Расчет от 09.04.2015
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Лучшим способом выяснения целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, является сравнение калькуляций, составляемых ими при общем порядке налогообложения и (при тех же числовых данных) в рамках упрощенной системы.

Для проведения сравнения условимся, что индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги без использования наемного труда (то есть у него отсутствуют расходы на оплату труда), а также что при общем порядке налогообложения он определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республики Беларусь от 12.2015 № 343-З.

 

В рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

1) доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

2) уровень рентабельности (вариант 2);

3) тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения: доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (гр.6)
наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб. наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб.*
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
20 000
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
20 000
20 000
20 000
2. Амортизационные отчисления
4 000
2. Амортизационные отчисления
4 000
4 000
4 000
3. Арендные платежи (без НДС)
7 800
3. Арендные платежи (без НДС)
7 800
7 800
7 800
4. Экологический налог
1 620
4. Экологический налог**
-
-
-
5. Земельный налог
780
5. Земельный налог
780
780
780
6. Арендная плата за земельные участки
-
6. Арендная плата за земельные участки***
-
-
-
7. Налог на недвижимость
-
7. Налог на недвижимость****
-
-
-
8. Прочие расходы (без НДС)
1 800
8. Прочие расходы (без НДС)
1 800
1 800
1 800
9. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 8)
36 000
9. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 8)
34 380
34 380
34 380
10. Рентабельность
30 %
10. Рентабельность
(100 % х стр.11 / стр.9)
26,39 %
30 % (стр.10 гр.2)
32,04 %
11. Доход (стр.9 х стр.10)
10 800
11. Доход
9 072 (стр.13)
10 314 (стр.9 х
х стр.10)
11 016 (стр.14 -
 - стр.9)
12. Подоходный налог (стр.11 х 16 %)*****
1 728
12. -
-
-
-
13. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя
(стр.11 - стр.12)
9 072
13. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.11)
9 072 (стр.13 гр.2)
10 314
11 016
14. Тариф без оборотных налогов (стр.9 + стр.11)
46 800
14. Тариф без налога при УСН (стр.9 + стр.11)
43 452
44 694
45 396 (стр.16 -
 - стр.15)
15. -
15. Налог при УСН (стр.14 х 3 % / (100 % -
- 3 %))
1 344
1 382
1 404 (стр.16 х
х 3 %)
16. Тариф без НДС (стр.14)
46 800
16. Тариф без НДС (стр.14 + стр.15)
44 796
46 076
46 800 (стр.18 -
 - стр.17)
17. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.16 х
х 20 %), в том числе:
9 360
17. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.16 х
х 20 %), в том числе:
8 959
9 215
9 360 (стр.18 х
х 20 % /
/ 120 %)
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((20 000 +
+ 7 800 + 1 800) х 20 %)
5 920
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((20 000 +
+ 7 800 + 1 800) х 20 %)
5 920
5 920
5 920
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 -
- стр.17.1)
3 440
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 -
- стр.17.1)
3 039
3 295
3 440
18. Тариф с учетом НДС (стр.16 + стр.17)
56 160
18. Тариф с учетом НДС (стр.16 + стр.17)******
53 755
55 291
56 160 (стр.18 гр.2)
19. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма строк 4, 6, 7, 12, 17.2)
6 788
19. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.15 +
+ стр.17.2)
4 383
4 677
4 844
20. Доля налогов, просуммированных в стр.19, в выручке (100 % х стр.19 / стр.18)
12,09 %
20. Доля налогов, просуммированных в стр.19, в выручке
(100 % х стр.19 / стр.18)
8,15 %
8,46 %
8,63 %

 

* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

** В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, поэтому он не обязан уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства на объектах их захоронения (подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.205, подп.3.1 и 3.17 п.3 ст.286 НК).

*** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков индивидуального предпринимателя не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу.

 

**** В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя нет объектов недвижимости (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).

***** Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 16 % (п.4 ст.173 НК).

****** Отпускные цены приведены без округления.

 

Сравнение приведенных калькуляций показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 3-процентный налог при УСН и НДС, составляет 6 788 руб. (1 620 + 1 728 + 3 440), а доля этих налогов в выручке - 12,09 % (100 % х 6 788 / 56 160). Сумма налогов, уплачиваемых в рамках упрощенной системы (налога при УСН и доплачиваемого НДС), во всех трех рассмотренных вариантах существенно (примерно в 1,5 раза) меньше. Во столько же раз ниже и доля этих налогов в выручке (процент налоговых изъятий из выручки).

Таким образом, переход на упрощенную систему при таких числовых данных является для индивидуального предпринимателя весьма выгодным.

Проанализируем достоинства и недостатки каждого из трех приведенных вариантов формирования тарифа при УСН.

При использовании варианта 1 (когда сохраняется размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов) тариф на оказываемые услуги самый низкий и составляет (с учетом НДС) 53 755 руб. По сравнению с общим порядком налогообложения он снизился на 4,28 % (100 % х (56 160 - 53 755) / 56 160). Рентабельность снизилась на 12,03 % (до 26,39 %). Применение такого варианта формирования тарифа целесообразно, если основной целью индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта выполняемых им работ, оказываемых услуг, а не получение максимальной прибыли.

Несколько больший доход по сравнению с вариантом 1 индивидуальный предприниматель получит при составлении калькуляции по варианту 2 (когда сохраняется неизменным уровень рентабельности). В этом случае применяемый тариф также несколько (на 1,55 %) ниже тарифа при общем порядке налогообложения.

Вариант 3 (когда неизменным сохраняется тариф) оптимален в случае, если:

а) основным приоритетом для индивидуального предпринимателя является получение максимально возможной прибыли;

б) реализовать работу (услугу) по более высокому тарифу проблематично из-за существующей конкуренции на рынке этих работ (услуг) или установленного законодательством предельного максимального тарифа.

При составлении калькуляции по варианту 3, несмотря на сохранение применяемого тарифа, доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 21,43 % (100 % х 11 016 / 9 072 - 100 %), а рентабельность - на 6,8 % (100 % х 32,04 % / 30 % - 100 %). Вместе с тем в случае, когда в отношении реализуемых индивидуальным предпринимателем работ, услуг (например, социально значимых или платных медицинских услуг) законодательством установлен предельный уровень рентабельности, использование варианта 3 является неприемлемым.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы касаются только рассмотренной ситуации. При иных числовых данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно иным заключениям о достоинствах и недостатках того или иного варианта упрощенной системы и вообще о целесообразности перехода на УСН.

 

09.04.2015

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»