


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З. В результате несколько изменился состав налогов, уплачиваемых организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН).
В частности, с 1 января 2015 г. плательщиками земельного налога признаются все организации, в том числе те, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га.
Кроме того, перечень налогов, сборов (пошлин), по которым в случае применения УСН сохраняется общий порядок их исчисления и уплаты, дополнен утилизационным сбором.
![]() |
Справочно Утилизационный сбор установлен Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64. Он уплачивается в отношении транспортных средств, виды и категории которых определены в приложении к названному Указу. |
Оценим целесообразность перехода на упрощенную систему на примере организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги. Для этого сравним калькуляции, составляемые такими организациями в случае применения ими общего порядка налогообложения, и в случае применения упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).
Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы на сырье и материалы составляют 10 % полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг), а расходы, связанные с оплатой труда, - 67 % полной себестоимости.
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) (сумма НДС - 18 430) |
92 150 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
92 150 |
92 150 |
92 150 |
- |
- |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям** |
18 430 |
18 430 |
18 430 |
3. Амортизационные отчисления |
46 075 |
3. Амортизационные отчисления |
46 075 |
46 075 |
46 075 |
4. Арендные платежи (без НДС) (сумма НДС - 7 372) |
36 860 |
4. Арендные платежи (с учетом НДС) |
44 232 |
44 232 |
44 232 |
5. Расходы на оплату труда |
460 750 |
5. Расходы на оплату труда |
460 750 |
460 750 |
460 750 |
6. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.5 х 34 %) |
156 655 |
6. Страховые взносы в ФСЗН (стр.5 х 34 %) |
156 655 |
156 655 |
156 655 |
7. Экологический налог |
27 645 |
7. Экологический налог*** |
- |
- |
- |
8. Земельный налог |
17 860 |
8. Земельный налог |
17 860 |
17 860 |
17 860 |
9. Арендная плата за земельные участки |
9 785 |
9. Арендная плата за земельные участки**** |
- |
- |
- |
10. Налог на недвижимость |
18 430 |
10. Налог на недвижимость***** |
- |
- |
- |
11. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - 11 058) |
55 290 |
11. Прочие расходы (с учетом НДС) |
66 348 |
66 348 |
66 348 |
12. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 11) |
921 500 |
12. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 11) |
902 500 |
902 500 |
902 500 |
13. Рентабельность |
20 % |
13. Рентабельность (100 % х стр.14 / стр.12) |
16,75 % |
20 % (стр.13 гр.2) |
39,68 % |
14. Прибыль (стр.12 х стр.13), в том числе: |
184 300 |
14. Прибыль, в том числе: |
151 126 (стр.16) |
180 500 (стр.12 х стр.13) |
358 112 (стр.17 - стр.12) |
15. Налог на прибыль (стр.14 х 18 %) |
33 174 |
- |
- |
- |
- |
16. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.14 - стр.15) |
151 126 |
16. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.14) |
151 126 (стр.16 гр.2) |
180 500 |
358 112 |
17. Тариф без оборотных налогов (стр.12 + стр.14) |
1 105 800 |
17. Тариф без налога при УСН (стр.12 + стр.14) |
1 053 626 |
1 083 000 |
1 260 612 (стр.19 - стр.18) |
- |
- |
18. Налог при УСН (стр.17 х 5 % / / (100 % - 5 %)) |
55 454 |
57 000 |
66 348 (стр.19 х 5 %) |
19. Тариф без НДС (стр.17) |
1 105 800 |
19. Тариф с налогом при УСН (стр.17 + стр.18) |
1 109 080 |
1 140 000 |
1 326 960 (стр.21) |
20. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.19 х 20 %), в том числе: |
221 160 |
- |
- |
- |
- |
20.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) (18 430 + 7 372 + 11 058) |
36 860 |
- |
- |
- |
- |
20.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.20 - стр.20.1) |
184 300 |
- |
- |
- |
- |
21. Тариф с учетом НДС (стр.19 + + стр.20) |
1 326 960 |
21. Тариф с налогом при УСН (стр.19) |
1 109 080 |
1 140 000 |
1 326 960 (стр.21 гр.2) |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п.7 ст.106 НК).
*** В рассматриваемой ситуации организация не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, и не обязана уплачивать за захоронение отходов производства на объектах их захоронения.
**** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков организации не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).
***** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 500 кв.м (подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу. С 1 января 2016 г. подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З изложен в новой редакции. |
Проанализируем указанные в таблице данные.
Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 5-процентный налог при УСН, равна 273 334 руб. (27 645 + 9 785 + 18 430 + 33 174 + 184 300). Доля этих налогов в выручке составляет 20,60 % (100 % х 273 334 / 1 326 960), то есть более чем в 4 раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, занимающихся выполнением работ, оказанием услуг, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.
В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 16,42 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (с 1 326 960 до 1 109 080 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 16,75 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (151 126 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).
Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым и (в определенных случаях (примечание) платным медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 19,44 % (100 % х 180 500 / 151 126 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (с 1 326 960 до 1 140 000 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.
Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,4 раза (со 151 126 до 358 112 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 39,68 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:
1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;
2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты. |
![]() |
Справочно Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН». |
Примечание. О случаях применения в отношении платных медицинских услуг предельного норматива рентабельности в размере 30 % см. подп.1.1 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги».
03.04.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»