


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ
С 1 января 2016 г. в связи со вступлением в силу изменений и дополнений, внесенных в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) Законом Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З, несколько изменился порядок применения упрощенной системы налогообложения (далее - упрощенная система, УСН). Чтобы оценить в новых условиях целесообразность перехода на упрощенную систему, а также то, насколько выгодным может оказаться такой переход, рекомендуем с использованием конкретных числовых данных организации выполнить сравнение:
• суммы налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения, которые организация перестанет платить при переходе на упрощенную систему, с суммой налогов, которые организация начнет платить в связи с таким переходом;
• иных важных показателей, таких как отпускная цена на производимую продукцию, величина рентабельности, сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации с каждой единицы продукции, до и после планируемого перехода на УСН.
Для сравнения удобно использовать плановые калькуляции, которые содержат упомянутые показатели.
Поскольку при переходе на упрощенную систему меняется состав налогов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством, то, разумеется, изменится и содержание калькуляции, так как в ней должны присутствовать лишь те налоги, плательщиком которых субъект предпринимательской деятельности является.
Ниже в таблице выполнено сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией промышленности, занимающейся производством продукции, у которой структура затрат такова, что доля расходов на сырье и материалы составляет в полной себестоимости выпускаемой продукции 50 %, а доля расходов, связанных с оплатой труда, - 33,5 %.
Варианты калькуляций, составляемых при упрощенной системе, рассмотрим для случаев, когда неизменной по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (вариант 1);
2) рентабельность (вариант 2);
3) отпускная цена на выпускаемую продукцию (вариант 3).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и в рамках упрощенной системы организацией - плательщиком налога на добавленную стоимость, производящей продукцию | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменной (по сравнению с общим порядком налогообложения): прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов (гр.4); рентабельность (гр.5); отпускная цена (гр.6) | ||||
наименование показателя (алгоритм расчета) |
сумма, руб. | наименование показателя (алгоритм расчета) |
сумма, руб.1 | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
3 686 000 |
1. Стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов (без НДС) |
3 686 000 |
3 686 000 |
3 686 000 |
2. Расходы на оплату труда |
1 843 000 |
2. Расходы на оплату труда |
1 843 000 |
1 843 000 |
1 843 000 |
3. Страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - ФСЗН) (стр.2 х 34 %) |
626 620 |
3. Страховые взносы в ФСЗН (стр.2 х 34 %) |
626 620 |
626 620 |
626 620 |
4. Экологический налог2 |
- |
4. Экологический налог2 |
- |
- |
- |
5. Земельный налог |
73 720 |
5. Земельный налог |
73 720 |
73 720 |
73 720 |
6. Налог на недвижимость |
221 160 |
6. Налог на недвижимость3 |
- |
- |
- |
7. Прочие расходы (без НДС) |
921 500 |
7. Прочие расходы (без НДС) |
921 500 |
921 500 |
921 500 |
8. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 7) |
7 372 000 |
8. Полная себестоимость единицы продукции (сумма строк с 1 по 7) |
7 150 840 |
7 150 840 |
7 150 840 |
9. Рентабельность |
25 % |
9. Рентабельность (100 % х стр.10 / стр.8) |
21,13 % |
25 % (стр.9 гр.2) |
25 % |
10. Прибыль (стр.8 х стр.9), в том числе: |
1 843 000 |
10. Прибыль, в том числе: |
1 511 260 (стр.12) |
1 787 710 (стр.8 х стр.9) |
1 787 710 (стр.13 - стр.8) |
11. Налог на прибыль (стр.10 х 18 %) |
331 740 |
11. - |
- |
- |
- |
12. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.10 - стр.11) |
1 511 260 |
12. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (стр.10) |
1 511 260 (стр.12 гр.2) |
1 787 710 |
1 806 334 |
13. Цена без оборотных налогов (стр.8 + стр.10) |
9 215 000 |
13. Цена без налога при УСН (стр.8 + стр.10) |
8 662 100 |
8 938 550 |
8 938 550 (стр.15 - стр.14) |
14. - |
- |
14. Налог при УСН (стр.13 х 3 % / (100 % - - 3 %)) |
267 900 |
276 450 |
276 450 (стр.15 х 3 %) |
15. Отпускная цена без НДС (стр.13) |
9 215 000 |
15. Отпускная цена без НДС (стр.13 + стр.14) |
8 930 000 |
9 215 000 |
9 215 000 (стр.17 - стр.16) |
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х 20 %), в том числе: |
1 843 000 |
16. Налог на добавленную стоимость, начисляемый при реализации (стр.15 х 20 %), в том числе: |
1 786 000 |
1 843 000 |
1 843 000 (стр.17 х 20 % / / 120 %) |
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((3 686 000 + 921 500) х х 20 %) |
921 500 |
16.1. Налог на добавленную стоимость, принимаемый к вычету (уплаченный при приобретении активов) ((3 686 000 + 921 500) х х 20 %) |
921 500 |
921 500 |
921 500 |
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 - стр.16.1) |
921 500 |
16.2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (стр.16 - стр.16.1) |
864 500 |
921 500 |
921 500 |
17. Отпускная цена с учетом НДС (стр.15 + стр.16) |
11 058 000 |
17. Отпускная цена с учетом НДС (стр.15 + стр.16) |
10 716 000 |
11 058 000 |
11 058 000 (стр.17 гр.2) |
18. Сумма налогов, вместо которых при упрощенной системе уплачиваются трехпроцентный налог при УСН и НДС, подлежащий уплате в бюджет (сумма строк 4, 6, 11, 16.2) |
1 474 100 |
18. Сумма трехпроцентного налога при УСН и НДС, подлежащего уплате в бюджет (стр.14 + стр.16.2) |
1 132 400 |
1 197 950 |
1 197 950 |
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 / стр.17) |
13,33 % |
19. Доля налогов, просуммированных в стр.18, в выручке (100 % х стр.18 / стр.17) |
10,57 % |
10,83 % |
10,83 % |
1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
2 В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).
3 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости организации не превышает 1 000 м2 (абзац 1 части первой подп.3.13.1 п.3 ст.286 НК).
Проанализируем рассчитанные в таблице данные.
Итак, общая сумма налогов, включенных в цену выпускаемой продукции, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на трехпроцентный налог при УСН и НДС, равна 1 474 400 руб. (221 160 + 331 740 + 921 500). Доля этих налогов в выручке составляет 13,33 % (100 % х 1 474 400 / 11 058 000).
Чтобы выяснить, будет ли выгоден такой организации переход на УСН, нужно соотнести сумму исчисленных налогов и их долю в выручке с уплачиваемой при переходе на упрощенную систему суммой налога при УСН и НДС и долей этих налогов в выручке.
В таблице представлены три варианта формирования отпускной цены в рамках УСН.
Вариант 1 целесообразно использовать в случае, если важнейшей задачей организации определено расширение рынка сбыта выпускаемой продукции. При таком варианте обеспечивается некоторое (на 3,1 %) снижение отпускной цены реализуемой продукции (с 11 058 000 до 10 716 000 руб.). При этом, несмотря на заметное снижение рентабельности (с 25 до 21,13 %), размер прибыли, остающейся в распоряжении организации, сохраняется таким же, как и при общем порядке налогообложения (1 511 260 руб.). Строки 18 и 19 приведенной выше таблицы показывают, что налоговое бремя при переходе на УСН по варианту 1 заметно снижается (с 1 474 100 до 1 132 400 руб., или с 13,33 до 10,57 %), а значит, переход на УСН выгоден (особенно если учесть, что такой переход приведет к упрощению учета и сокращению отчетности).
Использование варианта 2 оправдано в том случае, когда организация обязана соблюдать установленные законодательством предельные уровни рентабельности (например, при выпуске и (или) реализации социально значимых товаров). При таком варианте перехода на УСН прибыль, остающаяся в распоряжении организации, в сравнении с общим порядком налогообложения возрастает на 18,29 % (100 % х 1 787 710 / 1 511 260 - 100 %). При этом размер рентабельности сохраняется неизменным (25 %). Налоговая нагрузка при таком варианте перехода на УСН (10,83 %) также заметно ниже налоговой нагрузки при общем порядке налогообложения (13,33 %), в связи с чем переход на УСН является для организации выгодным.
В случае если для перехода на УСН выбран вариант 3, при котором сохраняется неизменной отпускная цена реализуемой продукции, прибыль, остающаяся в распоряжении организации, достигает максимального значения (1 806 334 руб.), увеличившись по сравнению с общим порядком налогообложения на 19,53 % (100 % х 1 806 334 / 1 511 260 - 100 %). Рентабельность при этом сохраняется неизменной. Переход на такой вариант составления калькуляции в рамках УСН оправдан, если, например, продать продукцию по более высокой цене проблематично (из-за существующей конкуренции, установленных законодательством ценовых ограничений, по другим причинам). Налоговая нагрузка в сравнении с общим порядком налогообложения также снижается (с 13,33 до 10,83 %).
![]() |
Обратите внимание! Сделанные выводы относятся только к рассмотренной ситуации. При иных исходных данных (иной структуре затрат, величине рентабельности и т. д.) сравнение может привести к совершенно другим результатам и, следовательно, выводам о достоинствах того или иного варианта и вообще о целесообразности перехода на УСН. |
![]() |
Справочно Для самостоятельного проведения анализа предлагаем воспользоваться калькулятором «Оцените выгоду от применения УСН (для организаций)». |
17.05.2016
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»