Пособие от 12.08.2011
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Для оценки целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) названных организаций сравним калькуляции, составляемые ими в случае применения общего порядка налогообложения и в рамках упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим 3 варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организаций после уплаты налогов;

2) рентабельность;

3) тариф на оказываемые услуги.

Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы на сырье и материалы составляют около 10 % полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг), а расходы, связанные с оплатой труда, - около 50 % полной себестоимости.

   

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющей работы, оказывающей услуги

 

При общем порядке налогообложения
При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6)
наименование показателя (алгоритм расчета)
сумма, руб.
наименование показателя (алгоритм расчета)
сумма, руб. (примечание 1)
вариант 1
вариант 2

вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
6 000
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
6 000
6 000
6 000
Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям (далее - ТМЦ) - 1 200 руб.
    2. НДС по приобретенным ТМЦ
1 200
1 200
1 200
3. Амортизационные отчисления
5 060
3. Амортизационные отчисления
5 060
5 060
5 060
4. Арендные платежи (без НДС)
3 250
4. Арендные платежи (с учетом НДС)
3 900
3 900
3 900
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ТМЦ - 650 руб.
5. Расходы на оплату труда
30 000
5. Расходы на оплату труда
30 000
30 000
30 000
6. Отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее - ФСЗН)
(стр.5 х 34 %)
10 200
6. Отчисления в ФСЗН
(стр.5 х 34 %)
10 200
10 200
10 200
7. Экологический налог
200
 
8. Земельный налог
80
 
9. Прочие расходы (без НДС)
3 300
9. Прочие расходы (c учетом НДС)
3 960
3 960
3 960
НДС по приобретенным ТМЦ - 660 руб.
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9)
58 090
10. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 9)
60 320
60 320
60 320
11. Рентабельность
30 %
11. Рентабельность
(100 % х стр.12 /
/ стр.10)
21,05 %
30 %
(стр.11 гр.2)
38,21 %
12. Прибыль
(стр.10 х стр.11),
в т.ч.:
17 427
12. Прибыль,
в т.ч.:
12 700
(стр.15)
18 096
(стр.10 х
х стр.11)
23 050
(стр.16 -
- стр.10)
13. Налог на недвижимость
716
 
14. Налог на прибыль ((стр.12 - стр.13) х
х 24 %)
4 011
 
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(стр.12 - стр.13 -
- стр.14)
12 700
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12)
12 700
(стр.15 гр.2)
18 096
23 050
16. Тариф без оборотных налогов
(стр.10 + стр.12)
75 517
16. Тариф без налога при УСН  (стр.10 +
+ стр.12)
73 020
78 416
83 370
(стр.18 -
- стр.17)
    17. Налог при УСН
(стр.16 х 8 % /
/ (100 % - 8 %))
6 350
6 819
7 250
(стр.18 х
х 8 %)
18. Тариф без НДС
(стр.16)
75 517
18. Тариф с налогом при УСН (стр.16 +
+ стр.17) (примечание 2)
79 370
85 235
90 620
(стр.20 гр.2)
19. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации
(стр.18 х 20 %),
в т.ч.:
15 103
       
19.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов)
(1 200 + 650 + 660)
2 510
       
19.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет
(стр.19 - стр.19.1)
12 593
       
20. Тариф с учетом НДС (стр.18 +
+ стр.19)
90 620
       

   

Примечание 1. Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

Примечание 2. Тарифы приведены без округления.

   

Проанализируем приведенные в таблице данные.

Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 8-процентный налог при УСН, равна 17 600 руб. (200 + 80 + 716 + 4 011 + 12 593). Доля этих налогов в выручке составляет 19,42 % (100 % х 17 600 / 90 620), т.е. почти в 2,5 раза выше ставки налога при УСН (8 %). Поэтому для организаций, занимающихся выполнением работ, оказанием услуг, переход на упрощенную систему без уплаты НДС является в большинстве случаев весьма выгодным.

В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное снижение тарифа на оказываемую услугу (с 90 620 руб. до 79 370 руб.). При этом несмотря на существенное снижение рентабельности (с 30 % до 21,05 %) сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (12 700 руб. с единицы услуги).

Формирование тарифа по варианту 2 может быть востребовано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по медицинским или социально значимым услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 42,49 % (100 % х 18 096 / 12 700 - 100 %), несмотря на то, что тариф на услугу снижается (с 90 620 руб. до 85 235 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как при общем порядке налогообложения.

Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает на 81,50 % (100 % х 23 050 / 12 700 - 100 %). Рентабельность при этом также увеличивается (до 38,21 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:

1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;

2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.

В завершение обращаем внимание, что сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т.д. итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты.

     

12.08.2011 г.

 

Сергей Шкирман, экономист