Расчет от 17.05.2016
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, производящих продукцию


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ

Лучший способ принять взвешенное решение о целесообразности применения упрощенной системы налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) - сравнить (с использованием реальных числовых данных организации за один или несколько отчетных периодов):

• суммы налогов, уплачиваемые при общем порядке налогообложения, вместо которых при упрощенной системе уплачивается налог при УСН, с суммой этого налога;

• размер отпускных цен на производимую продукцию, величину рентабельности, а также сумму прибыли, остающуюся в распоряжении организации, в рамках упрощенной системы и общего порядка налогообложения.

Сравнение удобнее всего выполнять путем сопоставления плановых калькуляций с названными показателями.

В приведенной ниже таблице выполнено сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе организацией промышленности, осуществляющей выпуск продукции, у которой структура затрат такова, что расходы на сырье и материалы составляют в полной себестоимости 50 %, расходы, связанные с оплатой труда, - 33,5 %.

В рамках УСН рассмотрены варианты калькуляций, когда в качестве неизменного показателя по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);

2) рентабельность выпускаемой продукции (вариант 2);

3) отпускная цена данной продукции (вариант 3).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, производящей продукцию

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6)
показатель
(алгоритм расчета)
сумма, руб. показатель
(алгоритм расчета)
сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
(сумма НДС - 737 200)
3 686 000
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС)
3 686 000
3 686 000
3 686 000
2. -
-
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям2
737 200
737 200
737 200
3. Расходы на оплату труда
1 843 000
3. Расходы на оплату труда
1 843 000
1 843 000
1 843 000
4. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН)
(стр.3 х 34 %)
626 620
4. Страховые взносы в ФСЗН
(стр.3 х 34 %)
626 620
626 620
626 620
5. Экологический налог3
-
5. Экологический налог3
-
-
-
6. Земельный налог
73 720
6. Земельный налог
73 720
73 720
73 720
7. Налог на недвижимость
221 160
7. Налог на недвижимость4
-
-
-
8. Прочие расходы (без НДС)
(сумма НДС - 184 300)
921 500
8. Прочие расходы (с учетом НДС)
1 105 800
1 105 800
1 105 800
9. Полная себестоимость единицы продукции
(сумма строк с 1 по 8)
7 372 000
9. Полная себестоимость единицы продукции
(сумма строк с 1 по 8)
8 072 340
8 072 340
8 072 340
10. Рентабельность
25 %
10. Рентабельность
(100 % х стр.11 / стр.9)
18,72 %
25 %
(стр.10 гр.2)
30,14 %
11. Прибыль
(стр.9 х стр.10),
в том числе:
1 843 000
11. Прибыль, в том числе:
1 511 260 (стр.13)
2 018 085
(стр.9 х стр.10)
2 432 760
(стр.14 - стр.9)
12. Налог на прибыль
(стр.11 х 18 %)
331 740
12. -
-
-
-
13. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(стр.11 - стр.12)
1 511 260
13. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.11)
1 511 260
(стр.13 гр.2)
2 018 085
2 432 760
14. Цена без оборотных налогов
(стр.9 + стр.11)
9 215 000
14. Цена без налога при УСН
(стр.9 + стр.11)
9 583 600
10 090 425
10 505 100 (стр.16 - стр.15)
15. -
-
15. Налог при УСН
(стр.14 х 5 % / (100 % -
- 5 %))
504 400
531 075
552 900
(стр.16 х 5 %)
16. Отпускная цена без НДС (стр.14)
9 215 000
16. Отпускная цена с налогом при УСН
(стр.14 + стр.15)
10 088 000
10 621 500
11 058 000 (стр.18)
17. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации
(стр.16 х 20 %),
в том числе:
1 843 000
17. -
-
-
-
17.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов)
(737 200 + 184 300)
921 500
17.1. -
-
-
-
17.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет
(стр.17 - стр.17.1)
921 500
17.2. -
-
-
-
18. Отпускная цена с учетом НДС
(стр.16 + стр.17)
11 058 000
18. Отпускная цена с налогом при УСН (стр.16)
10 088 000
10 621 500
11 058 000
(стр.18 гр.2)

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п.7 ст.106 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

3 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).

4 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).

 

Проанализируем данные, отраженные в таблице.

Сравнение показывает, что общая сумма налогов, включенных в цену продукции, уплата которых при переходе на упрощенную систему прекращается, равна 1 474 400 руб. (221 160 + 331 740 + 921 500). Доля этих налогов в выручке составляет 13,33 % (100 % х 1 474 400 / 11 058 000), то есть в 2,67 раза выше, чем ставка налога при УСН (5 %). Поэтому при таких исходных числовых данных переход организации на упрощенную систему является для нее весьма выгодным.

Формирование отпускной цены в рамках УСН по варианту 1 целесообразно в случае, если ближайшая задача организации - расширение рынка сбыта, так как при таком варианте обеспечивается снижение отпускной цены реализуемой продукции (с 11 058 000 до 10 088 000 руб., или на 8,77 %). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 18,72 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (1 511 260 руб.).

При использовании варианта 2 прибыль организации, остающаяся в распоряжении после уплаты налогов, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 33,54 % (100 % х 2 018 085 / 1 511 260 - 100 %). При этом величина рентабельности сохраняется неизменной. Этот вариант формирования цены может быть востребован в случае, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым товарам).

Если при переходе на УСН неизменной сохраняется отпускная цена (см. формирование отпускной цены по варианту 3), прибыль, остающаяся в распоряжении организации, имеет максимальное значение (2 432 760 руб.), возрастая на 60,98 % (100 % х 2 432 760 / 1 511 260 - 100 %). При этом рентабельность увеличивается до 30,14 %. Такой вариант составления калькуляции оправдан в случае, когда у организации на первом месте стоит задача извлечения максимальной прибыли.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы относятся только к рассмотренной ситуации. При иных исходных данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т. д.) сравнение может привести к совершенно другим выводам о достоинствах и недостатках того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода на УСН.

 

Справочно

Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН (для организаций)».

 

17.05.2016

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»