Расчет от 30.11.2012
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

С 1 января 2013 г. вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс РБ (далее - НК) Законом РБ от 26.10.2012 № 431-З. В результате уменьшится ставка налога при упрощенной системе налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость, - с 7 до 5 % (абзац 2 части первой п.1 ст.289 НК).

Для оценки целесообразности перехода на упрощенную систему организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, сравним калькуляции, составляемые ими в случае применения общего порядка налогообложения и в рамках упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим 3 варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).

Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы на сырье и материалы составляют 10 % полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг), а расходы, связанные с оплатой труда, - 50 % полной себестоимости.

 

Таблица
 
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющей работы, оказывающей услуги
 
При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6)
показатель (алгоритм расчета) сумма, руб. показатель (алгоритм расчета) сумма, руб.*
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
(сумма НДС - 18 430)
92 150
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
92 150
92 150
92 150
-
-
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям**
18 430
18 430
18 430
3. Амортизационные отчисления
46 075
3. Амортизационные отчисления
46 075
46 075
46 075
4. Арендные платежи (без НДС)
(сумма НДС - 7 372)
36 860
4. Арендные платежи (с учетом НДС)
44 232
44 232
44 232
5. Расходы на оплату труда
460 750
5. Расходы на оплату труда
460 750
460 750
460 750
6. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) (стр.5 х 34 %)
156 655
6. Страховые взносы в ФСЗН (стр.5 х 34 %)
156 655
156 655
156 655
7. Экологический налог
27 645
-
-
-
-
8. Земельный налог, арендная плата за земельные участки
27 645
8. Земельный налог***, арендная плата за земельные участки
-
-
-
9. Налог на недвижимость
18 430
9. Налог на недвижимость****
-
-
-
10. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС -
- 11 058)
55 290
10. Прочие расходы (с учетом НДС)
66 348
66 348
66 348
11. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 10)
921 500
11. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 10)
884 640
884 640
884 640
12. Рентабельность
20 %
12. Рентабельность (100 % х
х стр.13 / стр.11)
17,08 %
20 % (стр.12 гр.2)
42,50 %
13. Прибыль (стр.11 х
х стр.12), в т.ч.:
184 300
13. Прибыль, в т.ч.:
151 126 (стр.15)
176 928 (стр.11 х
х стр.12)
375 972 (стр.16 -
- стр.11)
14. Налог на прибыль (стр.13 х 18 %)
33 174
-
-
-
-
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13 - стр.14)
151 126
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13)
151 126 (стр.15 гр.2)
176 928
375 972
16. Тариф без оборотных налогов (стр.11 + стр.13)
1 105 800
16. Тариф без налога при УСН (стр.11 + стр.13)
1 035 766
1 061 568
1 260 612 (стр.18 -
- стр.17)
-
-
17. Налог при УСН (стр.16 х 5 % /
/ (100 % - 5 %))
54 514
55 872
66 348 (стр.18 х
х 5 %)
18. Тариф без НДС (стр.16)
1 105 800
18. Тариф с налогом при УСН
(стр.16 + стр.17)
1 090 280
1 117 440
1 326 960 (стр.20)
19. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.18 х
х 20 %), в т.ч.:
221 160
-
-
-
-
19.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов)
(18 430 + 7 372 + 11 058)
36 860
-
-
-
-
19.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.19 -
- стр.19.1)
184 300
-
-
-
-
20. Тариф с учетом НДС
(стр.18 + стр.19)
1 326 960
20. Тариф с налогом при УСН (стр.18)
1 090 280
1 117 440
1 326 960 (стр.20 гр.2)

 

* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

** На основании п.7 ст.106 НК организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение их стоимости.

*** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков организации не превышает 0,5 га.

**** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 500 кв.м.

 

Проанализируем указанные в таблице данные.

Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, равна 291 194 руб. (27 645 + 27 645 + 18 430 + 33 174 + 184 300). Доля этих налогов в выручке составляет 21,94 % (100 % х 291 194 / 1 326 960), т.е. почти в 4,4 раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, занимающихся выполнением работ, оказанием услуг, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.

В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 17,84 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (с 1 326 960 до 1 090 280 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 17,08 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (151 126 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).

Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым и некоторым медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 17,07 % (100 % х 176 928 / 151 126 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (с 1 326 960 до 1 117 440 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.

Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,5 раза (со 151 126 до 375 972 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 42,50 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:

1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;

2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т.д. итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты.

 

Совет от «Бизнес-Инфо»

Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН».

 

30.11.2012 г.

 

Сергей Шкирман, экономист