


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
Для того чтобы оценить, насколько целесообразен переход на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, сравним калькуляции, составленные этими индивидуальными предпринимателями при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе. При этом условимся, что при общем порядке налогообложения индивидуальный предприниматель определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
Рассмотрим 3 варианта составления калькуляции при упрощенной системе, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
• доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);
• уровень рентабельности (вариант 2);
• тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).
Рассмотрим ситуацию, когда расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов) составляют в полной себестоимости оказываемой услуги 60 %, а наемных работников у индивидуального предпринимателя нет (он оказывает услуги самостоятельно).
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменным (по сравнению с общим порядком налогообложения): доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на работу, услугу (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. | наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. (примечание 1) | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
20 000 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным сырью, материалам (примечание 2) |
4 000 |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным сырью, материалам |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
3. Амортизационные отчисления |
4 000 |
3. Амортизационные отчисления |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4. Арендные платежи (в т.ч. «входной» НДС 1 300 руб.) |
7 800 |
4. Арендные платежи (в т.ч. «входной» НДС 1 300 руб.) |
7 800 |
7 800 |
7 800 |
5. Экологический налог |
2 400 |
5. - |
- |
- |
- |
6. Прочие расходы (в т.ч. «входной» НДС 300 руб.) |
1 800 |
6. Прочие расходы (в т.ч. «входной» НДС 300 руб.) |
1 800 |
1 800 |
1 800 |
7. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 6) |
40 000 |
7. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 6) |
37 600 |
37 600 |
37 600 |
8. Рентабельность |
30 % |
8. Рентабельность (100 % х стр.9 / стр.7) |
27,13 % |
30 % (стр.8 гр.2) |
31,38 % |
9. Доход (стр.7 х стр.8) |
12 000 |
9. Доход |
10 200 (стр.11) |
11 280 (стр.7 х х стр.8) |
11 800 (стр.12 - - стр.7) |
10. Подоходный налог (стр.9 х 15 %) (примечание 3) |
1 800 |
10. - |
- |
- |
- |
11. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.9 - - стр.10) |
10 200 |
11. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.9) |
10 200 (стр.11 гр.2) |
11 280 |
11 800 |
12. Тариф без оборотных налогов (стр.7 + стр.9) |
52 000 |
12. Тариф без уплаты налога при УСН (стр.7 + + стр.9) |
47 800 |
48 880 |
49 400 (стр.14 - - стр.13) |
13. - | 13. Налог при УСН (стр.12 х 5 % / (100 % - - 5 %)) |
2 516 |
2 573 |
2 600 (стр.14 х х 5 %) | |
14. Отпускной тариф (стр.12) |
52 000 |
14. Тариф с уплатой налога при УСН (стр.12 + + стр.13) (примечание 4) |
50 316 |
51 453 |
52 000 (стр.14 гр.2) |
Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
Примечание 2. На основании п.7 ст.106 НК индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение их стоимости.
Примечание 3. Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 15 % (п.4 ст.173 НК).
Примечание 4. Цены приведены без округления.
Выполним анализ отраженных в таблице показателей.
Общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, составляет 4 200 руб. (2 400 + 1 800), а доля этих налогов в выручке - 8,08 % (100 % х 4 200 / 52 000), т.е. выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для индивидуального предпринимателя при таких числовых данных переход на упрощенную систему будет выгодным.
Далее оценим, какой из представленных вариантов составления калькуляции при УСН является более предпочтительным.
Вариант 1 рекомендуем использовать в случае, когда индивидуальный предприниматель с переходом на УСН заинтересован в расширении рынка сбыта своих работ (услуг), поскольку при таком варианте формирования тарифа происходит его незначительное снижение (с 52 000 до 50 316 руб.) при сохранении величины дохода, остающегося в распоряжении после уплаты налогов (10 200 руб.). При этом уровень рентабельности также несколько снижается (с 30 до 27,13 %).
Применение варианта 2 целесообразно в ситуации, когда индивидуальный предприниматель обязан соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, в отношении социально значимых услуг). В данном случае несмотря на некоторое снижение тарифа на оказываемые услуги (с 52 000 до 51 453 руб.) наблюдается увеличение дохода, остающегося в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов, на 10,59 % (100 % х (11 280 - 10 200) / 10 200).
Если важнейшей целью для индивидуального предпринимателя является получение максимального дохода при сохранении прежней величины тарифа, то наиболее подходящим является использование варианта 3, при котором происходит заметное увеличение дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (с 10 200 до 11 800 руб., или на 15,69 % (100 % х (11 800 - 10 200) / 10 200)). Однако при этом наблюдается рост рентабельности до 31,38 %, что может быть неприемлемо в случае, когда в отношении выполняемых работ (оказываемых услуг) индивидуальный предприниматель обязан соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, 30 %).
Обращаем внимание, что сделанные заключения относятся лишь к рассмотренным числовым данным. При других исходных данных (при иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т.д.) выводы, полученные в результате сравнения калькуляций, могут оказаться совершенно иными.
24.01.2013
Сергей Шкирман, экономист