


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
С 1 января 2015 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З. В результате несколько изменился состав налогов, уплачиваемых организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН).
В частности, с 1 января 2015 г. плательщиками земельного налога признаются все организации, в том числе те, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га.
О целесообразности перехода на упрощенную систему можно судить, сравнив калькуляции, составленные при общем порядке налогообложения, с калькуляциями, составленными с теми же числовыми данными, но с учетом налогообложения, действующего при упрощенной системе.
Воспользуемся числовыми данными организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), у которой расходы на сырье и материалы составляют 10 % полной себестоимости, а расходы, связанные с оплатой труда работников, - 67 % полной себестоимости (см. приведенную ниже таблицу).
В рамках УСН рассмотрим три варианта формирования отпускной цены, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) величина тарифа на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе организацией - плательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющей работы, оказывающей услуги | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина тарифа на выполняемую работу, оказываемую услугу (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб.* | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
92 150 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
92 150 |
92 150 |
92 150 |
2. Амортизационные отчисления |
46 075 |
2. Амортизационные отчисления |
46 075 |
46 075 |
46 075 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
36 860 |
3. Арендные платежи (без НДС) |
36 860 |
36 860 |
36 860 |
4. Расходы на оплату труда |
460 750 |
4. Расходы на оплату труда |
460 750 |
460 750 |
460 750 |
5. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.4 х 34 %) |
156 655 |
5. Страховые взносы в ФСЗН (стр.4 х 34 %) |
156 655 |
156 655 |
156 655 |
6. Экологический налог |
27 645 |
6. Экологический налог** |
- |
- |
- |
7. Земельный налог |
25 220 |
7. Земельный налог |
25 220 |
25 220 |
25 220 |
8. Арендная плата за земельные участки |
2 425 |
8. Арендная плата за земельные участки*** |
- |
- |
- |
9. Налог на недвижимость |
18 430 |
9. Налог на недвижимость**** |
- |
- |
- |
10. Прочие расходы (без НДС) |
55 290 |
10. Прочие расходы (без НДС) |
55 290 |
55 290 |
55 290 |
11. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 10) |
921 500 |
11. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 10) |
873 000 |
873 000 |
873 000 |
12. Рентабельность |
20,00 % |
12. Рентабельность (100 % х стр.13 / стр.11) |
17,31 % |
20,00 % (стр.12 гр.2) |
22,87 % |
13. Прибыль (стр.11 х х стр.12), в том числе: |
184 300 |
13. Прибыль, в том числе: |
151 126 (стр.15) |
174 600 (стр.11 х х стр.12) |
199 626 (стр.16 - - стр.11) |
14. Налог на прибыль (стр.13 х 18 %) |
33 174 |
- |
- |
- |
- |
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13 - - стр.14) |
151 126 |
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13) |
151 126 (стр.15 гр.2) |
174 600 |
199 626 |
16. Тариф без оборотных налогов (стр.11 + стр.13) |
1 105 800 |
16. Тариф без налога при УСН (стр.11 + стр.13) |
1 024 126 |
1 047 600 |
1 072 626 (стр.18 - - стр.17) |
- |
- |
17. Налог при УСН (стр.16 х 3 % / (100 % - - 3 %)) |
31 674 |
32 400 |
33 174 (стр.18 х х 3 %) |
18. Тариф без НДС (стр.16) |
1 105 800 |
18. Тариф без НДС (стр.16 + стр.17) |
1 055 800 |
1 080 000 |
1 105 800 (стр.20 - - стр.19) |
19. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.18 х х 20 %), в том числе: |
221 160 |
19. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.18 х х 20 %), в том числе: |
211 160 |
216 000 |
221 160 (стр.20 х х 20 % / / 120 %) |
19.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((92 150 + + 36 860 + 55 290) х 20 %) |
36 860 |
19.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((92 150 + + 36 860 + 55 290) х 20 %) |
36 860 |
36 860 |
36 860 |
19.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.19 - - стр.19.1) |
184 300 |
19.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.19 - - стр.19.1) |
174 300 |
179 140 |
184 300 |
20. Тариф с учетом НДС (стр.18 + стр.19) |
1 326 960 |
20. Тариф с учетом НДС (стр.18 + стр.19) |
1 266 960 |
1 296 000 |
1 326 960 (стр.20 гр.2) |
21. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН и НДС (сумма стр.6, 8, 9, 14, 19.2) |
265 974 |
21. Сумма налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.17 + стр.19.2) |
205 974 |
211 540 |
217 474 |
22. Доля налогов, просуммированных в стр.21, в выручке (100 % х стр.21 / стр.20) |
20,04 % |
22. Доля налогов, просуммированных в стр.21, в выручке (100 % х стр.21 / стр.20) |
16,26 % |
16,32 % |
16,39 % |
* Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
** В рассматриваемой ситуации организация не ввозит на территорию Республики Беларусь озоноразрушающие вещества, в том числе содержащиеся в продукции, поэтому она не обязана уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства на объектах их захоронения.
*** В рассматриваемой ситуации общая площадь земельных участков организации не превышает 0,5 га (подп.1.72 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности»).
**** В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 500 кв.м (подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 538 утратил силу. С 1 января 2016 г. подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З изложен в новой редакции. |
Выполним сравнение калькуляций.
Прежде всего отметим, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на 3-процентный налог при УСН и НДС, равна 265 974 руб. (27 645 + 2 425 + 18 430 + 33 174 + 184 300). Доля этих налогов в выручке составляет 20,04 % (100 % х 265 974 / 1 326 960).
Для выяснения вопроса, насколько выгоден переход на УСН в рассматриваемой ситуации, следует соотнести исчисленную сумму налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, с суммой налога при УСН и налога на добавленную стоимость, уплачиваемых при упрощенной системе.
Проанализируем каждый из трех представленных в таблице вариантов формирования тарифа в рамках УСН.
В случае применения варианта 1 получаем самый низкий тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (1 266 960 руб.). Использование этого варианта целесообразно, если важнейшая задача организации - не получение максимальной прибыли, а расширение рынка сбыта выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 17,31 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (151 126 руб. с единицы работы, услуги). Строки 21 и 22 таблицы свидетельствуют, что налоговое бремя при переходе на УСН по варианту 1 заметно снижается, а значит, переход на упрощенную систему для организации целесообразен, особенно если принять во внимание сопутствующее упрощение учета и сокращение отчетности.
Вариант 2 может быть востребован в случае, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, при оказании медицинских или социально значимых услуг). При таком варианте перехода на УСН тариф на выполняемую работу, оказываемую услугу снижается на 2,33 % (с 1 326 960 до 1 296 000 руб.), но при этом прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 15,53 % (100 % х 174 600 / 151 126 - 100 %). Размер рентабельности сохраняется неизменным (20 %). Налоговая нагрузка при таком варианте перехода на УСН также несколько снижается (см. строки 21 и 22 таблицы).
В случае перехода на УСН по варианту 3, при котором неизменным остается тариф на выполняемую работу, оказываемую услугу, организация получает максимальную прибыль, остающуюся в ее распоряжении после уплаты налогов. Ее размер возрастает на 32,09 % (100 % х 199 626 / 151 126 - 100 %). Рентабельность при этом увеличивается до 22,87 %.
Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:
1) организация стремится в связи с переходом на УСН увеличить прибыль, остающуюся в ее распоряжении;
2) сложно реализовать работу, услугу по более высокой цене (например, в связи с наличием конкуренции или установленных законодательством ценовых ограничений).
Уровень налоговой нагрузки при использовании варианта 3 также ниже, чем при общем порядке налогообложения.
Итак, в рассматриваемой ситуации все три варианта формирования тарифа в рамках упрощенной системы выгодны с точки зрения уплаты налогов, то есть переход на УСН при таких исходных числовых данных целесообразен.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее результаты сравнения калькуляций могут быть совершенно другими. |
![]() |
Справочно Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН». |
09.04.2015
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»