Расчет от 09.04.2015
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Чтобы оценить, насколько целесообразен переход на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, сравним калькуляции, составленные этими индивидуальными предпринимателями при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе. При этом условимся, что при общем порядке налогообложения индивидуальный предприниматель определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

Рассмотрим три варианта составления калькуляции при упрощенной системе, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

1) доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

2) уровень рентабельности (вариант 2);

3) тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).

При этом расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов) составляют в полной себестоимости оказываемой услуги 60 %, а наемных работников у индивидуального предпринимателя нет (он оказывает услуги самостоятельно).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке
налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным
предпринимателем - неплательщиком налога на добавленную стоимость,
выполняющим работы, оказывающим услуги без привлечения наемных работников

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменным (по сравнению с общим порядком налогообложения): доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на работу, услугу (гр.6)
наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб. наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб.*
вариант 1

вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
20 000
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
20 000
20 000
20 000
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным сырью, материалам**
4 000
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным сырью, материалам**
4 000
4 000
4 000
3. Амортизационные отчисления
4 000
3. Амортизационные отчисления
4 000
4 000
4 000
4. Арендные платежи (в том числе «входной»
НДС - 1 300 руб.)
7 800
4. Арендные платежи (в том числе «входной»
НДС - 1 300 руб.)
7 800
7 800
7 800
5. Экологический налог
1 620
5. Экологический налог***
-
-
-
6. Земельный налог
780
6. Земельный налог
780
780
780
7. Арендная плата за земельные участки
-
7. Арендная плата за земельные участки****
-
-
-
8. Налог на недвижимость
-
8. Налог на недвижимость*****
-
-
-
9. Прочие расходы (в том числе «входной»
НДС - 300 руб.)
1 800
9. Прочие расходы (в том числе «входной»
НДС - 300 руб.)
1 800
1 800
1 800
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9)
40 000
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9)
38 380
38 380
38 380
11. Рентабельность
30 %
11. Рентабельность
(100 % х стр.12 / стр.10)
26,26 %
30 % (стр.11 гр.2)
28,71 %
12. Доход (стр.10 х стр.11)
12 000
12. Доход
10 080 (стр.14)
11 514 (стр.10 х
х стр.11)
11 020 (стр.15 -
- стр.10)
13. Подоходный налог
(стр.12 х 16 %)******
1 920
13. -
-
-
-
14. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.12 - стр.13)
10 080
14. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.12)
10 080 (стр.14 гр.2)
11 514
11 020
15. Тариф без оборотных налогов (стр.10 + стр.12)
52 000
15. Тариф без уплаты налога при УСН (стр.10 +
+ стр.12)
48 460
49 894
49 400 (стр.17 -
- стр.16)
16. -
16. Налог при УСН
(стр.15 х 5 % / (100 % -
- 5 %))
2 551
2 626
2 600 (стр.17 х
х 5 %)
17. Отпускной тариф (стр.15)
52 000
17. Тариф с уплатой налога при УСН
(стр.15 + стр.16)*******
51 011
52 520
52 000 (стр.17 гр.2)

 

* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

** На основании п.7 ст.106 НК индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости.

*** В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, поэтому он не обязан уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства на объектах их захоронения (подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.205, подп.3.1 и 3.17 п.3 ст.286 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. подп.1.4 п.1 ст.205 исключен Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З (далее - Закон № 343-З).

 

**** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков индивидуального предпринимателя не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу.

 

***** В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя нет объектов недвижимости (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться подп.3.13.3 п.3 ст.286 с изменениями, внесенными Законом № 343-З.

 

****** Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 16 % (п.4 ст.173 НК).

******* Цены приведены без округления.

 

Проанализируем отраженные в таблице показатели.

Общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, составляет 3 540 руб. (1 620 + 1 920), а доля этих налогов в выручке - 6,81 % (100 % х 3 540 / 52 000), то есть выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для индивидуального предпринимателя при таких числовых данных переход на упрощенную систему будет выгодным.

Оценим, какой из представленных вариантов составления калькуляции при УСН является более предпочтительным.

Вариант 1 рекомендуем использовать в случае, когда индивидуальный предприниматель с переходом на УСН заинтересован в расширении рынка сбыта своих работ (услуг), поскольку при таком варианте формирования тарифа происходит его незначительное снижение (с 52 000 до 51 011 руб.) при сохранении величины дохода, остающегося в распоряжении после уплаты налогов (10 080 руб.). При этом уровень рентабельности также несколько снижается (с 30 до 26,26 %).

Применение варианта 2 целесообразно в ситуации, когда индивидуальный предприниматель обязан соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, в отношении социально значимых или платных медицинских услуг). В данном случае наблюдается повышение тарифа на оказываемые услуги на 1 % (с 52 000 до 52 520 руб.) и существенное (на 14,23 %) увеличение дохода, остающегося в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов (100 % х (11 514 - 10 080) / 10 080).

Если же индивидуальный предприниматель при переходе на упрощенную систему намерен сохранить прежний тариф (вариант 3), то это также приведет к заметному увеличению дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (с 10 080 до 11 020 руб., или на 9,33 % (100 % х (11 020 - 10 080) / 10 080)). Однако при этом наблюдается снижение рентабельности до 28,71 %.

 

Обратите внимание!

Сделанные заключения относятся лишь к рассмотренной ситуации. При других исходных данных (при иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т.д.) выводы, полученные в результате сравнения калькуляций, могут оказаться совершенно иными.

 

09.04.2015

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»