Расчет от 09.04.2015
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков налога на добавленную стоимость, производящих продукцию


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ

Применяя общий порядок налогообложения, индивидуальные предприниматели имеют возможность выбирать определенный вариант исчисления налогов. Например, при расчете базы, облагаемой подоходным налогом, полученный доход может уменьшаться на профессиональный налоговый вычет в размере:

1) фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть первая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться НК с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республики Беларусь от 12.2015 № 343-З;

 

2) 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 НК).

Порядок предоставления профессионального налогового вычета индивидуальным предпринимателям изложен в ст.169 НК.

Выводы о целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) зависят также от вида выпускаемой продукции, структуры затрат в себестоимости этой продукции, других факторов и для различных индивидуальных предпринимателей могут быть диаметрально противоположными. В связи с этим принимать решение о целесообразности такого перехода следует на конкретных числовых данных.

Для индивидуального предпринимателя, как и для юридического лица, лучший способ оценить, насколько выгодным может быть переход на упрощенную систему, - это выполнить с использованием конкретных числовых данных сравнение:

• суммы налогов, уплачиваемых им при общем порядке налогообложения, которые заменяются при переходе на упрощенную систему на налог при УСН, с суммой налога при УСН;

• размера отпускных цен на производимую продукцию, величины рентабельности и дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, до и после планируемого перехода.

Индивидуальным предпринимателям, выпускающим продукцию, такое сопоставление удобно проводить на основе плановых калькуляций, так как они содержат все названные выше показатели.

В приведенной ниже таблице сравниваются плановые калькуляции, составляемые при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем, осуществляющим выпуск продукции и не являющимся плательщиком НДС ни до, ни после перехода на УСН.

Условимся, что в рамках общего порядка налогообложения при определении базы, облагаемой подоходным налогом, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уменьшается этим индивидуальным предпринимателем на профессиональный вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Структура затрат выпускаемой продукции такова, что расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов на основании п.7 ст.106 НК) составляют в полной себестоимости 60 %, а расходы, связанные с оплатой труда, - около 33 %.

Рассмотрим несколько вариантов калькуляций, составляемых при УСН, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

1) величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - неплательщиком налога на добавленную стоимость, использующим наемный труд и производящим продукцию 

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6)
наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб. наименование показателя (алгоритм расчета) сумма, руб.*
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
30 000
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
30 000
30 000
30 000
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям
(далее - ТМЦ)**
6 000
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ТМЦ
6 000
6 000
6 000
3. Расходы на оплату труда
15 000
3. Расходы на оплату труда
15 000
15 000
15 000
4. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН)
(стр.3 х 34 %)
5 100
4. Страховые взносы в ФСЗН (стр.3 х 34 %)
5 100
5 100
5 100
5. Экологический налог
800
5. Экологический налог***
-
-
-
6. Земельный налог
164
6. Земельный налог
164
164
164
7. Арендная плата за земельные участки
436
7. Арендная плата за земельные участки****
-
-
-
8. Налог на недвижимость
700
8. Налог на недвижимость*****
-
-
-
9. Прочие расходы (в том числе «входной» НДС 300 руб.)
1 800
9. Прочие расходы (в том числе «входной» НДС 300 руб.)
1 800
1 800
1 800
10. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 9)
60 000
10. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 9)
58 064
58 064
58 064
11. Рентабельность
25 %
11. Рентабельность
(100 % х стр.12 / стр.10)
21,70 %
25 % (стр.11 гр.2)
22,71 %
12. Доход (стр.10 х стр.11)
15 000
12. Доход
12 600 (стр.14)
14 516 (стр.10 х
х стр.11)
13 186 (стр.15 -
- стр.10)
13. Подоходный налог (стр.12 х 16 %)******
2 400
13. -
-
-
-
14. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.12 - стр.13)
12 600
14. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.12)
12 600 (стр.14 гр.2)
14 516
13 186
15. Цена без оборотных налогов (стр.10 + стр.12)
75 000
15. Цена без налога при УСН (стр.10 + стр.12)
70 664
72 580
71 250 (стр.17 -
- стр.16)
16. -
-
16. Налог при УСН (стр.15 х 5 % / (100 % -
- 5 %))
3 719
3 820
3 750 (стр.17 х
х 5 %)
17. Отпускная цена (стр.15)
75 000
17. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.15 + стр.16)*******
74 383
76 400
75 000 (стр.17 гр.2)

 

* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

** На основании п.7 ст.106 НК индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости.

*** В рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, поэтому он не обязан уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства на объектах их захоронения (подп.1.3 и 1.4 п.1 ст.205, подп.3.1 и 3.17 п.3 ст.286 НК).

**** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков индивидуального предпринимателя не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу.

 

***** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости индивидуального предпринимателя не превышает 1 500 кв.м (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).

****** Ставка подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 16 % (п.4 ст.173 НК).

******* Цены приведены без округления.

 

Проанализируем отраженные в таблице результаты.

Общая сумма налогов, включенных в цену продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, составляет 4 336 руб. (800 + 436 + 700 + 2 400). Доля этих налогов в выручке - 5,78 % (100 % х 4 336 / 75 000), то есть несколько выше, чем ставка налога при УСН (5 %). Поэтому при таких исходных числовых данных переход индивидуального предпринимателя на упрощенную систему является для него выгодным.

Оценим преимущества и недостатки каждого из приведенных в таблице вариантов составления калькуляции при УСН.

Формирование отпускной цены при упрощенной системе по варианту 1 целесообразно в случае, если первостепенной задачей индивидуального предпринимателя является расширение рынка сбыта, поскольку при таком варианте обеспечивается снижение отпускной цены на реализуемую продукцию (с 75 000 до 74 383 руб.). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 21,70 %), сохраняется та же величина дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя, что и при общем порядке налогообложения (12 600 руб. с единицы продукции).

В случае применения варианта 2, когда неизменной сохраняется рентабельность выпускаемой продукции (актуально в случае установления государством в отношении данного вида продукции предельного уровня рентабельности), индивидуальный предприниматель получает максимально возможный доход: в сравнении с общим порядком налогообложения доход, остающийся в его распоряжении, возрастает на 15,21 % (100 % х 14 516 / 12 600 - 100 %). Отпускная цена при этом увеличивается на 1,87 % (100 % х 76 400 / 75 000 - 100 %).

Если же при переходе на УСН сохранить неизменной отпускную цену (см. вариант 3), то доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя, также увеличится, но в меньшей степени - на 4,65 % (100 % х 13 186 / 12 600 - 100 %). Такой вариант составления калькуляции оправдан в случае, когда сложившаяся на рынке цена на выпускаемую продукцию является устойчивой (в связи с большим количеством конкурентов или применяемым со стороны государства ценовым регулированием) и продать эту продукцию по более высокой цене весьма затруднительно.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы о целесообразности перехода на упрощенную систему касаются только рассмотренной ситуации. При иных значениях (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно иным выводам о достоинствах и недостатках того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода индивидуального предпринимателя на УСН.

 

Справочно

Для проведения самостоятельной оценки целесообразности перехода на упрощенную систему предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН».

 

09.04.2015

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»