


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
С 18 февраля 2011 г. отношения, связанные с проведением оценки стоимости объектов оценки, регулируются новой редакцией Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615 (далее - Положение, Указ № 615).
Сфера действия Положения
Положение (как и действовавшая до 18 февраля 2011 г. его редакция) в качестве сферы действия определяет отношения, возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь, перечень которых приведен в Положении и носит закрытый характер в отношении перечня объектов гражданских прав и в то же время открытый характер в отношении имущества, стоимость которого может оцениваться. «Открытость» перечня имущества, процедура оценки которого может проводиться в соответствии с Положением, следует из части второй п.1 Положения. Согласно этой части оценка может проводиться, помимо прочего, в отношении другого имущества. Сложность заключается в определении сущности категории «имущество» и ее соотношении с категорией «объекты гражданских прав». Виды объектов гражданских прав перечислены в ст.128 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК):
- вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права;
- работы и услуги;
- охраняемая информация;
- исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);
- нематериальные блага.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 марта 2017 г. следует руководствоваться Положением с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 01.09.2016 № 326. |
Можно сделать вывод, что имущество является составным элементом более общей категории «объекты гражданских прав».
Категория «имущество» как таковая в ГК четко не определена. Законодательное определение имущества содержится в абзаце 2 п.2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510, который указывает, что имущество - это вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права. Таким образом, как и ранее действовавшая редакция Положения, так и его новая редакция не охватывает все объекты гражданских прав, оценка которых востребована практикой.
Сферу действия Положения можно отобразить в следующей таблице.
Объекты гражданских прав, подлежащие оценке по Положению |
Виды оценки, исключенные из сферы действия Указа № 615 |
Предприятие как имущественный комплекс |
Оценка движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием |
Капитальные строения (здания, сооружения) |
Оценка имущества изъятого, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом |
Изолированные помещения |
Оценка государственного имущества в процессе приватизации |
Не завершенные строительством объекты |
Оценка имущества военного назначения, всех видов оружия и боеприпасов, а также высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь |
Земельные участки |
Оценка имущества, являющегося носителем государственных секретов |
Машины |
Оценка стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей |
Оборудование |
Оценка драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них |
Инвентарь |
Предварительная оценка таможенными органами изъятых, арестованных, задержанных, принятых на временное хранение товаров, а также товаров, в отношении которых выдано таможенное разрешение на использование в таможенном режиме отказа от товара в пользу государства |
Транспортные средства |
Оценка описанного либо арестованного имущества, переоценка имущества, осуществляемая судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским или хозяйственным процессуальным законодательством |
Материалы |
Оценка стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет (за исключением независимой оценки излишков активов, выявленных в результате инвентаризации, и активов, полученных безвозмездно) |
Доли в уставных фондах юридических лиц |
Переоценка основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования |
Ценные бумаги |
Оценка стоимости декларируемого имущества в соответствии с законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества |
Имущественные права |
Оценка имущества в иных случаях, определенных законодательными актами |
Другое имущество |
|
Объекты интеллектуальной собственности |
|
Сфера действия Положения расширена за счет включения в нее независимой оценки излишков активов, выявленных в результате инвентаризации, и активов, полученных безвозмездно при принятии их на бухгалтерский учет.
В соответствии с нормами Указа Президента РБ от 06.08.2010 № 410 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. № 615» на оценку стоимости декларируемого имущества в соответствии с законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества положения Указа № 615 не распространяются. Физические лица определяют стоимость декларируемого имущества согласно Положению о порядке определения физическими лицами стоимости декларируемого имущества, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 15.05.2003 № 641.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2017 г. вместо Положения № 641 следует руководствоваться Положением о порядке истребования налоговым органом декларации о доходах и имуществе, осуществления контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 11.07.2017 № 516. |
Место договора на оказание услуг по проведению независимой оценки в системе гражданско-правовых договоров
Прежняя редакция Положения (в редакции от 23.01.2009) в качестве основания проведения оценки выделяла договор на проведение независимой оценки объекта оценки, отмечая лишь его гражданско-правовой характер. Новая редакция Положения фактически определяет тип гражданско-правового договора, который заключается между заказчиком оценки стоимости объекта гражданских прав и исполнителем оценки, - это договор возмездного оказания услуг, который в Положении обозначен как договор на оказание услуг по проведению независимой оценки и который исходя из своей сути является видом договора возмездного оказания услуг. По групповой принадлежности это договор группы договоров на оказание услуг.
Существенные условия договора на оказание услуг по проведению независимой оценки
Существенные условия договора перечислены в п.9 Положения:
1) наименование объекта оценки, его индивидуальные признаки;
2) предмет договора;
3) стоимость услуг исполнителя оценки, срок и порядок их оплаты;
4) срок представления заключения и отчета об оценке;
5) цель оценки;
6) дата оценки;
7) наименование валюты, в которой проводится оценка;
8) права и обязанности сторон;
9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в договоре.
При отсутствии этих условий в договоре он признается незаключенным.
Субъекты правоотношений по проведению оценки стоимости объектов гражданских прав
Круг лиц, которые могут выступать как заказчики оценки стоимости, уточнен и включает помимо юридических или физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и суда также и орган уголовного преследования или орган, ведущий административный процесс, вынесший постановление (определение) о необходимости проведения оценки стоимости (п.2 Положения). Соответственно, расширен перечень оснований осуществления оценки стоимости объектов гражданских прав исполнителями оценки, которыми могут выступать юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие оценочную деятельность. Так, основанием проведения оценки могут быть:
- договор на оказание услуг по проведению независимой оценки;
- постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс.
Виды оценки и экспертиза ее достоверности
1. По-прежнему в Положении выделено 2 вида оценки в зависимости от субъекта, проводящего оценку, - внутренняя и независимая, - отличия между которыми состоят в том, что внутренняя оценка проводится самостоятельно юридическими и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, без привлечения исполнителя оценки, а независимая - на основании указанных выше документов.
В Положении в части регулирования внутренней оценки установлены требования к документу, оформляемому по результатам ее проведения, - акту о внутренней оценке (п.7 Положения), - в содержании которого помимо прочего должна быть указана цель оценки.
Содержание акта о внутренней оценке | |
составляемого юридическим лицом |
составляемого физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем |
Полное наименование юридического лица, проводившего внутреннюю оценку |
Фамилия, собственное имя и отчество физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, проводившего внутреннюю оценку |
Цель оценки |
Цель оценки |
Дата оценки |
Дата оценки |
Наименование объекта оценки |
Наименование объекта оценки |
Данные, использованные для оценки |
- |
Расчет стоимости объекта оценки |
- |
Результат внутренней оценки |
Результат внутренней оценки |
Подпись специалиста и руководителя юридического лица, проводившего внутреннюю оценку |
Подпись лица, проводившего внутреннюю оценку |
Иная информация по усмотрению юридического лица, проводившего внутреннюю оценку |
Иная информацию по усмотрению лица, проводившего внутреннюю оценку |
В случае если обязательность проведения оценки стоимости, т.е. определения стоимости объекта оценки, установлена законодательством, то такая оценка является обязательной. Обязательная оценка может быть внутренней и (или) независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой (п.21 Положения).
При этом случаи, когда проведение оценки стоимости обязательно, в Положении не изменились по сравнению с ранее установленными. К ним относятся:
- продажа в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах;
- предоставление в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств;
- внесение неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;
- совершение сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности;
- возмездное приобретение Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества;
- иные случаи, предусмотренные законодательством (п.21 Положения).
Как и ранее действовавшая норма, п.21 Положения устанавливает, что обязательная оценка может быть внутренней и (или) независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой.
2. Действовавшая до 18 февраля 2011 г. редакция Положения указывала лишь на тот факт, что в случаях, предусмотренных законодательством, стоимость объекта оценки, определенная в заключении об оценке, признается достоверной для цели оценки только после проведения экспертизы ее достоверности (п.15 Положения). В настоящее время порядок осуществления экспертизы достоверности оценки урегулирован отдельно в главе 6 Положения.
При этом законодатель разделяет экспертизу достоверности внутренней оценки и экспертизу достоверности независимой оценки. Отличия состоят в том, на предмет чего проводится проверка: экспертиза достоверности внутренней оценки - на предмет обоснованности результата внутренней оценки и (или) проверке соответствия проведенных расчетов законодательству, экспертиза достоверности независимой оценки - соответствия заключения и отчета об оценке техническим и иным нормативным правовым актам об оценке стоимости объектов гражданских прав и обоснованности результата независимой оценки.
Обе названные экспертизы могут быть обязательными или инициативными (п.23 Положения).
В Положении определены случаи проведения обязательной экспертизы достоверности оценки. К ним относятся:
- передача капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением жилых домов и жилых помещений, в т.ч. не завершенных строительством, в ипотеку в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- внесение неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Экспертиза достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд регламентирована постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2011 № 173 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 410»;
- совершение сделки, предусматривающей возмездное отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением их отчуждения путем продажи на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, а также возмездного отчуждения жилых домов и жилых помещений, в т.ч. не завершенных строительством;
- иные случаи, предусмотренные законодательными актами (п.24 Положения).
Инициативной экспертиза достоверности будет в том случае, если собственники объекта оценки (обладатели иных прав в отношении объекта оценки), контролирующие (надзорные) органы, иные заинтересованные в оценке лица на основании собственного решения инициируют проведение экспертизы достоверности оценки.
Результаты оценки
Если ранее определялось, что результат независимой оценки представляется заказчику в форме заключения об оценке, то новая редакция Положения об оценке под результатом понимает не заключение об оценке, включая отчет об оценке, а итоговую величину стоимости объекта оценки. При этом:
- результат внутренней оценки - это итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой и указанная в акте о внутренней оценке;
- результат независимой оценки - это итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы и указанная в заключении и отчете об оценке.
Методы оценки
Приведенный в Положении перечень методов оценки носит открытый характер, предполагая наличие иных рыночных методов оценки, кроме сравнительного, доходного и затратного методов, и в целом иных методов оценки, в т.ч. индексного, метода балансового накопления активов, метода кадастровой оценки (п.3 Положения).
В настоящее время метод оценки трактуется не как способ расчета стоимости отдельного вида объекта оценки на дату оценки, а как один или несколько методов расчета стоимости отдельного вида объекта оценки. Метод расчета стоимости рассматривается как способ определения стоимости отдельного вида объекта оценки.
В Положении сохранена норма об использовании стоимости объекта оценки, указанной в заключении об оценке, только в соответствии с целью оценки (п.15 Положения), которая в свою очередь определяется в договоре на оказание услуг по проведению независимой оценки, в заключении об оценке.
Таким образом, правовое регулирование отношений, связанных с оценкой стоимости отдельных объектов гражданских прав, в определенной степени усовершенствовано, что, во-первых, может плодотворно сказаться на практике применения норм, например, обеспечив единообразие содержания договоров на оказание услуг по проведению независимой оценки, актов об оценке стоимости объектов гражданских прав, заключений и отчетов об оценке; во-вторых, задает направления для развития правовой науки в части разработки новых конструкций того же договора на оказание услуг по проведению независимой оценки.
15.08.2011 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета