


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
О целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) можно судить, сравнив калькуляции, составленные при общем порядке налогообложения, с калькуляциями, составленными исходя из тех же числовых данных, но с учетом налогообложения, действующего в рамках упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим 3 варианта формирования отпускной цены, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организаций после уплаты налогов;
2) рентабельность;
3) тариф на выполняемые работы (оказываемые услуги).
Разберем условную ситуацию, когда у организации, оказывающей услуги, расходы на сырье и материалы составляют 10 % полной себестоимости, а расходы, связанные с оплатой труда работников, - 67 % полной себестоимости.
Таблица |
|||||
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения |
|||||
|
|||||
При общем порядке налогообложения |
При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина тарифа на выполняемую работу, оказываемую услугу (гр.6) |
||||
наименование показателя (алгоритм расчета) |
сумма, руб. |
наименование показателя (алгоритм расчета) |
сумма, руб. (примечание 1) |
||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 3 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
6 000 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
2. Амортиза-ционные отчисления |
5 060 |
2. Амортиза-ционные отчисления |
5 060 |
5 060 |
5 060 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
3 900 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
3 900 |
3 900 |
3 900 |
4. Расходы на оплату труда |
30 000 |
4. Расходы на оплату труда |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
5. Отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее - ФСЗН) (стр.4 х 34 %) |
10 200 |
5. Отчисления в ФСЗН (стр.4 х 34 %) |
10 200 |
10 200 |
10 200 |
6. Экологический налог |
200 |
|
|
|
|
7. Земельный налог |
680 |
|
|
|
|
8. Прочие расходы (без НДС) |
3 960 |
8. Прочие расходы (без НДС) |
3 960 |
3 960 |
3 960 |
9. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 8) |
60 000 |
9. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 8) |
59 120 |
59 120 |
59 120 |
10. Рентабель-ность |
30 % |
10. Рентабель-ность (100 % х стр.11 / / стр.9) |
21,99 % |
30 % (стр.10 гр.2) |
24,02 % |
11. Прибыль (стр.9 х стр.10), в т.ч.: |
18 000 |
11. Прибыль, в т.ч.: |
13 000 (стр.14) |
17 736 (стр.9 х х стр.10) |
14 200 (стр.15 - - стр.9) |
12. Налог на недвижимость |
895 |
|
|
|
|
13. Налог на прибыль ((стр.11 - стр.12) х х 24 %) |
4 105 |
|
|
|
|
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.11 - стр.12 - - стр.13) |
13 000 |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.11) |
13 000 (стр.14 гр.2) |
17 736 |
14 200 |
15. Тариф без оборотных налогов (стр.9 + стр.11) |
78 000 |
15. Тариф без налога при УСН (стр.9 + стр.11) |
72 120 |
76 856 |
73 320 (стр.17 - - стр.16) |
|
|
16. Налог при УСН (стр.15 х 6 % / / (100 % - 6 %)) |
4 603 |
4 906 |
4 680 (стр.17 х х 6 %) |
17. Тариф без НДС (стр.15) |
78 000 |
17. Тариф без НДС (стр.15 + стр.16) |
76 723 |
81 762 |
78 000 (стр.19 - - стр.18) |
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в т.ч.: |
15 600 |
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в т.ч.: |
15 345 |
16 352 |
15 600 (стр.19 х х 20 % / / 120 %) |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобре-тении активов) ((6 000 + 3 900 + + 3 960) х 20 %) |
2 772 |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобре-тении активов) ((6 000 + 3 900 + + 3 960) х 20 %) |
2 772 |
2 772 |
2 772 |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
12 828 |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
12 573 |
13 580 |
12 828 |
19. Тариф с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
93 600 |
19. Тариф с учетом НДС (стр.17 + стр.18) (примечание 2) |
92 068 |
98 114 |
93 600 (стр.19 гр.2) |
20. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН и НДС (сумма стр.6, 7, 12, 13, 18.2) |
18 708 |
20. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащая уплате в бюджет (стр.16 + + стр.18.2) |
17 176 |
18 486 |
17 508 |
21. Доля налогов, просуммирован-ных в стр.20, в выручке (100 % х стр.20 / / стр.19) |
19,99 % |
21. Доля налогов, просуммиро-ванных в стр.20, в выручке (100 % х стр.20 / / стр.19) |
18,66 % |
18,84 % |
18,71 % |
Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
Примечание 2. Тарифы приведены без округления.
Выполним анализ сравниваемых калькуляций.
Прежде всего отметим, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 6-процентный налог при УСН и НДС, равна 18 708 руб. (200 + 680 + 895 + 4 105 + 12 828). Доля этих налогов в выручке составляет 19,99 % (100 % х 18 708 / 93 600).
Несмотря на то что исчисленная доля значительно выше ставки налога при УСН (6 %), делать вывод о том, что переход на упрощенную систему выгоден организации, рано, так как помимо налога при УСН организация в рамках упрощенной системы обязана уплачивать еще и НДС. Для выяснения, насколько выгоден переход на УСН в рассматриваемой ситуации, следует соотнести сумму налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на сумму налога при УСН и НДС, с суммой названных налога при УСН и НДС, уплачиваемых при упрощенной системе.
Поскольку в таблице представлены 3 варианта формирования тарифа в рамках УСН, проанализируем каждый из этих вариантов.
В случае применения варианта 1 мы имеем самый низкий тариф на оказываемые услуги (92 068 руб.). Использование этого варианта целесообразно, если важнейшая задача организации - не получение максимальной прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг. При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 30 % до 21,99 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (13 000 руб. с единицы услуги). Строки 20 и 21 приведенной выше таблицы свидетельствуют, что налоговое бремя при переходе на УСН по варианту 1 снижается, а значит переход на упрощенную систему для организации целесообразен.
Вариант 2 может быть востребован в случае, когда основным приоритетом для организации является получение максимально возможной прибыли. При таком варианте перехода на УСН прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 36,43 % (100 % х 17 736 / 13 000 - 100 %). Причем размер рентабельности сохраняется неизменным (30 %). Такой вариант формирования тарифа на оказываемые услуги наиболее предпочтителен и для организаций, которые обязаны соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, при оказании медицинских или социально значимых услуг), если, конечно, оказание услуг по более высокому тарифу возможно, так как из таблицы следует, что при использовании этого варианта тариф на оказываемые услуги увеличился на 4,82 % (с 93 600 руб. при общем порядке налогообложения до 98 114 руб. в рамках УСН), и этот тариф является максимальным из приведенных в таблице 3 вариантов формирования тарифа при упрощенной системе. Налоговая нагрузка при таком варианте перехода на УСН также несколько снижается.
В случае перехода на УСН по варианту 3, при котором неизменным остается тариф на оказываемую услугу, прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, возрастает на 9,23 % (100 % х 14 200 / 13 000 - 100 %). Рентабельность при этом снижается до 24,02 %. Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:
1) организация стремится в связи с переходом на УСН увеличить прибыль, остающуюся в ее распоряжении;
2) сложно реализовать услугу по более высокой цене (например, в связи с наличием конкуренции или ограничения, установленного законодательством).
Кроме того, отметим, что уровень налоговой нагрузки при использовании варианта 3 тоже ниже, чем при общем порядке налогообложения.
Итак, все 3 варианта формирования тарифа в рамках упрощенной системы с точки зрения налоговой выгоды являются в рассматриваемой ситуации приемлемыми, т.е. переход на УСН при таких исходных числовых данных целесообразен.
22.07.2011 г.
Сергей Шкирман, экономист