


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ
С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З. В результате изменились некоторые аспекты применения упрощенной системы налогообложения (далее - упрощенная система, УСН).
В частности, плательщиками земельного налога с 1 января 2015 г. признаются в том числе организации и индивидуальные предприниматели, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га.
Кроме того, перечень налогов, сборов (пошлин), по которым в случае применения УСН сохраняется общий порядок их исчисления и уплаты, дополнен утилизационным сбором.
![]() |
Справочно Утилизационный сбор установлен Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64. Он уплачивается в отношении транспортных средств, виды и категории которых определены в приложении к названному Указу. |
Произошедшие изменения в налоговом законодательстве придали актуальность составлению расчетов, позволяющих оценить целесообразность применения упрощенной системы или общего порядка налогообложения (в первую очередь, с точки зрения налоговой выгоды).
Лучший способ принять взвешенное решение о целесообразности применения упрощенной системы - сравнить (с использованием реальных числовых данных организации за один или несколько отчетных периодов):
• суммы налогов, уплачиваемые при общем порядке налогообложения, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН, с суммой этого налога;
• размер отпускных цен на производимую продукцию, величину рентабельности, а также сумму прибыли, остающуюся в распоряжении организации, в рамках упрощенной системы и общего порядка налогообложения.
Сравнение удобнее всего выполнять путем сопоставления плановых калькуляций с названными показателями.
В приведенной ниже таблице сравниваются плановые калькуляции, составляемые при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе организацией промышленности, осуществляющей выпуск продукции, у которой структура затрат такова, что расходы на сырье и материалы составляют в полной себестоимости 50 %, расходы, связанные с оплатой труда, - 33,5 %.
В рамках УСН рассмотрены варианты калькуляций, когда в качестве неизменного показателя по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность выпускаемой продукции (вариант 2);
3) отпускная цена данной продукции (вариант 3).
Таблица | |||||
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, производящей продукцию | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) (сумма НДС - 737 200) |
3 686 000 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
3 686 000 |
3 686 000 |
3 686 000 |
2. - |
- |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям** |
737 200 |
737 200 |
737 200 |
3. Расходы на оплату труда |
1 843 000 |
3. Расходы на оплату труда |
1 843 000 |
1 843 000 |
1 843 000 |
4. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.3 х 34 %) |
626 620 |
4. Страховые взносы в ФСЗН (стр.3 х 34 %) |
626 620 |
626 620 |
626 620 |
5. Экологический налог |
92 150 |
5. Экологический налог*** |
- |
- |
- |
6. Земельный налог |
55 100 |
6. Земельный налог |
55 100 |
55 100 |
55 100 |
7. Арендная плата за земельные участки |
18 620 |
7. Арендная плата за земельные участки**** |
- |
- |
- |
8. Налог на недвижимость |
129 010 |
8. Налог на недвижимость***** |
- |
- |
- |
9. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - 184 300) |
921 500 |
9. Прочие расходы (с учетом НДС) |
1 105 800 |
1 105 800 |
1 105 800 |
10. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 9) |
7 372 000 |
10. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 9) |
8 053 720 |
8 053 720 |
8 053 720 |
11. Рентабельность |
25 % |
11. Рентабельность (100 % х стр.12 / стр.10) |
18,76 % |
25 % (стр.11 гр.2) |
30,44 % |
12. Прибыль (стр.10 х стр.11), в том числе: |
1 843 000 |
12. Прибыль, в том числе: |
1 511 260 (стр.14) |
2 013 430 (стр.10 х х стр.11) |
2 451 380 (стр.15 - - стр.10) |
13. Налог на прибыль (стр.12 х 18 %) |
331 740 |
- |
- |
- |
- |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12 - стр.13) |
1 511 260 |
14. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.12) |
1 511 260 (стр.14 гр.2) |
2 013 430 |
2 451 380 |
15. Цена без оборотных налогов (стр.10 + стр.12) |
9 215 000 |
15. Цена без налога при УСН (стр.10 + стр.12) |
9 564 980 |
10 067 150 |
10 505 100 (стр.17 - - стр.16) |
16. - |
- |
16. Налог при УСН (стр.15 х 5 % / (100 % - - 5 %)) |
503 420 |
529 850 |
552 900 (стр.17 х х 5 %) |
17. Отпускная цена без НДС (стр.15) |
9 215 000 |
17. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.15 + стр.16) |
10 068 400 |
10 597 000 |
11 058 000 (стр.19) |
18. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.17 х 20 %), в том числе: |
1 843 000 |
- |
- |
- |
- |
18.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) (737 200 + 184 300) |
921 500 |
- |
- |
- |
- |
18.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.18 - стр.18.1) |
921 500 |
- |
- |
- |
- |
19. Отпускная цена с учетом НДС (стр.17 + стр.18) |
11 058 000 |
19. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.17) |
10 068 400 |
10 597 000 |
11 058 000 (стр.19 гр.2) |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** На основании п.7 ст.106 НК организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости.
*** В рассматриваемой ситуации организация не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, и не обязана уплачивать за захоронение отходов производства на объектах их захоронения.
**** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков организации не превышает 0,5 га.
***** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 500 кв.м.
Проанализируем результаты, отраженные в таблице.
Сравнение показывает, что общая сумма налогов, включенных в цену продукции, уплата которых при переходе на упрощенную систему прекращается, равна 1 493 020 руб. (92 150 + 18 620 + 129 010 + 331 740 + 921 500). Доля этих налогов в выручке составляет 13,50 % (100 % х 1 493 020 / 11 058 000), то есть в 2,7 раза выше, чем ставка налога при УСН (5 %). Поэтому при таких исходных числовых данных переход организации на упрощенную систему является для нее весьма выгодным.
Формирование отпускной цены в рамках УСН по варианту 1 целесообразно в случае, если ближайшая задача организации - расширение рынка сбыта, так как при таком варианте обеспечивается снижение отпускной цены реализуемой продукции (с 11 058 000 до 10 068 400 руб., или на 8,95 %). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 18,76 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (1 511 260 руб.).
При использовании варианта 2 прибыль организации, остающаяся в распоряжении после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 33,23 % (100 % х 2 013 430 / 1 511 260 - 100 %). При этом величина рентабельности сохраняется неизменной. Этот вариант формирования цены может быть востребован в случае, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым товарам).
Если при переходе на УСН неизменной сохраняется отпускная цена (см. формирование отпускной цены по варианту 3), прибыль, остающаяся в распоряжении организации, имеет максимальное значение (2 451 380 руб.), возрастая на 62,21 % (100 % х 2 451 380 / 1 511 260 - 100 %). При этом рентабельность увеличивается до 30,44 %. Такой вариант составления калькуляции оправдан в случае, когда у организации на первом месте стоит задача извлечения максимальной прибыли.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренной ситуации. При иных исходных данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т.д.) сравнение может привести к совершенно другим выводам о достоинствах и недостатках того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода на УСН. |
![]() |
Справочно Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН». |
18.03.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»