


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ
С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З. В результате изменились некоторые аспекты применения упрощенной системы налогообложения (далее - упрощенная система, УСН). Например, с 1 января 2015 г. плательщиками земельного налога признаются все организации и индивидуальные предприниматели, в том числе и те, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га.
Чтобы оценить в новых условиях целесообразность перехода на упрощенную систему, а также то, насколько выгодным может оказаться такой переход, рекомендуем с использованием конкретных числовых данных организации выполнить сравнение:
• суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, которые организация перестанет платить при переходе на упрощенную систему, с суммой налогов, которые организация начнет платить в связи с таким переходом;
• иных важных показателей, таких как отпускная цена на производимую продукцию, величина рентабельности, сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации с каждой единицы продукции, до и после планируемого перехода на УСН.
Для сравнения удобно использовать плановые калькуляции, которые содержат упомянутые показатели.
Поскольку при переходе на упрощенную систему меняется состав налогов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством, то, разумеется, изменится и содержание калькуляции, так как в ней должны присутствовать лишь те налоги, плательщиком которых субъект предпринимательской деятельности является.
Ниже в таблице выполнено сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией промышленности, занимающейся производством продукции, у которой структура затрат такова, что доля расходов на сырье и материалы составляет в полной себестоимости выпускаемой продукции 50 %, а доля расходов, связанных с оплатой труда, - 33,5 %.
Варианты калькуляций, составляемых при упрощенной системе, рассмотрим для случаев, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией - плательщиком налога на добавленную стоимость, производящей продукцию | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб. | наименование показателя (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
3 686 000 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
3 686 000 |
3 686 000 |
3 686 000 |
2. Расходы на оплату труда |
1 843 000 |
2. Расходы на оплату труда |
1 843 000 |
1 843 000 |
1 843 000 |
3. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.2 х 34 %) |
626 620 |
3. Страховые взносы в ФСЗН (стр.2 х 34 %) |
626 620 |
626 620 |
626 620 |
4. Экологический налог |
92 150 |
4. Экологический налог** |
- |
- |
- |
5. Земельный налог |
55 096 |
5. Земельный налог |
55 096 |
55 096 |
55 096 |
6. Арендная плата за земельные участки |
18 624 |
6. Арендная плата за земельные участки*** |
- |
- |
- |
7. Налог на недвижимость |
129 010 |
7. Налог на недвижимость**** |
- |
- |
- |
8. Прочие расходы (без НДС) |
921 500 |
8. Прочие расходы (без НДС) |
921 500 |
921 500 |
921 500 |
9. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 8) |
7 372 000 |
9. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 8) |
7 132 216 |
7 132 216 |
7 132 216 |
10. Рентабельность |
25 % |
10. Рентабельность (100 % х х стр.11 / стр.9) |
21,19 % |
25 % (стр.10 гр.2) |
25,33 % |
11. Прибыль (стр.9 х стр.10), в том числе: |
1 843 000 |
11. Прибыль, в том числе: |
1 511 260 (стр.13) |
1 783 054 (стр.9 х х стр.10) |
1 806 334 (стр.14 - стр.9) |
12. Налог на прибыль (стр.11 х х 18 %) |
331 740 |
- |
- |
- |
- |
13. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.11 - стр.12) |
1 511 260 |
13. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.11) |
1 511 260 (стр.13 гр.2) |
1 783 054 |
1 806 334 |
14. Цена без оборотных налогов (стр.9 + стр.11) |
9 215 000 |
14. Цена без налога при УСН (стр.9 + стр.11) |
8 643 476 |
8 915 270 |
8 938 550 (стр.16 - стр.15) |
- |
- |
15. Налог при УСН (стр.14 х х 3 % / (100 % - 3 %)) |
267 324 |
275 730 |
276 450 (стр.16 х 3 %) |
16. Отпускная цена без НДС (стр.14) |
9 215 000 |
16. Отпускная цена без НДС (стр.14 + стр.15) |
8 910 800 |
9 191 000 |
9 215 000 (стр.18 - - стр.17) |
17. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.16 х 20 %), в том числе: |
1 843 000 |
17. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.16 х 20 %), в том числе: |
1 782 160 |
1 838 200 |
1 843 000 (стр.18 х х 20 % / 120 %) |
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((3 686 000 + 921 500) х х 20 %) |
921 500 |
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((3 686 000 + 921 500) х 20 %) |
921 500 |
921 500 |
921 500 |
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 - стр.17.1) |
921 500 |
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.17 - стр.17.1) |
860 660 |
916 700 |
921 500 |
18. Отпускная цена с учетом НДС (стр.16 + стр.17) |
11 058 000 |
18. Отпускная цена с учетом НДС (стр.16 + стр.17) |
10 692 960 |
11 029 200 |
11 058 000 (стр.18 гр.2) |
19. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются 3-процентный налог при УСН и НДС, подлежащий уплате в бюджет (сумма стр.4, 6, 7, 12, 17.2) |
1 493 024 |
19. Сумма 3-процентного налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.15 + стр.17.2) |
1 127 984 |
1 192 430 |
1 197 950 |
20. Доля налогов, просуммированных в стр.19, в выручке (100 % х стр.19 / стр.18) |
13,50 % |
20. Доля налогов, просуммированных в стр.19, в выручке (100 % х стр.19 / / стр.18) |
10,55 % |
10,81 % |
10,83 % |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** В рассматриваемой ситуации организация не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, и не обязана уплачивать за захоронение отходов производства на объектах их захоронения.
*** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков организации не превышает 0,5 га.
**** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 500 кв.м.
Проанализируем рассчитанные в таблице данные.
Итак, общая сумма налогов, включенных в цену выпускаемой продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 3-процентный налог при УСН и НДС, равна 1 493 024 руб. (92 150 + 18 624 + 129 010 + 331 740 + 921 500). Доля этих налогов в выручке составляет 13,50 % (100 % х 1 493 024 / 11 058 000).
Чтобы выяснить, будет ли выгоден такой организации переход на УСН, нужно соотнести сумму исчисленных налогов и их долю в выручке с уплачиваемой при переходе на упрощенную систему суммой налога при УСН и НДС и долей этих налогов в выручке.
В таблице представлены 3 варианта формирования отпускной цены в рамках УСН.
Вариант 1 целесообразно использовать в случае, если важнейшей задачей организации определено расширение рынка сбыта выпускаемой продукции. При таком варианте обеспечивается некоторое (на 3,3 %) снижение отпускной цены реализуемой продукции (с 11 058 000 руб. до 10 692 960 руб.). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 21,19 %), размер прибыли, остающейся в распоряжении организации, сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения (1 511 260 руб.). Строки 19 и 20 приведенной выше таблицы показывают, что налоговое бремя при переходе на УСН по варианту 1 заметно снижается (с 1 493 024 до 1 127 984 руб., или с 13,50 до 10,55 %), а значит, переход на УСН выгоден (особенно если учесть, что такой переход приведет к упрощению учета и сокращению отчетности).
Использование варианта 2 оправдано в том случае, когда организация обязана соблюдать установленные законодательством предельные уровни рентабельности (например, при выпуске и (или) реализации социально значимых товаров). При таком варианте перехода на УСН прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 17,98 % (100 % х 1 783 055 / 1 511 260 - 100 %), несмотря на некоторое (на 0,26 %) снижение отпускной цены (с 11 058 000 до 11 029 200 руб.). При этом размер рентабельности сохраняется неизменным (25 %). Налоговая нагрузка при таком варианте перехода на УСН (10,81 %) также заметно ниже налоговой нагрузки при общем порядке налогообложения (13,50 %), в связи с чем переход на УСН является для организации выгодным.
В случае если для перехода на УСН выбран вариант 3, при котором сохраняется неизменной отпускная цена реализуемой продукции, прибыль, остающаяся в распоряжении организации, достигает максимального значения (1 806 334 руб.), увеличившись по сравнению с общим порядком налогообложения на 19,53 % (100 % х 1 806 334 / 1 511 260 - 100 %). Рентабельность при этом немного увеличивается (с 25 до 25,33 %). Переход на такой вариант составления калькуляции в рамках УСН оправдан, если например, продать продукцию по более высокой цене проблематично (из-за существующей конкуренции, установленных законодательством ценовых ограничений, по другим причинам). Налоговая нагрузка в сравнении с общим порядком налогообложения также снижается (с 13,50 до 10,83 %).
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренной ситуации. При иных исходных данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно другим результатам и, следовательно, выводам о достоинствах того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода на УСН. |
![]() |
Справочно Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН». |
16.03.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»