Пособие от 22.07.2011
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, производящих продукцию


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ

Для того чтобы индивидуальному предпринимателю оценить целесообразность перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН), а также то, насколько выгодным (невыгодным) для него может оказаться такой переход, рекомендуется выполнить с использованием конкретных числовых данных сравнение:

- суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН, с величиной этого налога в случае перехода на упрощенную систему;

- иных важных показателей (таких как отпускная цена на производимую продукцию, величина рентабельности, размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, до и после планируемого перехода на упрощенную систему).

Сравнение удобнее выполнять на основе плановых калькуляций, так как они содержат все необходимые для сравнения данные.

Как известно, переход на упрощенную систему сопровождается изменением состава налогов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством. В связи с этим меняется и содержание калькуляции, так как в ней должны присутствовать лишь те налоги и иные обязательные платежи, плательщиком которых индивидуальный предприниматель является в рамках применяемой им системы налогообложения.

Ниже приведена таблица, в которой сопоставлены плановые калькуляции, оформляемые при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем, производящим продукцию с использованием труда привлеченных работников. База, облагаемая подоходным налогом, исчисляется путем уменьшения полученных доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом структура затрат такова, что доля расходов на сырье и материалы составляет в полной себестоимости выпускаемой продукции 50 %, а доля расходов, связанных с оплатой труда, - 25 %.

Справочно

С 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки). Такое ограничение предусмотрено п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

 

В рамках упрощенной системы рассмотрены варианты калькуляций, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

- величина дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

- рентабельность (вариант 2);

- отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).

Таблица

 

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения
и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, производящим продукцию с использованием труда привлеченных работников

 

При общем порядке налогообложения

При УСН, когда сохраняется неизменным(ой) (по сравнению с общим порядком налогообложения): доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); отпускная цена (гр.6)

наименование показателя (алгоритм расчета)

сумма, руб.

наименование показателя (алгоритм расчета)

сумма, руб. (примечание 1)

вариант 1

    

вариант 2

вариант 3

1

2

3

4

5

6

1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)

36 000

1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)

36 000

36 000

36 000

2. Расходы на оплату труда привлеченных работников

15 000

2. Расходы на оплату труда привлеченных работников

15 000

15 000

15 000

3. Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ

(далее - ФСЗН)

(стр.2 х 34 %)

5 100

3. Отчисления в ФСЗН

(стр.2 х 34 %)

5 100

5 100

5 100

4. Экологический налог

800

 

 

 

 

5. Земельный налог

500

 

 

 

 

6. Налог на недвижимость

700

 

 

 

 

7. Прочие расходы (без НДС)

1 900

7. Прочие расходы (без НДС)

1 900

1 900

1 900

8. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 7)

60 000

8. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 7)

58 000

58 000

58 000

9. Рентабельность

25 %

9. Рентабельность

(100 % х стр.10 /

/ стр.8)

22,76 %

25 % (стр.9 гр.2)

21,55 %

10. Доход

(стр.8 х стр.9), в т.ч.:

15 000

10. Доход, в т.ч.:

13 200 (стр.12)

14 500 (стр.8 х

х стр.9)

12 500 (стр.13 -

- стр.8)

11. Подоходный налог

(стр.10 х 12 %)

(примечание 2)

1 800

 

 

 

 

12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10 - стр.11)

13 200

12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10)

13 200 (стр.12 гр.2)

14 500

12 500

13. Цена без оборотных налогов

(стр.8 + стр.10)

75 000

13. Цена без налога при УСН

(стр.8 + стр.10)

70 804

72 500

70 500 (стр.15 -

 - стр.14)

 

 

14. Налог при УСН

(стр.13 х 6 % /

/ (100 % - 6 %))

4 519

4 628

4 500 (стр.15 х

x 6 %)

15. Отпускная цена без НДС (стр.13)

75 000

15. Отпускная цена без НДС

(стр.13 + стр.14)

75 323

77 128

75 000 (стр.17 -

- стр.16)

16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации

(стр.15 х 20 %), в т.ч.:

15 000

16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации

(стр.15 х 20 %), в т.ч.:

15 065

15 426

15 000 (стр.17 х

х 20 % /

/ 120 %)

16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобрете-нии активов)

((36 000 + 1 900) х

х 20 %)

7 580

16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении товарно-материальных ценностей)

7 580

7 580

7 580

16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет

(стр.16 - стр.16.1)

7 420

16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет

(стр.16 - стр.16.1)

7 485

7 846

7 420

17. Отпускная цена с учетом НДС

(стр.15 + стр.16)

90 000

17. Отпускная цена с учетом НДС

(стр.15 + стр.16)

(примечание 3)

90 388

92 554

90 000 (стр.17 гр.2)

18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма стр.4, 5, 6, 11, 16.2)

11 220

18. Сумма налога при УСН и НДС

(стр.14 + стр.16.2)

12 004

12 474

11 920

19. Доля налогов, просуммирован-ных в стр.18, в выручке

(100 % х стр.18 /

/ стр.17)

12,47 %

19. Доля налогов, просуммирован-ных в стр.18, в выручке

(100 % х стр.18 /

/ стр.17)

13,28 %

13,48 %

13,24 %

 

Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

Примечание 2. Ставка подоходного налога для большинства случаев установлена в размере 12 % (ст.173 Особенной части Налогового кодекса РБ).

Примечание 3. Отпускные цены приведены без округления.

 

Как видно из таблицы, общая сумма налогов, включенных в цену выпускаемой продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 6-процентный налог при УСН и НДС, составляет 11 220 руб. (800 + 500 + 700 + 1 800 + 7 420). Доля этих налогов в выручке равна 12,47 % (100 % х 11 220 / 90 000). В рамках же упрощенной системы во всех 3 вариантах, приведенных в таблице, оба названных показателя имеют более высокие значения (см. стр.18 и 19 таблицы). Это говорит о том, что при рассмотренных числовых данных переход индивидуального предпринимателя на применение упрощенной системы является для него невыгодным.

Вместе с тем не исключено, что при других исходных данных (при иной структуре затрат выпускаемой продукции, величине рентабельности и т.д.) такой переход может оказаться для индивидуального предпринимателя целесообразным.

 

22.07.2011 г.

 

Сергей Шкирман, экономист

 

От редакции: С 18 октября 2011 г. в п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» на основании Указа Президента РБ от 12.10.2011 № 457 внесены изменения.