Расчет от 24.01.2013
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Лучшим способом выяснения целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, является сравнение калькуляций, составляемых ими при общем порядке налогообложения и (при тех же числовых данных) в рамках упрощенной системы.

Для проведения сравнения условимся, что индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги без использования наемного труда (т.е. у него отсутствуют расходы на оплату труда), а также что при общем порядке налогообложения он определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).

В рамках УСН рассмотрим 3 варианта, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

• доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

• уровень рентабельности (вариант 2);

• тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).

 

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги
 
При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения: доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (гр.6)
наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб. наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб. (примечание 1)
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
20 000
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
20 000
20 000
20 000
2. Амортизационные отчисления
4 000
2. Амортизационные отчисления
4 000
4 000
4 000
3. Арендные платежи (без НДС)
7 800
3. Арендные платежи (без НДС)
7 800
7 800
7 800
4. Экологический налог
2 400
4. -
-
-
-
5. Земельный налог (примечание 2), арендная плата за земельные участки
1 400
5. -
-
-
-
6. Налог на недвижимость (примечание 3)
2 600
6. -
-
-
-
7. Прочие расходы (без НДС)
1 800
7. Прочие расходы (без НДС)
1 800
1 800
1 800
8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7)
40 000
8. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 7)
33 600
33 600
33 600
9. Рентабельность
30 %
9. Рентабельность
(100 % х стр.10 / стр.8)
30,36 %
30 % (стр.9 гр.2)
50,12 %
10. Доход (стр.8 х стр.9)
12 000
10. Доход
10 200 (стр.12)
10 080 (стр.8 х
х стр.9)
16 840 (стр.13 -
- стр.8)
11. Подоходный налог (стр.10 х 15 %) (примечание 4)
1 800
11. -
-
-
-
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя
(стр.10 - стр.11)
10 200
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10)
10 200 (стр.12 гр.2)
10 080
16 840
13. Тариф без оборотных налогов (стр.8 + стр.10)
52 000
13. Тариф без налога при УСН (стр.8 + стр.10)
43 800
43 680
50 440 (стр.15 -
- стр.14)
14. -
14. Налог при УСН
(стр.13 х 3 % / (100 % -
- 3 %))
1 355
1 351
1 560 (стр.15 х
х 3 %)
15. Тариф без НДС (стр.13)
52 000
15. Тариф без НДС (стр.13 + стр.14)
45 155
45 031
52 000 (стр.17 -
- стр.16)
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х
х 20 %), в т.ч.:
10 400
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х
х 20 %), в т.ч.:
9 031
9 006
10 400 (стр.17 х
х 20 % /
/ 120 %)
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((20 000 +
7 800 + 1 800) х 20 %)
5 920
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((20 000 +
+ 7 800 + 1 800) х 20 %)
5 920
5 920
5 920
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 -
- стр.16.1)
4 480
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 -
- стр.16.1)
3 111
3 086
4 480
17. Тариф с учетом НДС (стр.15 + стр.16)
62 400
17. Тариф с учетом НДС (стр.15 + стр.16) (примечание 5)
54 186
54 037
62 400 (стр.17 гр.2)
18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма строк 4, 5, 6, 11, 16.2)
12 680
18. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.14 +
+ стр.16.2)
4 466
4 437
6 040
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке
(100 % х стр.18 / стр.17)
20,32 %
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке
(100 % х стр.18 / стр.17)
8,24 %
8,21 %
9,68 %

 

Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

Примечание 2. В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков индивидуального предпринимателя не превышает 0,5 га (подп.3.14.1 п.3 ст.286 НК).

Примечание 3. В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости индивидуального предпринимателя не превышает 1 500 кв.м (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).

Примечание 4. Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 15 % (п.4 ст.173 НК).

Примечание 5. Отпускные цены приведены без округления.

 

Сравнение приведенных калькуляций показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 3-процентный налог при УСН и НДС, равна 12 680 руб. (2 400 + 1 400 + 2 600 + 1 800 + 4 480), а доля этих налогов в выручке составляет 20,32 % (100 % х 12 680 / 62 400). Сумма налогов, уплачиваемых в рамках упрощенной системы (налога при УСН и доплачиваемого НДС), во всех 3 рассмотренных вариантах существенно меньше. Ниже и доля этих налогов в выручке (процент налоговых изъятий из выручки).

Таким образом, переход на упрощенную систему при таких числовых данных является для индивидуального предпринимателя весьма выгодным.

Проанализируем достоинства и недостатки каждого из 3 приведенных вариантов формирования тарифа при УСН.

При использовании варианта 2 (когда неизменным остается уровень рентабельности) тариф на оказываемые услуги самый низкий и составляет (с учетом НДС) 54 037 руб. По сравнению с общим порядком налогообложения он снизился на 13,40 % (100 % х (62 400 - 54 037) / 62 400). Размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, также немного снизился (с 10 200 до 10 080 руб. с единицы услуги). Применение такого варианта формирования тарифа целесообразно, если основной целью индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта выполняемых им работ (оказываемых услуг), а не получение максимальной прибыли.

Несколько больший доход по сравнению с вариантом 2 индивидуальный предприниматель получит при составлении калькуляции по варианту 1 (когда сохраняется неизменным доход, остающийся в распоряжении после налогообложения). В этом случае применяемый тариф также заметно (на 13,16 %) ниже тарифа при общем порядке налогообложения, несмотря на увеличение рентабельности (с 30 до 30,36 %).

Вариант 3 (когда неизменным сохраняется тариф) оптимален в случае, если:

а) основным приоритетом для индивидуального предпринимателя является получение максимально возможной прибыли;

б) реализовать работу (услугу) по более высокому тарифу проблематично из-за существующей конкуренции на рынке этих работ (услуг).

Обращаем внимание, что при составлении калькуляции по варианту 3, несмотря на сохранение применяемого тарифа, доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 65,10 % (100 % х 16 840 / 10 200 - 100 %), а рентабельность - на 67,07 % (100 % х 50,12 % / 30 % - 100 %).

Вместе с тем следует заметить, что в случае, когда в отношении реализуемых индивидуальным предпринимателем работ, услуг (например, социально значимых услуг) законодательством установлен предельный уровень рентабельности, использование вариантов 1 и 3 может оказаться неприемлемым.

В завершение стоит отметить, что сделанные выводы касаются только рассмотренной ситуации. При иных числовых данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно иным заключениям о достоинствах и недостатках того или иного варианта упрощенной системы и вообще о целесообразности перехода на УСН.

 

24.01.2013

 

Сергей Шкирман, экономист

 

От редакции: С 1 января 2014 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З внесены изменения и дополнения.