Расчет от 24.01.2013
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Для того чтобы оценить, насколько целесообразен переход на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, сравним калькуляции, составленные этими индивидуальными предпринимателями при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе. При этом условимся, что при общем порядке налогообложения индивидуальный предприниматель определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).

Рассмотрим 3 варианта составления калькуляции при упрощенной системе, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

• доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

• уровень рентабельности (вариант 2);

• тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).

Рассмотрим ситуацию, когда расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов) составляют в полной себестоимости оказываемой услуги 60 %, а наемных работников у индивидуального предпринимателя нет (он оказывает услуги самостоятельно).

 

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги без привлечения наемных работников
 
При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменным (по сравнению с общим порядком налогообложения): доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на работу, услугу (гр.6)
наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб. наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб. (примечание 1)
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
20 000
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
20 000
20 000
20 000
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным сырью, материалам (примечание 2)
4 000
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным сырью, материалам
4 000
4 000
4 000
3. Амортизационные отчисления
4 000
3. Амортизационные отчисления
4 000
4 000
4 000
4. Арендные платежи (в т.ч. «входной» НДС 1 300 руб.)
7 800
4. Арендные платежи (в т.ч. «входной» НДС 1 300 руб.)
7 800
7 800
7 800
5. Экологический налог
2 400
5. -
-
-
-
6. Прочие расходы (в т.ч. «входной» НДС 300 руб.)
1 800
6. Прочие расходы (в т.ч. «входной» НДС 300 руб.)
1 800
1 800
1 800
7. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 6)
40 000
7. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 6)
37 600
37 600
37 600
8. Рентабельность
30 %
8. Рентабельность
(100 % х стр.9 / стр.7)
27,13 %
30 % (стр.8 гр.2)
31,38 %
9. Доход (стр.7 х стр.8)
12 000
9. Доход
10 200 (стр.11)
11 280 (стр.7 х
х стр.8)
11 800 (стр.12 -
- стр.7)
10. Подоходный налог (стр.9 х 15 %) (примечание 3)
1 800
10. -
-
-
-
11. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.9 -
- стр.10)
10 200
11. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.9)
10 200 (стр.11 гр.2)
11 280
11 800
12. Тариф без оборотных налогов (стр.7 + стр.9)
52 000
12. Тариф без уплаты налога при УСН (стр.7 +
+ стр.9)
47 800
48 880
49 400 (стр.14 -
 - стр.13)
13. -
13. Налог при УСН (стр.12 х 5 % / (100 % -
- 5 %))
2 516
2 573
2 600 (стр.14 х
х 5 %)
14. Отпускной тариф (стр.12)
52 000
14. Тариф с уплатой налога при УСН (стр.12 +
+ стр.13) (примечание 4)
50 316
51 453
52 000 (стр.14 гр.2)

 

Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

Примечание 2. На основании п.7 ст.106 НК индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение их стоимости.

Примечание 3. Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 15 % (п.4 ст.173 НК).

Примечание 4. Цены приведены без округления.

 

Выполним анализ отраженных в таблице показателей.

Общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, составляет 4 200 руб. (2 400 + 1 800), а доля этих налогов в выручке - 8,08 % (100 % х 4 200 / 52 000), т.е. выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для индивидуального предпринимателя при таких числовых данных переход на упрощенную систему будет выгодным.

Далее оценим, какой из представленных вариантов составления калькуляции при УСН является более предпочтительным.

Вариант 1 рекомендуем использовать в случае, когда индивидуальный предприниматель с переходом на УСН заинтересован в расширении рынка сбыта своих работ (услуг), поскольку при таком варианте формирования тарифа происходит его незначительное снижение (с 52 000 до 50 316 руб.) при сохранении величины дохода, остающегося в распоряжении после уплаты налогов (10 200 руб.). При этом уровень рентабельности также несколько снижается (с 30 до 27,13 %).

Применение варианта 2 целесообразно в ситуации, когда индивидуальный предприниматель обязан соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, в отношении социально значимых услуг). В данном случае несмотря на некоторое снижение тарифа на оказываемые услуги (с 52 000 до 51 453 руб.) наблюдается увеличение дохода, остающегося в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов, на 10,59 % (100 % х (11 280 - 10 200) / 10 200).

Если важнейшей целью для индивидуального предпринимателя является получение максимального дохода при сохранении прежней величины тарифа, то наиболее подходящим является использование варианта 3, при котором происходит заметное увеличение дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (с 10 200 до 11 800 руб., или на 15,69 % (100 % х (11 800 - 10 200) / 10 200)). Однако при этом наблюдается рост рентабельности до 31,38 %, что может быть неприемлемо в случае, когда в отношении выполняемых работ (оказываемых услуг) индивидуальный предприниматель обязан соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, 30 %).

Обращаем внимание, что сделанные заключения относятся лишь к рассмотренным числовым данным. При других исходных данных (при иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т.д.) выводы, полученные в результате сравнения калькуляций, могут оказаться совершенно иными.

 

24.01.2013

 

Сергей Шкирман, экономист