Расчет от 03.04.2015
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З. В результате несколько изменился состав налогов, уплачиваемых организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН).

В частности, с 1 января 2015 г. плательщиками земельного налога признаются все организации, в том числе те, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га.

Кроме того, перечень налогов, сборов (пошлин), по которым в случае применения УСН сохраняется общий порядок их исчисления и уплаты, дополнен утилизационным сбором.

 

Справочно

Утилизационный сбор установлен Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64. Он уплачивается в отношении транспортных средств, виды и категории которых определены в приложении к названному Указу.

 

Оценим целесообразность перехода на упрощенную систему на примере организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги. Для этого сравним калькуляции, составляемые такими организациями в случае применения ими общего порядка налогообложения, и в случае применения упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).

Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы на сырье и материалы составляют 10 % полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг), а расходы, связанные с оплатой труда, - 67 % полной себестоимости.

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы
организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющей работы, оказывающей услуги

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6)
показатель (алгоритм расчета) сумма, руб. показатель (алгоритм расчета) сумма, руб.*
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) (сумма НДС - 18 430)
92 150
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
92 150
92 150
92 150
-
-
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям**
18 430
18 430
18 430
3. Амортизационные отчисления
46 075
3. Амортизационные отчисления
46 075
46 075
46 075
4. Арендные платежи (без НДС) (сумма НДС - 7 372)
36 860
4. Арендные платежи (с учетом НДС)
44 232
44 232
44 232
5. Расходы на оплату труда
460 750
5. Расходы на оплату труда
460 750
460 750
460 750
6. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.5 х 34 %)
156 655
6. Страховые взносы в ФСЗН (стр.5 х 34 %)
156 655
156 655
156 655
7. Экологический налог
27 645
7. Экологический налог***
-
-
-
8. Земельный налог
17 860
8. Земельный налог
17 860
17 860
17 860
9. Арендная плата за земельные участки
9 785
9. Арендная плата за земельные участки****
-
-
-
10. Налог на недвижимость
18 430
10. Налог на недвижимость*****
-
-
-
11. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - 11 058)
55 290
11. Прочие расходы (с учетом НДС)
66 348
66 348
66 348
12. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 11)
921 500
12. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 11)
902 500
902 500
902 500
13. Рентабельность
20 %
13. Рентабельность
(100 % х стр.14 / стр.12)
16,75 %
20 %
(стр.13 гр.2)
39,68 %
14. Прибыль (стр.12 х стр.13), в том числе:
184 300
14. Прибыль, в том числе:
151 126
(стр.16)
180 500 (стр.12 х стр.13)
358 112
(стр.17 - стр.12)
15. Налог на прибыль (стр.14 х 18 %)
33 174
-
-
-
-
16. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(стр.14 - стр.15)
151 126
16. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.14)
151 126
(стр.16 гр.2)
180 500
358 112
17. Тариф без оборотных налогов (стр.12 + стр.14)
1 105 800
17. Тариф без налога при УСН (стр.12 + стр.14)
1 053 626
1 083 000
1 260 612 (стр.19 - стр.18)
-
-
18. Налог при УСН (стр.17 х 5 % /
/ (100 % - 5 %))
55 454
57 000
66 348 (стр.19 х 5 %)
19. Тариф без НДС (стр.17)
1 105 800
19. Тариф с налогом при УСН (стр.17 + стр.18)
1 109 080
1 140 000
1 326 960 (стр.21)
20. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.19 х 20 %), в том числе:
221 160
-
-
-
-
20.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) (18 430 + 7 372 + 11 058)
36 860
-
-
-
-
20.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.20 - стр.20.1)
184 300
-
-
-
-
21. Тариф с учетом НДС (стр.19 +
+ стр.20)
1 326 960
21. Тариф с налогом при УСН (стр.19)
1 109 080
1 140 000
1 326 960 (стр.21 гр.2)

 

* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

** Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п.7 ст.106 НК).

*** В рассматриваемой ситуации организация не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, и не обязана уплачивать за захоронение отходов производства на объектах их захоронения.

**** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков организации не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).

***** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 500 кв.м (подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу.

С 1 января 2016 г. подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З изложен в новой редакции.

 

Проанализируем указанные в таблице данные.

Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, равна 273 334 руб. (27 645 + 9 785 + 18 430 + 33 174 + 184 300). Доля этих налогов в выручке составляет 20,60 % (100 % х 273 334 / 1 326 960), то есть более чем в 4 раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, занимающихся выполнением работ, оказанием услуг, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.

В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 16,42 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (с 1 326 960 до 1 109 080 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 16,75 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (151 126 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).

Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым и (в определенных случаях (примечание) платным медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 19,44 % (100 % х 180 500 / 151 126 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (с 1 326 960 до 1 140 000 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.

Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,4 раза (со 151 126 до 358 112 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 39,68 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:

1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;

2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты.

 

Справочно

Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН».

 

Примечание. О случаях применения в отношении платных медицинских услуг предельного норматива рентабельности в размере 30 % см. подп.1.1 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги».

 

03.04.2015

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»