовательно, если в содержании направленной адресату оферты отправителем не было соблюдено вышеприведенное требование, то такое предложение не влечет правовых последствий ни для одной из сторон.

Требования о содержании существенных условий закреплены и при условии размещения публичной оферты.

Так, в силу п.2 ст.407 ГК публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.

Как следует из данного определения, нельзя признать публичной офертой любую информацию о товаре (услуге), которая доступна потребителю как пользователю, например, Интернета.

Для того чтобы признать то или иное предложение, размещенное в общем доступе, публичной офертой, необходимо наличие ряда условий, а именно оно должно:

• содержать все существенные условия, предусмотренные для данной категории договоров (прочие данные условия будут отличаться в зависимости от того, о чем идет речь: поставке либо подряде);

• явно выражать волю лица на заключение договора с любым контрагентом, не оценивая его по каким-либо критериям.

Отличие рекламы от публичной оферты

В соответствии со ст.2 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п.1 ст.407 ГК). Таким образом, сама по себе реклама товара, в т.ч. с указанием его цены, иных характеристик, не становится автоматически публичной офертой.

 

Обратите внимание!

С учетом изложенного публичную оферту следует отличать от рекламы. Отличительной особенностью рекламной информации является то, что она представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и, следовательно, не возлагает на лицо, ее опубликовавшее, обязательств оферента.

 

Таким образом, если прайс-лист завода не содержит существенных условий договора, а лишь информирует о выпускаемой заводом продукции и ее предполагаемой цене, то его нельзя признавать публичной офертой.

Например, существенными условиями договора купли-продажи (поставки) являются условия о предмете: количестве и наименовании товара, подлежащего передаче (поставке), а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Кроме того, важно, чтобы из прайс-листа усматривалась воля заключить договор с любым заинтересованным лицом.

Закон о рекламе содержит понятие ненадлежащей рекламы. Под ней подразумевается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства (ст.2 Закона о рекламе).

 

Справочно

Статья 26 Закона о рекламе дает более подробную расшифровку данных понятий. Так, в силу п.1 ст.26 Закона недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в т.ч. в отношении цены и условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы (для электронных средств массовой информации моментом размещения (распространения) рекламы считается день ее выхода; для периодических печатных изданий - период до выхода следующего номера, но не более 1 месяца; для рекламы на почтовых отправлениях - 2 дня после отправки (по дате почтового штемпеля); для прочей рекламы - 1 месяц).

 

Согласно п.5 ст.26 Закона ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Правом вынесения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе обладают Министерство торговли РБ и местный исполнительный и распорядительный орган (ст.30 Закона о рекламе). В силу п.2 ст.30 Закона о рекламе организация или гражданин, которым вынесено предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе, обязаны в течение 3 рабочих дней со дня его получения устранить выявленное нарушение, если более длительный срок не предусмотрен в предписании.

Кроме того, за нарушения законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность. Так, в силу части 1 ст.12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

 

30.10.2013

 

Евгения Дерябина, судья хозяйственного суда Гродненской области

Мария Печинская, ведущий специалист отдела судебной практики хозяйственного суда Гродненской области