Пособие от 22.07.2011
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Лучшим способом выяснения целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, является сравнение калькуляций, составляемых ими при общем порядке налогообложения, и (при тех же числовых данных) в рамках упрощенной системы.

Для проведения сравнения условимся, что индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги без использования наемного труда (т.е. у него отсутствуют расходы на оплату труда), а также что при общем порядке налогообложения он определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (на основании подп.1.1 п.1 ст.168 Особенной части Налогового кодекса РБ, далее - НК).

В рамках УСН рассмотрим 3 варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

- доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

- рентабельность (вариант 2);

- отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения
и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги

 

При общем порядке налогообложения

При УСН, когда сохраняется неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения: доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (гр.6)

наименование показателя

(алгоритм расчета)

сумма, руб.

наименование показателя

(алгоритм расчета)

сумма, руб. (примечание 1)

вариант 1


вариант 2

вариант 3

1

2

3

4

5

6

1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)

10 000

1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)

10 000

10 000

10 000

2. Амортиза-ционные отчисления

2 000

2. Амортиза-ционные отчисления

2 000

2 000

2 000

3. Арендные платежи (без НДС)

3 900

3. Арендные платежи (без НДС)

3 900

3 900

3 900

4. Экологический налог

1 200

 

 

 

 

5. Земельный налог

700

 

 

 

 

6. Налог на недвижимость

1 300

 

 

 

 

7. Прочие расходы (без НДС)

900

7. Прочие расходы (без НДС)

900

900

900

8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7)

20 000

8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7)

16 800

16 800

16 800

9. Рентабельность

70 %

9. Рентабельность

(100 % х стр.10 /

/ стр.8)

73,33 %

70 %

(стр.9 гр.2)

90,24 %

10. Доход

(стр.8 х стр.9),

в т.ч.:

14 000

10. Доход,

в т.ч.:

12 320

(стр.12)

11 760

(стр.8 х

х стр.9)

15 160

(стр.13 -

- стр.8)

11. Подоходный налог

(стр.10 х 12 %)

(примечание 2)

1 680

 

 

 

 

12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя

(стр.10 - стр.11)

12 320

12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя

(стр.10)

12 320

(стр.12 гр.2)

11 760

15 160

13. Тариф без оборотных налогов

(стр.8 + стр.10)

34 000

13. Тариф без налога при УСН

(стр.8 + стр.10)

29 120

28 560

31 960

(стр.15 -

- стр.14)

 

 

14. Налог при УСН

(стр.13 х 6 % /

/ (100 % - 6 %))

1 859

1 823

2 040

(стр.15 х

х 6 %)

15. Тариф без НДС (стр.13)

34 000

15. Тариф без НДС

(стр.13 + стр.14)

30 979

30 383

34 000

(стр.17 -

- стр.16)

16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации

(стр.15 х 20 %),

в т.ч.:

6 800

16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации

(стр.15 х 20 %),

в т.ч.:

6 196

6 077

6 800

(стр.17 х

х 20 % /

/ 120 %)

16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобрете-нии активов)

((10 000 + 3 900 +

+ 900) х 20 %)

2 960

16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов)

((10 000 + 3 900 +

+ 900) х 20 %)

2 960

2 960

2 960

16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет

(стр.16 - стр.16.1)

3 840

16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет

(стр.16 - стр.16.1)

3 236

3 117

4 800

17. Тариф с учетом НДС

(стр.15 + стр.16)

40 800

17. Тариф с учетом НДС

(стр.15 + стр.16)

37 175

36 460

40 800

(стр.17 гр.2)

18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС

(сумма стр.4-6, 11, 16.2)

8 720

18. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет

(стр.14 + стр.16.2)

5 095

4 940

6 840

19. Доля налогов, просуммирован-ных в стр.18, в выручке

(100 % х стр.18 /

/ стр.17)

21,37 %

19. Доля налогов, просуммирован-ных в стр.18, в выручке

(100 % х стр.18 /

/ стр.17)

13,71 %

13,55 %

16,76 %

 

Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

Примечание 2. Ставка подоходного налога для большинства случаев установлена в размере 12 % (ст.173 НК).

 

Сравнение приведенных калькуляций показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 6-процентный налог при УСН и НДС, равна 8 720 руб. (1 200 + 700 + 1 300 + 1 680 + 3 840), а доля этих налогов в выручке составляет 21,37 % (100 % х 8 720 / 40 800). Сумма налогов, уплачиваемых в рамках упрощенной системы (налога при УСН и доплачиваемого НДС), во всех 3 рассмотренных вариантах меньше. Ниже и доля этих налогов в выручке (процент налоговых изъятий из выручки).

Таким образом, переход на упрощенную систему при таких числовых данных является для индивидуального предпринимателя выгодным.

Проанализируем достоинства и недостатки каждого из 3 приведенных вариантов формирования тарифа при УСН.

При использовании варианта 2 тариф на оказываемые услуги самый низкий (36 460 руб.). По сравнению с общим порядком налогообложения он снизился на 10,64 % (100 % х (40 800 - 36 460) / 40 800). Размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, также несколько снизился (с 12 320 руб. до 11 760 руб. с единицы услуги). Применение такого варианта формирования тарифа целесообразно, если основной целью индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта выполняемых работ (оказываемых услуг), а не получение максимальной прибыли.

Несколько больший доход индивидуальный предприниматель получит при использовании варианта 1. В этом случае применяемый тариф также заметно ниже тарифа при общем порядке налогообложения, несмотря на увеличение рентабельности.

Вариант 3 оптимален в случае, когда основным приоритетом для индивидуального предпринимателя является получение максимально возможной прибыли. При таком варианте составления калькуляции, несмотря на сохранение применяемого тарифа, доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 23,05 % (100 % х 15 160 / 12 320 - 100 %), а рентабельность - на 28,91 % (100 % х 90,24 % / 70 % - 100 %).

В завершение стоит отметить, что сделанные выводы касаются только рассмотренной ситуации. При иных числовых данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно иным заключениям о достоинствах и недостатках того или иного варианта упрощенной системы и вообще о целесообразности перехода на УСН.

 

22.07.2011 г.

 

Сергей Шкирман, экономист