


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ
Для того чтобы индивидуальному предпринимателю оценить целесообразность перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) и то, насколько выгодным (невыгодным) для него может оказаться такой переход, рекомендуем выполнить с использованием конкретных числовых данных сравнение:
• суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН, с величиной этого налога в случае перехода на упрощенную систему;
• иных важных показателей (таких как отпускная цена на производимую продукцию, величина рентабельности, размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, до и после планируемого перехода на упрощенную систему).
Сравнение удобнее выполнять на основе плановых калькуляций, так как они содержат все необходимые для этого данные.
Как известно, переход на упрощенную систему сопровождается изменением состава налогов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством. В связи с этим меняется и содержание калькуляции, так как в ней должны присутствовать лишь те налоги и иные обязательные платежи, плательщиком которых индивидуальный предприниматель является в рамках применяемой им системы налогообложения.
Ниже приведена таблица, в которой сопоставлены плановые калькуляции, оформляемые при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем, производящим продукцию с использованием труда привлеченных работников.
![]() |
Обратите внимание! С 21 мая 2014 г. на основании части первой п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. До 21 мая 2014 г. индивидуальный предприниматель мог осуществлять деятельность только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки). |
Условимся, что база, облагаемая подоходным налогом, исчисляется данным предпринимателем путем уменьшения полученных доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом структура затрат такова, что доля расходов на сырье и материалы составляет в полной себестоимости выпускаемой продукции около 56 %, а доля расходов, связанных с оплатой труда, - около 37 %.
В рамках упрощенной системы рассмотрены варианты калькуляций, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) величина дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): величина дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. | наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
30 000 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
2. Расходы на оплату труда привлеченных работников |
15 000 |
2. Расходы на оплату труда привлеченных работников |
15 000 |
15 000 |
15 000 |
3. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.2 х х 34 %) |
5 100 |
3. Страховые взносы в ФСЗН (стр.2 х 34 %) |
5 100 |
5 100 |
5 100 |
4. Экологический налог |
800 |
4. Экологический налог** |
- |
- |
- |
5. Земельный налог |
392 |
5. Земельный налог |
392 |
392 |
392 |
6. Арендная плата за земельные участки |
208 |
6. Арендная плата за земельные участки*** |
- |
- |
- |
7. Налог на недвижимость |
700 |
7. Налог на недвижимость**** |
- |
- |
- |
8. Прочие расходы (без НДС) |
1 500 |
8. Прочие расходы (без НДС) |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
9. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 8) |
53 700 |
9. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 8) |
51 992 |
51 992 |
51 992 |
10. Рентабельность |
25 % |
10. Рентабельность (100 % х стр.11 / стр.9) |
21,69 % |
25 % (стр.10 гр.2) |
25,23 % |
11. Доход (стр.9 х стр.10) |
13 425 |
11. Доход |
11 277 (стр.13) |
12 998 (стр.9 х х стр.10) |
13 119 (стр.14 - - стр.9) |
12. Подоходный налог (стр.11 х 16 %)***** |
2 148 |
12. - |
- |
- |
- |
13. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.11 - стр.12) |
11 277 |
13. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.11) |
11 277 (стр.13 гр.2) |
12 998 |
13 119 |
14. Цена без оборотных налогов (стр.9 + стр.11) |
67 125 |
14. Цена без налога при УСН (стр.9 + стр.11) |
63 269 |
64 990 |
65 111 (стр.16 - - стр.15) |
15. - |
- |
15. Налог при УСН (стр.14 х 3 % / (100 % - - 3 %)) |
1 957 |
2 010 |
2 014 (стр.16 х х 3 %) |
16. Отпускная цена без НДС (стр.14) |
67 125 |
16. Отпускная цена без НДС (стр.14 + стр.15) |
65 226 |
67 000 |
67 125 (стр.18 - - стр.17) |
17. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.16 х х 20 %), в том числе: |
13 425 |
17. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.16 х х 20 %), в том числе: |
13 045 |
13 400 |
13 425 (стр.18 х х 20 % / / 120 %) |
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((30 000 + + 1 500) х 20 %) |
6 300 |
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((30 000 + + 1 500) х 20 %) |
6 300 |
6 300 |
6 300 |
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 - стр.17.1) |
7 125 |
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 - стр.17.1) |
6 745 |
7 100 |
7 125 |
18. Отпускная цена с учетом НДС (стр.16 + стр.17) |
80 550 |
18. Отпускная цена с учетом НДС (стр.16 + стр.17)****** |
78 271 |
80 400 |
80 550 (стр.18 гр.2) |
19. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма стр.4, 6, 7, 12, 17.2) |
10 981 |
19. Сумма налога при УСН и НДС (стр.15 + стр.17.2) |
8 702 |
9 110 |
9 139 |
20. Доля налогов, просуммированных в стр.19, в выручке (100 % х стр.19 / стр.18) |
13,63 % |
20. Доля налогов, просуммированных в стр.19, в выручке (100 % х стр.19 / стр.18) |
11,12 % |
11,33 % |
11,35 % |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, поэтому он не обязан уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства на объектах их захоронения (подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.205, подп.3.1 и 3.17 п.3 ст.286 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
*** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков индивидуального предпринимателя не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).
**** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости индивидуального предпринимателя не превышает 1 500 кв.м (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).
***** Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 16 % (п.4 ст.173 НК).
****** Отпускные цены приведены без округления.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу. С 1 января 2016 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республики Беларусь от 12.2015 № 343-З. |
Как видно из таблицы, общая сумма налогов, включенных в цену выпускаемой продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 3-процентный налог при УСН и НДС, составляет 10 981 руб. (800 + 208 + 700 + 2 148 + 7 125), а доля этих налогов в выручке - 13,63 % (100 % х 10 981 / 80 550).
В рамках УСН во всех трех вариантах составления калькуляции сумма налога при УСН и НДС и доля этих налогов в выручке оказываются ниже. Значит, переход на упрощенную систему при таких исходных данных представляется целесообразным.
Проанализируем достоинства и недостатки каждого из приведенных вариантов.
Применение варианта 1 оправдано в ситуации, когда ближайшей целью индивидуального предпринимателя после перехода на УСН является расширение рынка сбыта своей продукции, так как при таком варианте составления калькуляции (когда сохраняется доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после налогообложения) отпускная цена продукции (с учетом НДС) снижается с 80 550 до 78 271 руб. При этом уровень рентабельности также несколько снижается (с 25 до 21,69 %).
Вариант 2 рекомендуется применять в случае, когда индивидуальный предприниматель обязан соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, в отношении социально значимых товаров). При этом, несмотря на некоторое снижение отпускной цены на выпускаемую продукцию (с 80 550 до 80 400 руб.), наблюдается увеличение дохода, остающегося в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов (с 11 277 до 12 998 руб., или на 15,26 % (100 % х (12 998 - 11 277) / 11 277)).
Если же важнейшая задача индивидуального предпринимателя - получение максимального дохода при сохранении прежней отпускной цены, то наиболее подходящим является вариант 3, при котором заметно увеличивается доход, остающийся в распоряжении после уплаты налогов (с 11 277 до 13 119 руб., или на 16,33 % (100 % х (13 119 - 11 277) / 11 277)). Однако при этом наблюдается незначительный рост рентабельности до 25,23 %, что может быть неприемлемо, если существует необходимость соблюдения установленного законодательством предельного уровня рентабельности (например, 25 %).
![]() |
Обратите внимание! При других исходных данных (при иной структуре затрат выпускаемой продукции, величине рентабельности и т.д.) выводы могут оказаться иными, а переход индивидуального предпринимателя на УСН - нецелесообразным. |
09.04.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»