Расчет от 31.01.2012
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, производящих продукцию


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ

Для того чтобы индивидуальному предпринимателю оценить целесообразность перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН), и то, насколько выгодным (невыгодным) для него может оказаться такой переход, рекомендуем выполнить с использованием конкретных числовых данных сравнение:

- суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН, с величиной этого налога в случае перехода на упрощенную систему;

- иных важных показателей (таких как отпускная цена на производимую продукцию, величина рентабельности, размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, до и после планируемого перехода на упрощенную систему).

Сравнение удобнее выполнять на основе плановых калькуляций, так как они содержат все необходимые для сравнения данные.

Как известно, переход на упрощенную систему сопровождается изменением состава налогов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством. В связи с этим меняется и содержание калькуляции, так как в ней должны присутствовать лишь те налоги и иные обязательные платежи, плательщиком которых индивидуальный предприниматель является в рамках применяемой им системы налогообложения.

Ниже приведена таблица, в которой сопоставлены плановые калькуляции, оформляемые при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем, производящим продукцию с использованием труда привлеченных работников (примечание). База, облагаемая подоходным налогом, исчисляется путем уменьшения полученных доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом структура затрат такова, что доля расходов на сырье и материалы составляет в полной себестоимости выпускаемой продукции 50 %, а доля расходов, связанных с оплатой труда, - 25 %.

В рамках упрощенной системы рассмотрены варианты калькуляций, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

- величина дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

- рентабельность (вариант 2);

- отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).

 

Таблица
 
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, производящим продукцию с использованием труда привлеченных работников
 
При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменным(ой) (по сравнению с общим порядком налогообложения): доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); отпускная цена (гр.6)
наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб. наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб.*
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
36 000
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
36 000
36 000
36 000
2. Расходы на оплату труда привлеченных работников
15 000
2. Расходы на оплату труда привлеченных работников
15 000
15 000
15 000
3. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ
(далее - ФСЗН) (стр.2 х
х 34 %)
5 100
3. Страховые взносы в ФСЗН (стр.2 х 34 %)
5 100
5 100
5 100
4. Экологический налог
800
-
-
-
-
5. Земельный налог
500
-
-
-
-
6. Налог на недвижимость
700
-
-
-
-
7. Прочие расходы (без НДС)
1 900
7. Прочие расходы (без НДС)
1 900
1 900
1 900
8. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 7)
60 000
8. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 7)
58 000
58 000
58 000
9. Рентабельность
25 %
9. Рентабельность (100 % х
х стр.10 / стр.8)
22,76 %
25 %
(стр.9 гр.2)
22,84 %
10. Доход (стр.8 х стр.9), в т.ч.:
15 000
10. Доход, в т.ч.:
13 200 (стр.12)
14 500 (стр.8 х
х стр.9)
13 250 (стр.13 -
- стр.8)
11. Подоходный налог
(стр.10 х 12 %)**
1 800
-
-
-
-
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя
(стр.10 - стр.11)
13 200
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10)
13 200 (стр.12 гр.2)
14 500
13 250
13. Цена без оборотных налогов (стр.8 + стр.10)
75 000
13. Цена без налога при УСН (стр.8 + стр.10)
71 200
72 500
71 250 (стр.15 -
 - стр.14)
14. - 
  - 
14. Налог при УСН (стр.13 х
х 5 % / (100 % - 5 %))
3 747
3 816
3 750 (стр.15 х
x 5 %)
15. Отпускная цена без НДС (стр.13)
75 000
15. Отпускная цена без НДС
(стр.13 + стр.14)
74 947
76 316
75 000 (стр.17 -
- стр.16)
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х
х 20 %), в т.ч.:
15 000
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х
х 20 %), в т.ч.:
14 989
15 263
15 000 (стр.17 х
х 20 % /
/ 120 %)
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((36 000 +
+ 1 900) х 20 %)
7 580
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении товарно-материальных ценностей)
7 580
7 580
7 580
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 -
- стр.16.1)
7 420
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 -
- стр.16.1)
7 409
7 683
7 420
17. Отпускная цена с учетом НДС (стр.15 +
+ стр.16)
90 000
17. Отпускная цена с учетом НДС (стр.15 + стр.16)***
89 936
91 579
90 000 (стр.17 гр.2)
18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма стр.4, 5, 6, 11, 16.2)
11 220
18. Сумма налога при УСН и НДС (стр.14 + стр.16.2)
11 156
11 499
11 170
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке
(100 % х стр.18 / стр.17)
12,47 %
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 /
/ стр.17)
12,40 %
12,56 %
12,41 %

 

* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

** Ставка подоходного налога для большинства случаев установлена в размере 12 % (ст.173 Налогового кодекса РБ).

*** Отпускные цены приведены без округления.

 

Как видно из таблицы, общая сумма налогов, включенных в цену выпускаемой продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН и НДС, составляет 11 220 руб. (800 + 500 + 700 + 1 800 + 7 420). Доля этих налогов в выручке равна 12,47 % (100 % х 11 220 / 90 000).

При таких исходных данных в рамках УСН в случае использования вариантов 1 и 3 (когда неизменными сохраняются доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя, и отпускная цена соответственно) общая сумма уплачиваемых в бюджет налогов и их доля в выручке меньше, чем при общем порядке налогообложения. Поэтому при применении данных вариантов формирования отпускной цены (при которых отпускная цена не выше отпускной цены при общем порядке налогообложения) переход на УСН может быть целесообразным.

В варианте 2 сумма налогов, уплачиваемых в бюджет, и их доля в выручке больше, чем при общем порядке налогообложения. Поэтому переход на УСН с сохранением неизменной рентабельности для индивидуального предпринимателя невыгоден. Вместе с тем не исключено, что при других исходных данных (при иной структуре затрат выпускаемой продукции, величине рентабельности и т.д.) такой переход может оказаться для индивидуального предпринимателя целесообразным.

  

Примечание. С 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки). Такое ограничение предусмотрено п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

 

31.01.2012 г.

 

Сергей Шкирман, экономист