


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
Чтобы оценить, насколько целесообразен переход на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, сравним калькуляции, составленные этими индивидуальными предпринимателями при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе. При этом условимся, что при общем порядке налогообложения индивидуальный предприниматель определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
Рассмотрим три варианта составления калькуляции при упрощенной системе, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);
2) уровень рентабельности (вариант 2);
3) тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).
При этом расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов) составляют в полной себестоимости оказываемой услуги 60 %, а наемных работников у индивидуального предпринимателя нет (он оказывает услуги самостоятельно).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменным (по сравнению с общим порядком налогообложения): доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на работу, услугу (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. | наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 |
вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
20 000 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным сырью, материалам** |
4 000 |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным сырью, материалам** |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
3. Амортизационные отчисления |
4 000 |
3. Амортизационные отчисления |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4. Арендные платежи (в том числе «входной» НДС - 1 300 руб.) |
7 800 |
4. Арендные платежи (в том числе «входной» НДС - 1 300 руб.) |
7 800 |
7 800 |
7 800 |
5. Экологический налог |
1 620 |
5. Экологический налог*** |
- |
- |
- |
6. Земельный налог |
780 |
6. Земельный налог |
780 |
780 |
780 |
7. Арендная плата за земельные участки |
- |
7. Арендная плата за земельные участки**** |
- |
- |
- |
8. Налог на недвижимость |
- |
8. Налог на недвижимость***** |
- |
- |
- |
9. Прочие расходы (в том числе «входной» НДС - 300 руб.) |
1 800 |
9. Прочие расходы (в том числе «входной» НДС - 300 руб.) |
1 800 |
1 800 |
1 800 |
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9) |
40 000 |
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9) |
38 380 |
38 380 |
38 380 |
11. Рентабельность |
30 % |
11. Рентабельность (100 % х стр.12 / стр.10) |
26,26 % |
30 % (стр.11 гр.2) |
28,71 % |
12. Доход (стр.10 х стр.11) |
12 000 |
12. Доход |
10 080 (стр.14) |
11 514 (стр.10 х х стр.11) |
11 020 (стр.15 - - стр.10) |
13. Подоходный налог (стр.12 х 16 %)****** |
1 920 |
13. - |
- |
- |
- |
14. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.12 - стр.13) |
10 080 |
14. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.12) |
10 080 (стр.14 гр.2) |
11 514 |
11 020 |
15. Тариф без оборотных налогов (стр.10 + стр.12) |
52 000 |
15. Тариф без уплаты налога при УСН (стр.10 + + стр.12) |
48 460 |
49 894 |
49 400 (стр.17 - - стр.16) |
16. - | 16. Налог при УСН (стр.15 х 5 % / (100 % - - 5 %)) |
2 551 |
2 626 |
2 600 (стр.17 х х 5 %) | |
17. Отпускной тариф (стр.15) |
52 000 |
17. Тариф с уплатой налога при УСН (стр.15 + стр.16)******* |
51 011 |
52 520 |
52 000 (стр.17 гр.2) |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** На основании п.7 ст.106 НК индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости.
*** В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, поэтому он не обязан уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства на объектах их захоронения (подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.205, подп.3.1 и 3.17 п.3 ст.286 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. подп.1.4 п.1 ст.205 исключен Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З (далее - Закон № 343-З). |
**** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков индивидуального предпринимателя не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу. |
***** В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя нет объектов недвижимости (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться подп.3.13.3 п.3 ст.286 с изменениями, внесенными Законом № 343-З. |
****** Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 16 % (п.4 ст.173 НК).
******* Цены приведены без округления.
Проанализируем отраженные в таблице показатели.
Общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, составляет 3 540 руб. (1 620 + 1 920), а доля этих налогов в выручке - 6,81 % (100 % х 3 540 / 52 000), то есть выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для индивидуального предпринимателя при таких числовых данных переход на упрощенную систему будет выгодным.
Оценим, какой из представленных вариантов составления калькуляции при УСН является более предпочтительным.
Вариант 1 рекомендуем использовать в случае, когда индивидуальный предприниматель с переходом на УСН заинтересован в расширении рынка сбыта своих работ (услуг), поскольку при таком варианте формирования тарифа происходит его незначительное снижение (с 52 000 до 51 011 руб.) при сохранении величины дохода, остающегося в распоряжении после уплаты налогов (10 080 руб.). При этом уровень рентабельности также несколько снижается (с 30 до 26,26 %).
Применение варианта 2 целесообразно в ситуации, когда индивидуальный предприниматель обязан соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, в отношении социально значимых или платных медицинских услуг). В данном случае наблюдается повышение тарифа на оказываемые услуги на 1 % (с 52 000 до 52 520 руб.) и существенное (на 14,23 %) увеличение дохода, остающегося в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов (100 % х (11 514 - 10 080) / 10 080).
Если же индивидуальный предприниматель при переходе на упрощенную систему намерен сохранить прежний тариф (вариант 3), то это также приведет к заметному увеличению дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (с 10 080 до 11 020 руб., или на 9,33 % (100 % х (11 020 - 10 080) / 10 080)). Однако при этом наблюдается снижение рентабельности до 28,71 %.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные заключения относятся лишь к рассмотренной ситуации. При других исходных данных (при иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т.д.) выводы, полученные в результате сравнения калькуляций, могут оказаться совершенно иными. |
09.04.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»