


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
С 1 января 2013 г. вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс РБ (далее - НК) Законом РБ от 26.10.2012 № 431-З. В результате уменьшится ставка налога при упрощенной системе налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость, - с 7 до 5 % (абзац 2 части первой п.1 ст.289 НК).
Для оценки целесообразности перехода на упрощенную систему организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, сравним калькуляции, составляемые ими в случае применения общего порядка налогообложения и в рамках упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим 3 варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).
Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы на сырье и материалы составляют 10 % полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг), а расходы, связанные с оплатой труда, - 50 % полной себестоимости.
Таблица | |||||
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющей работы, оказывающей услуги | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) (сумма НДС - 18 430) |
92 150 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
92 150 |
92 150 |
92 150 |
- |
- |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям** |
18 430 |
18 430 |
18 430 |
3. Амортизационные отчисления |
46 075 |
3. Амортизационные отчисления |
46 075 |
46 075 |
46 075 |
4. Арендные платежи (без НДС) (сумма НДС - 7 372) |
36 860 |
4. Арендные платежи (с учетом НДС) |
44 232 |
44 232 |
44 232 |
5. Расходы на оплату труда |
460 750 |
5. Расходы на оплату труда |
460 750 |
460 750 |
460 750 |
6. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) (стр.5 х 34 %) |
156 655 |
6. Страховые взносы в ФСЗН (стр.5 х 34 %) |
156 655 |
156 655 |
156 655 |
7. Экологический налог |
27 645 |
- |
- |
- |
- |
8. Земельный налог, арендная плата за земельные участки |
27 645 |
8. Земельный налог***, арендная плата за земельные участки |
- |
- |
- |
9. Налог на недвижимость |
18 430 |
9. Налог на недвижимость**** |
- |
- |
- |
10. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - - 11 058) |
55 290 |
10. Прочие расходы (с учетом НДС) |
66 348 |
66 348 |
66 348 |
11. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 10) |
921 500 |
11. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 10) |
884 640 |
884 640 |
884 640 |
12. Рентабельность |
20 % |
12. Рентабельность (100 % х х стр.13 / стр.11) |
17,08 % |
20 % (стр.12 гр.2) |
42,50 % |
13. Прибыль (стр.11 х х стр.12), в т.ч.: |
184 300 |
13. Прибыль, в т.ч.: |
151 126 (стр.15) |
176 928 (стр.11 х х стр.12) |
375 972 (стр.16 - - стр.11) |
14. Налог на прибыль (стр.13 х 18 %) |
33 174 |
- |
- |
- |
- |
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13 - стр.14) |
151 126 |
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13) |
151 126 (стр.15 гр.2) |
176 928 |
375 972 |
16. Тариф без оборотных налогов (стр.11 + стр.13) |
1 105 800 |
16. Тариф без налога при УСН (стр.11 + стр.13) |
1 035 766 |
1 061 568 |
1 260 612 (стр.18 - - стр.17) |
- |
- |
17. Налог при УСН (стр.16 х 5 % / / (100 % - 5 %)) |
54 514 |
55 872 |
66 348 (стр.18 х х 5 %) |
18. Тариф без НДС (стр.16) |
1 105 800 |
18. Тариф с налогом при УСН (стр.16 + стр.17) |
1 090 280 |
1 117 440 |
1 326 960 (стр.20) |
19. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.18 х х 20 %), в т.ч.: |
221 160 |
- |
- |
- |
- |
19.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) (18 430 + 7 372 + 11 058) |
36 860 |
- |
- |
- |
- |
19.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.19 - - стр.19.1) |
184 300 |
- |
- |
- |
- |
20. Тариф с учетом НДС (стр.18 + стр.19) |
1 326 960 |
20. Тариф с налогом при УСН (стр.18) |
1 090 280 |
1 117 440 |
1 326 960 (стр.20 гр.2) |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** На основании п.7 ст.106 НК организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение их стоимости.
*** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков организации не превышает 0,5 га.
**** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 500 кв.м.
Проанализируем указанные в таблице данные.
Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, равна 291 194 руб. (27 645 + 27 645 + 18 430 + 33 174 + 184 300). Доля этих налогов в выручке составляет 21,94 % (100 % х 291 194 / 1 326 960), т.е. почти в 4,4 раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, занимающихся выполнением работ, оказанием услуг, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.
В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 17,84 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (с 1 326 960 до 1 090 280 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 17,08 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (151 126 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).
Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым и некоторым медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 17,07 % (100 % х 176 928 / 151 126 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (с 1 326 960 до 1 117 440 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.
Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,5 раза (со 151 126 до 375 972 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 42,50 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:
1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;
2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т.д. итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты. |
![]() |
Совет от «Бизнес-Инфо» Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН». |
30.11.2012 г.
Сергей Шкирман, экономист