Расчет от 17.05.2016
Автор: Шкирман С.

Оценка целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения для организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги


 

Материал помещен в архив

 

ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

Для оценки целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) организаций - неплательщиков налога на добавленную стоимость, выполняющих работы, оказывающих услуги, сравним калькуляции, составляемые такими организациями в случае применения ими общего порядка налогообложения и в случае применения упрощенной системы. При этом в рамках УСН рассмотрим три варианта, когда неизменными по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняются:

1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);

2) рентабельность (вариант 2);

3) тариф на оказываемые услуги (вариант 3).

Воспользуемся числовыми данными организации, у которой расходы, связанные с оплатой труда, составляют 2/3 (67 %), а расходы на сырье и материалы - 1/10 (10 %) полной себестоимости выполняемых работ (оказываемых услуг).

Таблица

Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющей работы, оказывающей услуги

При общем порядке налогообложения При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); величина применяемого тарифа (гр.6)
показатель
(алгоритм расчета)
сумма, руб. показатель
(алгоритм расчета)
сумма, руб.1
вариант 1 вариант 2 вариант 3
1
2
3
4
5
6
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС) (сумма НДС - 18 430)
92 150
1. Стоимость сырья, материалов (без НДС)
92 150
92 150
92 150
2. -
-
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям2
18 430
18 430
18 430
3. Амортизационные отчисления
46 075
3. Амортизационные отчисления
46 075
46 075
46 075
4. Арендные платежи (без НДС)
(сумма НДС - 7 372)
36 860
4. Арендные платежи (с учетом НДС)
44 232
44 232
44 232
5. Расходы на оплату труда
460 750
5. Расходы на оплату труда
460 750
460 750
460 750
6. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН)
(стр.5 х 34 %)
156 655
6. Страховые взносы в ФСЗН
(стр.5 х 34 %)
156 655
156 655
156 655
7. Экологический налог3
-
7. Экологический налог3
-
-
-
8. Земельный налог
27 645
8. Земельный налог
27 645
27 645
27 645
9. Налог на недвижимость
46 075
9. Налог на недвижимость4
-
-
-
10. Прочие расходы (без НДС)
(сумма НДС - 11 058)
55 290
10. Прочие расходы (с учетом НДС)
66 348
66 348
66 348
11. Полная себестоимость услуги
(сумма строк с 1 по 10)
921 500
11. Полная себестоимость услуги
(сумма строк с 1 по 10)
912 285
912 285
912 285
12. Рентабельность
20 %
12. Рентабельность
(100 % х стр.13 / стр.11)
16,57 %
20 % (стр.12 гр.2)
38,18 %
13. Прибыль
(стр.11 х стр.12),
в том числе:
184 300
13. Прибыль, в том числе:
151 126 (стр.15)
182 457
(стр.11 х стр.12)
348 327
(стр.16 - стр.11)
14. Налог на прибыль
(стр.13 х 18 %)
33 174
15. -
-
-
-
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(стр.13 - стр.14)
151 126
15. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.13)
151 126
(стр.15 гр.2)
182 457
348 327
16. Тариф без оборотных налогов
(стр.11 + стр.13)
1 105 800
16. Тариф без налога при УСН
(стр.11 + стр.13)
1 063 411
1 094 742
1 260 612 (стр.18 - стр.17)
17. -
-
17. Налог при УСН
(стр.16 х 5 % / (100 % -
- 5 %))
55 969
57 618
66 348
(стр.18 х 5 %)
18. Тариф без НДС (стр.16)
1 105 800
18. Тариф с налогом при УСН
(стр.16 + стр.17)
1 119 380
1 152 360
1 326 960 (стр.20)
19. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации
(стр.18 х 20 %),
в том числе:
221 160
19. -
-
-
-
19.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов)
(18 430 + 7 372 + 11 058)
36 860
19.1. -
-
-
-
19.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет
(стр.19 - стр.19.1)
184 300
19.2. -
-
-
-
20. Тариф с учетом НДС
(стр.18 + стр.19)
1 326 960
20. Тариф с налогом при УСН (стр.18)
1 119 380
1 152 360
1 326 960
(стр.20 гр.2)

 

1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.

2 Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости (п.7 ст.106 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

3 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).

4 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).

 

Проанализируем указанные в таблице данные.

Сравнение показывает, что общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на пятипроцентный налог при УСН, равна 263 549 руб. (46 075 + 33 174 + 184 300). Доля этих налогов в выручке составляет 19,86 % (100 % х 263 549 / 1 326 960), то есть почти в четыре раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для организаций, занимающихся выполнением работ, оказанием услуг, переход на упрощенную систему без уплаты НДС в большинстве случаев весьма выгоден.

В рамках УСН использование варианта 1 целесообразно в случае, когда ближайшей задачей организации является не увеличение прибыли, а расширение рынка сбыта оказываемых услуг, так как при таком варианте происходит заметное (на 15,64 %) снижение тарифа на оказываемую услугу (с 1 326 960 до 1 119 380 руб.). При этом, несмотря на некоторое снижение рентабельности (с 20 до 16,57 %), сохраняется та же сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации, что и при общем порядке налогообложения (151 126 руб. с единицы выполненной работы, оказанной услуги).

Формирование тарифа по варианту 2 оправдано, когда организация обязана соблюдать установленный законодательством предельный уровень рентабельности (например, по социально значимым услугам, а также некоторым (примечание) платным медицинским услугам). При использовании данного варианта прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 20,73 % (100 % х 182 457 / 151 126 - 100 %), несмотря на снижение тарифа на услугу (с 1 326 960 до 1 152 360 руб.). При этом показатель рентабельности сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения.

Если при переходе на УСН неизменным остается тариф на услугу (см. вариант 3), то прибыль, остающаяся в распоряжении организации, возрастает почти в 2,3 раза (со 151 126 до 348 327 руб.). Рентабельность при этом также увеличивается (до 38,18 %). Применение такого варианта составления калькуляции оправдано в случае, когда:

1) законодательство не ограничивает реализацию данных работ (услуг) предельным уровнем рентабельности;

2) на первое место организация ставит задачу извлечения максимальной прибыли.

 

Обратите внимание!

Сделанные выводы относятся только к рассмотренным числовым данным. При иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и так далее итоги сравнения калькуляций могут дать совершенно другие результаты.

 

Справочно

Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН (для организаций)».

 

Примечание. О случаях применения в отношении платных медицинских услуг предельного норматива рентабельности в размере 30 % см. подп.1.1 п.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги».

 

17.05.2016

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»