


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
Для оценки целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, сравним калькуляции, составляемые такими организациями в случае применения ими общего порядка налогообложения и в случае применения упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).
Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы, связанные с оплатой труда, составляют 2/3 (67 %), а расходы на сырье и материалы - 1/10 (10 %) полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющей работы, оказывающей услуги | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) |
сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) |
сумма, руб.1 | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) (сумма НДС - 18 430) |
92 150 |
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) |
92 150 |
92 150 |
92 150 |
2. - |
- |
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям2 |
18 430 |
18 430 |
18 430 |
3. Амортизационные отчисления |
46 075 |
3. Амортизационные отчисления |
46 075 |
46 075 |
46 075 |
4. Арендные платежи (без НДС) (сумма НДС - 7 372) |
36 860 |
4. Арендные платежи (с учетом НДС) |
44 232 |
44 232 |
44 232 |
5. Расходы на оплату труда |
460 750 |
5. Расходы на оплату труда |
460 750 |
460 750 |
460 750 |
6. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.5 х 34 %) |
156 655 |
6. Страховые взносы в ФСЗН (стр.5 х 34 %) |
156 655 |
156 655 |
156 655 |
7. Экологический налог3 |
- |
7. Экологический налог3 |
- |
- |
- |
8. Земельный налог |
27 645 |
8. Земельный налог |
27 645 |
27 645 |
27 645 |
9. Налог на недвижимость |
46 075 |
9. Налог на недвижимость4 |
- |
- |
- |
10. Прочие расходы (без НДС) (сумма НДС - 11 058) |
55 290 |
10. Прочие расходы (с учетом НДС) |
66 348 |
66 348 |
66 348 |
11. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 10) |
921 500 |
11. Полная себестоимость услуги (сумма строк с 1 по 10) |
912 285 |
912 285 |
912 285 |
12. Рентабельность |
20 % |
12. Рентабельность (100 % х стр.13 / стр.11) |
16,57 % |
20 % (стр.12 гр.2) |
38,18 % |
13. Прибыль (стр.11 х стр.12), в том числе: |
184 300 |
13. Прибыль, в том числе: |
151 126 (стр.15) |
182 457 (стр.11 х стр.12) |
348 327 (стр.16 - стр.11) |
14. Налог на прибыль (стр.13 х 18 %) |
33 174 |
15. - |
- |
- |
- |
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13 - стр.14) |
151 126 |
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13) |
151 126 (стр.15 гр.2) |
182 457 |
348 327 |
16. Тариф без оборотных налогов (стр.11 + стр.13) |
1 105 800 |
16. Тариф без налога при УСН (стр.11 + стр.13) |
1 063 411 |
1 094 742 |
1 260 612 (стр.18 - стр.17) |
17. - |
- |
17. Налог при УСН (стр.16 х 5 % / (100 % - - 5 %)) |
55 969 |
57 618 |
66 348 (стр.18 х 5 %) |
18. Тариф без НДС (стр.16) |
1 105 800 |
18. Тариф с налогом при УСН (стр.16 + стр.17) |
1 119 380 |
1 152 360 |
1 326 960 (стр.20) |
19. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.18 х 20 %), в том числе: |
221 160 |
19. - |
- |
- |
- |
19.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) (18 430 + 7 372 + 11 058) |
36 860 |
19.1. - |
- |
- |
- |
19.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.19 - стр.19.1) |
184 300 |
19.2. - |
- |
- |
- |
20. Тариф с учетом НДС (стр.18 + стр.19) |
1 326 960 |
20. Тариф с налогом при УСН (стр.18) |
1 119 380 |
1 152 360 |
1 326 960 (стр.20 гр.2) |
1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
2 Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п.7 ст.106 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
3 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).
4 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).
Проанализируем указанные в таблице данные.
Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на пятипроцентный налог при УСН, равна 263 549 руб. (46 075 + 33 174 + 184 300). Доля этих налогов в выручке составляет 19,86 % (100 % х 263 549 / 1 326 960), то есть почти в четыре раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, занимающихся выполнением работ, оказанием услуг, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.
В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 15,64 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (с 1 326 960 до 1 119 380 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 16,57 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (151 126 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).
Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым услугам, а также некоторым (примечание) платным медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 20,73 % (100 % х 182 457 / 151 126 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (с 1 326 960 до 1 152 360 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.
Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,3 раза (со 151 126 до 348 327 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 38,18 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:
1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;
2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты. |
![]() |
Справочно Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН (для организаций)». |
Примечание. О случаях применения в отношении платных медицинских услуг предельного норматива рентабельности в размере 30 % см. подп.1.1 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги».
17.05.2016
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»