Пособие от 22.07.2011
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Для того чтобы оценить, насколько целесообразен переход на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, сравним калькуляции, составленные этими индивидуальными предпринимателями при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе. При этом предположим, что при общем порядке налогообложения индивидуальный предприниматель определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (см. подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).

Рассмотрим 3 варианта составления калькуляции при упрощенной системе, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

- доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН;

- рентабельность;

- отпускная цена на выпускаемую продукцию.

Условимся, что расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов) составляют в полной себестоимости оказываемой услуги 60 %, а наемных работников у индивидуального предпринимателя нет (он оказывает услуги самостоятельно).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения
и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги без привлечения наемных работников

 

При общем порядке налогообложения

При УСН, когда сохраняется неизменным (по сравнению с общим порядком налогообложения): доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на работу, услугу (гр.6)

наименование показателя (алгоритм расчета)

сумма, руб.

наименование показателя (алгоритм расчета)

сумма, руб. (примечание 1)

вариант 1

вариант 2

вариант 3

1

2

3

4

5

6

1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)

10 000

1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)

10 000

10 000

10 000

2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям

(далее - ТМЦ)

2 000

2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ТМЦ

2 000

2 000

2 000

3. Амортизацион-ные отчисления

2 000

3. Амортизацион-ные отчисления

2 000

2 000

2 000

4. Арендные платежи (с учетом «входного» НДС)

3 900

4. Арендные платежи (с учетом «входного» НДС)

3 900

3 900

3 900

5. Экологический налог

1 200

 

 

 

 

6. Прочие расходы (с учетом «входного» НДС)

900

6. Прочие расходы (с учетом «входного» НДС)

900

900

900

7. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 6)

20 000

7. Полная себестоимость услуги

(сумма строк

с 1 по 6)

18 800

18 800

18 800

8. Рентабельность

70 %

8. Рентабельность (100 % х стр.9 /

/ стр.7)

65,53 %

70 % (стр.8 гр.2)

66,38 %

9. Доход

(стр.7 х стр.8)

14 000

9. Доход

12 320 (стр.11)

13 160 (стр.7 х

х стр.8)

12 480 (стр.12 -

- стр.7)

10. Подоходный налог

(стр.9 х 12 %)

(примечание 2)

1 680

 

 

 

 

11. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.9 - стр.10)

12 320

11. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.9)

12 320 (стр.11 гр.2)

13 160

12 480

12. Тариф без оборотных налогов

(стр.7 + стр.9)

34 000

12. Тариф без уплаты налога при УСН

(стр.7 + стр.9)

31 120

31 960

31 280 (стр.14 -

- стр.13)

 

 

13. Налог при УСН

(стр.12 х 8 % /

/ (100 % - 8 %))

2 706

2 779

2 720

(стр.14 х

х 8 %)

14. Отпускной тариф (стр.12)

34 000

14. Тариф с уплатой налога при УСН

(стр.12 + стр.13)

(примечание 3)

33 826

34 739

34 000 (стр.14 гр.2)

 

Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

Примечание 2. Ставка подоходного налога для большинства случаев установлена в размере 12 % (ст.173 НК).

Примечание 3. Цены приведены без округления.

 

Выполним анализ отраженных в таблице показателей.

Общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 8-процентный налог при УСН, составляет 2 880 руб. (1 200 + 1 680), а доля этих налогов в выручке - 8,47 % (100 % х 2 880 / 34 000), т.е. выше ставки налога при УСН (8 %). Поэтому для индивидуального предпринимателя при таких числовых данных переход на упрощенную систему будет выгодным.

Далее оценим, какой из представленных вариантов составления калькуляции при УСН является более предпочтительным.

Вариант 1 рекомендуем использовать в случае, когда индивидуальный предприниматель с переходом на УСН заинтересован в расширении рынка сбыта своих работ (услуг), поскольку при таком варианте формирования тарифа происходит его незначительное снижение (с 34 000 руб. до 33 826 руб.) при сохранении величины дохода, остающегося в распоряжении после уплаты налогов. При этом уровень рентабельности также несколько снижается (с 70 % до 65,53 %).

Применение варианта 2 целесообразно в случае, когда важнейшей целью для индивидуального предпринимателя является получение максимального дохода. При этом доход, остающийся в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов, возрастает на 6,82 % (100 % х (13 160 - 12 320) / 12 320), а применяемый тариф на работы (услуги) - на 2,17 % (100 % х (34 739 - 34 000) / 34 000).

Если при составлении калькуляции используется вариант 3, при котором неизменным сохраняется тариф на работы (услуги), то несмотря на снижение рентабельности (с 70 % до 66,38 %) происходит увеличение дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (с 12 320 руб. до 12 480 руб.). Данный вариант может быть приемлем, когда индивидуальный предприниматель вынужден соблюдать сложившиеся на рынке или установленные законодательством тарифы на выполняемые работы (оказываемые услуги).

Обращаем внимание, что сделанные заключения относятся лишь к рассмотренным числовым данным. При других исходных данных (при иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т.д.) выводы, полученные в результате сравнения калькуляций, могут оказаться иными.

 

22.07.2011 г.

 

Сергей Шкирман, экономист