Пособие от 22.07.2011
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций - плательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

О целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) можно судить, сравнив калькуляции, составленные при общем порядке налогообложения, с калькуляциями, составленными исходя из тех же числовых данных, но с учетом налогообложения, действующего в рамках упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим 3 варианта формирования отпускной цены, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организаций после уплаты налогов;

2) рентабельность;

3) тариф на выполняемые работы (оказываемые услуги).

Разберем условную ситуацию, когда у организации, оказывающей услуги, расходы на сырье и материалы составляют 10 % полной себестоимости, а расходы, связанные с оплатой труда работников, - 67 % полной себестоимости.

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения
и при упрощенной системе организацией - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющей работы, оказывающей услуги

 

При общем порядке налогообложения

При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина тарифа на выполняемую работу, оказываемую услугу (гр.6)

наименование показателя (алгоритм расчета)

сумма, руб.

наименование показателя (алгоритм расчета)

сумма, руб. (примечание 1)

вариант 1


вариант 2

вариант 3

1

2

3

4

5

6

1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)

6 000

1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)

6 000

6 000

6 000

2. Амортиза-ционные отчисления

5 060

2. Амортиза-ционные отчисления

5 060

5 060

5 060

3. Арендные платежи (без НДС)

3 900

3. Арендные платежи (без НДС)

3 900

3 900

3 900

4. Расходы на оплату труда

30 000

4. Расходы на оплату труда

30 000

30 000

30 000

5. Отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее - ФСЗН)

(стр.4 х 34 %)

10 200

5. Отчисления в ФСЗН

(стр.4 х 34 %)

10 200

10 200

10 200

6. Экологический налог

200

 

 

 

 

7. Земельный налог

680

 

 

 

 

8. Прочие расходы (без НДС)

3 960

8. Прочие расходы (без НДС)

3 960

3 960

3 960

9. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 8)

60 000

9. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 8)

59 120

59 120

59 120

10. Рентабель-ность

30 %

10. Рентабель-ность

(100 % х стр.11 /

/ стр.9)

21,99 %

30 % (стр.10 гр.2)

24,02 %

11. Прибыль

(стр.9 х стр.10),

в т.ч.:

18 000

11. Прибыль, в т.ч.:

13 000 (стр.14)

17 736

(стр.9 х

х стр.10)

14 200

(стр.15 -

- стр.9)

12. Налог на недвижимость

895

 

 

 

 

13. Налог на прибыль

((стр.11 - стр.12) х

х 24 %)

4 105

 

 

 

 

14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации

(стр.11 - стр.12 -

- стр.13)

13 000

14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.11)

13 000 (стр.14 гр.2)

17 736

14 200

15. Тариф без оборотных налогов

(стр.9 + стр.11)

78 000

15. Тариф без налога при УСН

(стр.9 + стр.11)

72 120

76 856

73 320

(стр.17 -

- стр.16)

 

 

16. Налог при УСН

(стр.15 х 6 % /

/ (100 % - 6 %))

4 603

4 906

4 680

(стр.17 х

х 6 %)

17. Тариф без НДС (стр.15)

78 000

17. Тариф без НДС

(стр.15 + стр.16)

76 723

81 762

78 000

(стр.19 -

- стр.18)

18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации

(стр.17 х 20 %), в т.ч.:

15 600

18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации

(стр.17 х 20 %), в т.ч.:

15 345

16 352

15 600

(стр.19 х

х 20 % /

/ 120 %)

18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобре-тении активов)

((6 000 + 3 900 +

+ 3 960) х 20 %)

2 772

18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобре-тении активов)

((6 000 + 3 900 +

+ 3 960) х 20 %)

2 772

2 772

2 772

18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет

(стр.18 - стр.18.1)

12 828

18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет

(стр.18 - стр.18.1)

12 573

13 580

12 828

19. Тариф с учетом НДС

(стр.17 + стр.18)

93 600

19. Тариф с учетом НДС

(стр.17 + стр.18)

(примечание 2)

92 068

98 114

93 600 (стр.19 гр.2)

20. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН и НДС

(сумма стр.6, 7, 12, 13, 18.2)

18 708

20. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащая уплате в бюджет

(стр.16 +

+ стр.18.2)

17 176

18 486

17 508

21. Доля налогов, просуммирован-ных в стр.20, в выручке

(100 % х стр.20 /

/ стр.19)

19,99 %

21. Доля налогов, просуммиро-ванных в стр.20, в выручке

(100 % х стр.20 /

/ стр.19)

18,66 %

18,84 %

18,71 %

 

Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

Примечание 2. Тарифы приведены без округления.

 

Выполним анализ сравниваемых калькуляций.

Прежде всего отметим, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 6-процентный налог при УСН и НДС, равна 18 708 руб. (200 + 680 + 895 + 4 105 + 12 828). Доля этих налогов в выручке составляет 19,99 % (100 % х 18 708 / 93 600).

Несмотря на то что исчисленная доля значительно выше ставки налога при УСН (6 %), делать вывод о том, что переход на упрощенную систему выгоден организации, рано, так как помимо налога при УСН организация в рамках упрощенной системы обязана уплачивать еще и НДС. Для выяснения, насколько выгоден переход на УСН в рассматриваемой ситуации, следует соотнести сумму налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на сумму налога при УСН и НДС, с суммой названных налога при УСН и НДС, уплачиваемых при упрощенной системе.

Поскольку в таблице представлены 3 варианта формирования тарифа в рамках УСН, проанализируем каждый из этих вариантов.

В случае применения варианта 1 мы имеем самый низкий тариф на оказываемые услуги (92 068 руб.). Использование этого варианта целесообразно, если важнейшая задача организации - не получение максимальной прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг. При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 30 % до 21,99 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (13 000 руб. с единицы услуги). Строки 20 и 21 приведенной выше таблицы свидетельствуют, что налоговое бремя при переходе на УСН по варианту 1 снижается, а значит переход на упрощенную систему для организации целесообразен.

Вариант 2 может быть востребован в случае, когда основным приоритетом для организации является получение максимально возможной прибыли. При таком варианте перехода на УСН прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 36,43 % (100 % х 17 736 / 13 000 - 100 %). Причем размер рентабельности сохраняется неизменным (30 %). Такой вариант формирования тарифа на оказываемые услуги наиболее предпочтителен и для организаций, которые обязаны соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, при оказании медицинских или социально значимых услуг), если, конечно, оказание услуг по более высокому тарифу возможно, так как из таблицы следует, что при использовании этого варианта тариф на оказываемые услуги увеличился на 4,82 % (с 93 600 руб. при общем порядке налогообложения до 98 114 руб. в рамках УСН), и этот тариф является максимальным из приведенных в таблице 3 вариантов формирования тарифа при упрощенной системе. Налоговая нагрузка при таком варианте перехода на УСН также несколько снижается.

В случае перехода на УСН по варианту 3, при котором неизменным остается тариф на оказываемую услугу, прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, возрастает на 9,23 % (100 % х 14 200 / 13 000 - 100 %). Рентабельность при этом снижается до 24,02 %. Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:

1) организация стремится в связи с переходом на УСН увеличить прибыль, остающуюся в ее распоряжении;

2) сложно реализовать услугу по более высокой цене (например, в связи с наличием конкуренции или ограничения, установленного законодательством).

Кроме того, отметим, что уровень налоговой нагрузки при использовании варианта 3 тоже ниже, чем при общем порядке налогообложения.

Итак, все 3 варианта формирования тарифа в рамках упрощенной системы с точки зрения налоговой выгоды являются в рассматриваемой ситуации приемлемыми, т.е. переход на УСН при таких исходных числовых данных целесообразен.

 

22.07.2011 г.

 

Сергей Шкирман, экономист