


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
![]() |
Ситуация Учитывая большую номенклатуру и колебание в течение отчетного периода цен на металлом, применяемых для оценки при оприходовании и постановки на учет демонтируемого металлопроката, руководством организации было принято решение с 1 июля 2015 г. металлопрокат, полученный от разборки и демонтажа основных средств, оборудования, приходовать в складском и бухгалтерском учете по установленной цене: 500 000 руб. за 1 т за металлопрокат черных металлов б/у и по 2 000 000 руб. за 1 т за металлопрокат легированных металлов б/у. Не будет ли в данном случае: • нарушен п.45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133); • нарушена норма приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), согласно которому цены на лом и отходы черных и цветных металлов регулируются Министерством промышленности Республики Беларусь (далее - Минпром); • занижен облагаемый оборот по налогу на прибыль, если цена Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее - ГО «Белвтормет») на дату постановки на учет будет выше установленной организацией? |
Порядок сдачи лома и отходов металлов
Лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям ГО «Белвтормет» или отгрузке по их нарядам (абзац 3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней»).
Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п.45 Инструкции № 133).
Порядок учета металлов в организациях
В организациях учет и реализацию отходов металлов следует осуществлять в соответствии в Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее - Инструкция № 98/12/10).
К черным металлам относятся: чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них.
К цветным металлам относятся: алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них (п.4 Инструкции № 98/12/10).
Согласно перечню товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу № 72), цены на лом и отходы черных и цветных металлов утверждаются Минпромом.
Прейскуранты цен на лом и отходы цветных и черных металлов размещены на сайте ГО «Белвтормет» (http://www.bvm.by/pricelist/prejskuranti/):
• заготовительные цены на лом и отходы цветных металлов (при самовывозе);
• отпускные цены на лом и отходы цветных металлов;
• заготовительные цены на лом и отходы цветных металлов (при условии поставки ломосдатчиком);
• заготовительные цены на лом и отходы черных металлов, реализуемые за пределы Республики Беларусь;
• отпускные цены на складе поставщика на лом и отходы черных металлов, потребляемые в Республике Беларусь;
• заготовительные цены на лом и отходы черных металлов, потребляемые в Республике Беларусь.
Субъект предпринимательской деятельности обеспечивает:
• списание в установленном порядке в металлолом устаревших, вышедших из строя и непригодных для дальнейшей эксплуатации оборудования, металлоконструкций и инструмента;
• систематическую очистку своих территорий от накопившихся лома и отходов черных и цветных металлов;
• оборудование специальных площадок для раздельного хранения лома и отходов черных и цветных металлов по классам, видам, группам или маркам; размещение и состояние площадки, позволяющие иметь подъездные пути, удобные для маневрирования транспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, и твердое покрытие;
• принятие мер по недопущению загрязнения и смешивания лома и отходов черных и цветных металлов различных классов, видов, групп или марок между собой, а также с ломом и отходами других металлов и неметаллическими примесями;
• сбор, хранение и отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов в рассортированном виде в соответствии с классификацией, установленной действующими стандартами (ГОСТ 2787-75*, ГОСТ 1639-78*, СТБ 1299-2001*) (п.21 Инструкции № 98/12/10).
![]() |
Справочно С 1 июля 2010 г. ГОСТ 2787-75 и СТБ 1299-2001, упомянутые в п.21 Инструкции № 98/12/10, утратили силу. Взамен действует СТБ 2026-2010 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.01.2010 № 1. |
Срок хранения лома и отходов цветных металлов, которые образуются у субъектов предпринимательской деятельности в процессе их хозяйственной деятельности, не должен превышать трех месяцев с даты образования минимальной отгрузочной партии (специализированный автомобиль или железнодорожный вагон в зависимости от способа вывоза, применяемого данным субъектом) (часть вторая п.19 Инструкции № 98/12/10).
Заготовительные цены на металлом на момент его принятия к учету и сдачи ГО «Белвтормет» могут различаться.
Выручка от реализации металлолома будет отражаться по заготовительным ценам на момент сдачи металлолома ГО «Белвтормет».
Порядок влияния учетных цен и цен реализации на финансовый результат
Рассмотрим условный пример.
![]() |
Пример Организация при списании объекта основных средств приняла к учету 0,5 т металла по учетной цене: 1) 1 500 000 руб.; 2) 2 000 000 руб. На момент сдачи металлолома ГО «Белвтормет» заготовительная цена на металлолом стальной № 1 (1А, шифр 111) на складе поставщика составляет 1 951 492 руб. за 1 т без налога на добавленную стоимость по Республике Беларусь, а на складе покупателя - 2 168 324 руб. Вывоз металлолома осуществляет: 1) владелец лома; 2) ГО «Белвтормет». В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны записи (при учетной стоимости лома 2 000 000 руб.):
Итоговая прибыль от выбытия основного средства и реализации металлолома: 1) 625 746 руб. (650 000 - 24 254); 2) 699 162 руб. (650 000 + 49 162). При учетной цене 1 500 000 руб. в учете следовали бы записи:
Итоговая прибыль от выбытия основного средства и реализации металлолома: 1) 625 746 руб. (400 000 + 225 746); 2) 699 162 руб. (400 000 + 299 162). Как видим, итоговый финансовый результат не зависит от учетной цены металлолома - он зависит от цены реализации. В итоге финансовый результат при учетной цене как 1 500 000 руб., так и 2 000 000 руб. одинаков: 1) 625 746 руб.; 2) 699 162 руб. Таким образом, если учетная цена металлолома ниже, получается меньше прибыль от выбытия основного средства, но выше от реализации металлолома. И наоборот, если учетная цена металлолома выше, то выше прибыль (или меньше убыток) от списания основного средства, но ниже прибыль от реализации металлолома. В целом по организации никакой ошибки при определении налогооблагаемой прибыли не будет. Не нарушаются в данном случае и нормы Указа № 72, поскольку реализация металлолома осуществляется по ценам, установленным Минпромом. |
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
11.11.2015
Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»