


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
Лучшим способом выяснения целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, является сравнение калькуляций, составляемых ими при общем порядке налогообложения и (при тех же числовых данных) в рамках упрощенной системы.
Для проведения сравнения условимся, что индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги без использования наемного труда (то есть у него отсутствуют расходы на оплату труда), а также что при общем порядке налогообложения он определяет базу, облагаемую подоходным налогом, путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республики Беларусь от 12.2015 № 343-З. |
В рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);
2) уровень рентабельности (вариант 2);
3) тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).
Таблица Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения: доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. | наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
20 000 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
2. Амортизационные отчисления |
4 000 |
2. Амортизационные отчисления |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
7 800 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
7 800 |
7 800 |
7 800 |
4. Экологический налог |
1 620 |
4. Экологический налог** |
- |
- |
- |
5. Земельный налог |
780 |
5. Земельный налог |
780 |
780 |
780 |
6. Арендная плата за земельные участки |
- |
6. Арендная плата за земельные участки*** |
- |
- |
- |
7. Налог на недвижимость |
- |
7. Налог на недвижимость**** |
- |
- |
- |
8. Прочие расходы (без НДС) |
1 800 |
8. Прочие расходы (без НДС) |
1 800 |
1 800 |
1 800 |
9. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 8) |
36 000 |
9. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 8) |
34 380 |
34 380 |
34 380 |
10. Рентабельность |
30 % |
10. Рентабельность (100 % х стр.11 / стр.9) |
26,39 % |
30 % (стр.10 гр.2) |
32,04 % |
11. Доход (стр.9 х стр.10) |
10 800 |
11. Доход |
9 072 (стр.13) |
10 314 (стр.9 х х стр.10) |
11 016 (стр.14 - - стр.9) |
12. Подоходный налог (стр.11 х 16 %)***** |
1 728 |
12. - |
- |
- |
- |
13. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.11 - стр.12) |
9 072 |
13. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.11) |
9 072 (стр.13 гр.2) |
10 314 |
11 016 |
14. Тариф без оборотных налогов (стр.9 + стр.11) |
46 800 |
14. Тариф без налога при УСН (стр.9 + стр.11) |
43 452 |
44 694 |
45 396 (стр.16 - - стр.15) |
15. - | 15. Налог при УСН (стр.14 х 3 % / (100 % - - 3 %)) |
1 344 |
1 382 |
1 404 (стр.16 х х 3 %) | |
16. Тариф без НДС (стр.14) |
46 800 |
16. Тариф без НДС (стр.14 + стр.15) |
44 796 |
46 076 |
46 800 (стр.18 - - стр.17) |
17. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.16 х х 20 %), в том числе: |
9 360 |
17. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый при реализации (стр.16 х х 20 %), в том числе: |
8 959 |
9 215 |
9 360 (стр.18 х х 20 % / / 120 %) |
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((20 000 + + 7 800 + 1 800) х 20 %) |
5 920 |
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((20 000 + + 7 800 + 1 800) х 20 %) |
5 920 |
5 920 |
5 920 |
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 - - стр.17.1) |
3 440 |
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 - - стр.17.1) |
3 039 |
3 295 |
3 440 |
18. Тариф с учетом НДС (стр.16 + стр.17) |
56 160 |
18. Тариф с учетом НДС (стр.16 + стр.17)****** |
53 755 |
55 291 |
56 160 (стр.18 гр.2) |
19. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются налог при УСН и НДС (сумма строк 4, 6, 7, 12, 17.2) |
6 788 |
19. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.15 + + стр.17.2) |
4 383 |
4 677 |
4 844 |
20. Доля налогов, просуммированных в стр.19, в выручке (100 % х стр.19 / стр.18) |
12,09 % |
20. Доля налогов, просуммированных в стр.19, в выручке (100 % х стр.19 / стр.18) |
8,15 % |
8,46 % |
8,63 % |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, поэтому он не обязан уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства на объектах их захоронения (подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.205, подп.3.1 и 3.17 п.3 ст.286 НК).
*** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков индивидуального предпринимателя не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу. |
**** В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя нет объектов недвижимости (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).
***** Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 16 % (п.4 ст.173 НК).
****** Отпускные цены приведены без округления.
Сравнение приведенных калькуляций показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 3-процентный налог при УСН и НДС, составляет 6 788 руб. (1 620 + 1 728 + 3 440), а доля этих налогов в выручке - 12,09 % (100 % х 6 788 / 56 160). Сумма налогов, уплачиваемых в рамках упрощенной системы (налога при УСН и доплачиваемого НДС), во всех трех рассмотренных вариантах существенно (примерно в 1,5 раза) меньше. Во столько же раз ниже и доля этих налогов в выручке (процент налоговых изъятий из выручки).
Таким образом, переход на упрощенную систему при таких числовых данных является для индивидуального предпринимателя весьма выгодным.
Проанализируем достоинства и недостатки каждого из трех приведенных вариантов формирования тарифа при УСН.
При использовании варианта 1 (когда сохраняется размер дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов) тариф на оказываемые услуги самый низкий и составляет (с учетом НДС) 53 755 руб. По сравнению с общим порядком налогообложения он снизился на 4,28 % (100 % х (56 160 - 53 755) / 56 160). Рентабельность снизилась на 12,03 % (до 26,39 %). Применение такого варианта формирования тарифа целесообразно, если основной целью индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта выполняемых им работ, оказываемых услуг, а не получение максимальной прибыли.
Несколько больший доход по сравнению с вариантом 1 индивидуальный предприниматель получит при составлении калькуляции по варианту 2 (когда сохраняется неизменным уровень рентабельности). В этом случае применяемый тариф также несколько (на 1,55 %) ниже тарифа при общем порядке налогообложения.
Вариант 3 (когда неизменным сохраняется тариф) оптимален в случае, если:
а) основным приоритетом для индивидуального предпринимателя является получение максимально возможной прибыли;
б) реализовать работу (услугу) по более высокому тарифу проблематично из-за существующей конкуренции на рынке этих работ (услуг) или установленного законодательством предельного максимального тарифа.
При составлении калькуляции по варианту 3, несмотря на сохранение применяемого тарифа, доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 21,43 % (100 % х 11 016 / 9 072 - 100 %), а рентабельность - на 6,8 % (100 % х 32,04 % / 30 % - 100 %). Вместе с тем в случае, когда в отношении реализуемых индивидуальным предпринимателем работ, услуг (например, социально значимых или платных медицинских услуг) законодательством установлен предельный уровень рентабельности, использование варианта 3 является неприемлемым.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы касаются только рассмотренной ситуации. При иных числовых данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно иным заключениям о достоинствах и недостатках того или иного варианта упрощенной системы и вообще о целесообразности перехода на УСН. |
09.04.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»