


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
Лучшим способом выяснения целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, является сравнение калькуляций, составляемых ими при общем порядке налогообложения и (при тех же числовых данных) в рамках упрощенной системы.
Для проведения сравнения условимся, что индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги без использования наемного труда (т.е. у него отсутствуют расходы на оплату труда), а также что при общем порядке налогообложения он определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
В рамках УСН рассмотрим 3 варианта, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
• доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);
• уровень рентабельности (вариант 2);
• тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения: доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. | наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. (примечание 1) | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
20 000 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
2. Амортизационные отчисления |
4 000 |
2. Амортизационные отчисления |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
7 800 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
7 800 |
7 800 |
7 800 |
4. Экологический налог |
2 400 |
4. - |
- |
- |
- |
5. Земельный налог (примечание 2), арендная плата за земельные участки |
1 400 |
5. - |
- |
- |
- |
6. Налог на недвижимость (примечание 3) |
2 600 |
6. - |
- |
- |
- |
7. Прочие расходы (без НДС) |
1 800 |
7. Прочие расходы (без НДС) |
1 800 |
1 800 |
1 800 |
8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7) |
40 000 |
8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7) |
33 600 |
33 600 |
33 600 |
9. Рентабельность |
30 % |
9. Рентабельность (100 % х стр.10 / стр.8) |
30,36 % |
30 % (стр.9 гр.2) |
50,12 % |
10. Доход (стр.8 х стр.9) |
12 000 |
10. Доход |
10 200 (стр.12) |
10 080 (стр.8 х х стр.9) |
16 840 (стр.13 - - стр.8) |
11. Подоходный налог (стр.10 х 15 %) (примечание 4) |
1 800 |
11. - |
- |
- |
- |
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10 - стр.11) |
10 200 |
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10) |
10 200 (стр.12 гр.2) |
10 080 |
16 840 |
13. Тариф без оборотных налогов (стр.8 + стр.10) |
52 000 |
13. Тариф без налога при УСН (стр.8 + стр.10) |
43 800 |
43 680 |
50 440 (стр.15 - - стр.14) |
14. - | 14. Налог при УСН (стр.13 х 3 % / (100 % - - 3 %)) |
1 355 |
1 351 |
1 560 (стр.15 х х 3 %) | |
15. Тариф без НДС (стр.13) |
52 000 |
15. Тариф без НДС (стр.13 + стр.14) |
45 155 |
45 031 |
52 000 (стр.17 - - стр.16) |
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х х 20 %), в т.ч.: |
10 400 |
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х х 20 %), в т.ч.: |
9 031 |
9 006 |
10 400 (стр.17 х х 20 % / / 120 %) |
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((20 000 + 7 800 + 1 800) х 20 %) |
5 920 |
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((20 000 + + 7 800 + 1 800) х 20 %) |
5 920 |
5 920 |
5 920 |
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 - - стр.16.1) |
4 480 |
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 - - стр.16.1) |
3 111 |
3 086 |
4 480 |
17. Тариф с учетом НДС (стр.15 + стр.16) |
62 400 |
17. Тариф с учетом НДС (стр.15 + стр.16) (примечание 5) |
54 186 |
54 037 |
62 400 (стр.17 гр.2) |
18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма строк 4, 5, 6, 11, 16.2) |
12 680 |
18. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.14 + + стр.16.2) |
4 466 |
4 437 |
6 040 |
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 / стр.17) |
20,32 % |
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 / стр.17) |
8,24 % |
8,21 % |
9,68 % |
Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
Примечание 2. В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков индивидуального предпринимателя не превышает 0,5 га (подп.3.14.1 п.3 ст.286 НК).
Примечание 3. В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости индивидуального предпринимателя не превышает 1 500 кв.м (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).
Примечание 4. Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 15 % (п.4 ст.173 НК).
Примечание 5. Отпускные цены приведены без округления.
Сравнение приведенных калькуляций показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 3-процентный налог при УСН и НДС, равна 12 680 руб. (2 400 + 1 400 + 2 600 + 1 800 + 4 480), а доля этих налогов в выручке составляет 20,32 % (100 % х 12 680 / 62 400). Сумма налогов, уплачиваемых в рамках упрощенной системы (налога при УСН и доплачиваемого НДС), во всех 3 рассмотренных вариантах существенно меньше. Ниже и доля этих налогов в выручке (процент налоговых изъятий из выручки).
Таким образом, переход на упрощенную систему при таких числовых данных является для индивидуального предпринимателя весьма выгодным.
Проанализируем достоинства и недостатки каждого из 3 приведенных вариантов формирования тарифа при УСН.
При использовании варианта 2 (когда неизменным остается уровень рентабельности) тариф на оказываемые услуги самый низкий и составляет (с учетом НДС) 54 037 руб. По сравнению с общим порядком налогообложения он снизился на 13,40 % (100 % х (62 400 - 54 037) / 62 400). Размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, также немного снизился (с 10 200 до 10 080 руб. с единицы услуги). Применение такого варианта формирования тарифа целесообразно, если основной целью индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта выполняемых им работ (оказываемых услуг), а не получение максимальной прибыли.
Несколько больший доход по сравнению с вариантом 2 индивидуальный предприниматель получит при составлении калькуляции по варианту 1 (когда сохраняется неизменным доход, остающийся в распоряжении после налогообложения). В этом случае применяемый тариф также заметно (на 13,16 %) ниже тарифа при общем порядке налогообложения, несмотря на увеличение рентабельности (с 30 до 30,36 %).
Вариант 3 (когда неизменным сохраняется тариф) оптимален в случае, если:
а) основным приоритетом для индивидуального предпринимателя является получение максимально возможной прибыли;
б) реализовать работу (услугу) по более высокому тарифу проблематично из-за существующей конкуренции на рынке этих работ (услуг).
Обращаем внимание, что при составлении калькуляции по варианту 3, несмотря на сохранение применяемого тарифа, доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 65,10 % (100 % х 16 840 / 10 200 - 100 %), а рентабельность - на 67,07 % (100 % х 50,12 % / 30 % - 100 %).
Вместе с тем следует заметить, что в случае, когда в отношении реализуемых индивидуальным предпринимателем работ, услуг (например, социально значимых услуг) законодательством установлен предельный уровень рентабельности, использование вариантов 1 и 3 может оказаться неприемлемым.
В завершение стоит отметить, что сделанные выводы касаются только рассмотренной ситуации. При иных числовых данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно иным заключениям о достоинствах и недостатках того или иного варианта упрощенной системы и вообще о целесообразности перехода на УСН.
24.01.2013
Сергей Шкирман, экономист
От редакции: С 1 января 2014 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З внесены изменения и дополнения.