


Материал помещен в архив
ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ - НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ РАБОТЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
Чтобы оценить, насколько целесообразен переход на упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) для индивидуальных предпринимателей - неплательщиков НДС, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, сравним калькуляции, составленные этими индивидуальными предпринимателями при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе. При этом условимся, что при общем порядке налогообложения индивидуальный предприниматель определяет базу, облагаемую подоходным налогом с физических лиц (далее - подоходный налог), путем уменьшения полученного дохода на профессиональный налоговый вычет в размере 10 % общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (часть вторая подп.1.1 п.1 ст.168 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
Рассмотрим три варианта составления калькуляции при упрощенной системе, когда неизменным по сравнению с общим порядком налогообложения сохраняется:
1) доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (вариант 1);
2) уровень рентабельности (вариант 2);
3) тариф на выполняемые работы, оказываемые услуги (вариант 3).
При этом расходы на сырье и материалы (с учетом «входного» НДС, отнесенного на увеличение покупной стоимости этих активов) составляют в полной себестоимости оказываемой услуги 60 %, а наемных работников у индивидуального предпринимателя нет (он оказывает услуги самостоятельно).
Сравнение плановых калькуляций, составляемых при общем порядке налогообложения и при упрощенной системе индивидуальным предпринимателем - неплательщиком налога на добавленную стоимость, выполняющим работы, оказывающим услуги без привлечения наемных работников | |||||
При общем порядке налогообложения | При УСН, когда сохраняется неизменным (по сравнению с общим порядком налогообложения): доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налога при УСН (гр.4); уровень рентабельности (гр.5); тариф на работу, услугу (гр.6) | ||||
показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб. | показатель (алгоритм расчета) | сумма, руб.1 | ||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стоимость сырья, материалов (в том числе «входной» НДС - 500 руб.)2 |
3 000 |
1. Стоимость сырья, материалов (в том числе «входной» НДС - 500 руб.)2 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
2. Амортизационные отчисления |
600 |
2. Амортизационные отчисления |
600 |
600 |
600 |
3. Арендные платежи (в том числе «входной» НДС - 160 руб.)2 |
960 |
3. Арендные платежи (в том числе «входной» НДС - 160 руб.)2 |
960 |
960 |
960 |
4. Экологический налог3 |
- |
4. Экологический налог3 |
- |
- |
- |
5. Земельный налог4 |
- |
5. Земельный налог4 |
- |
- |
- |
6. Налог на недвижимость |
200 |
6. Налог на недвижимость5 |
- |
- |
- |
7. Прочие расходы (в том числе «входной» НДС - 40 руб.)2 |
240 |
7. Прочие расходы (в том числе «входной» НДС - 40 руб.)2 |
240 |
240 |
240 |
8. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 7) |
5 000 |
8. Полная себестоимость работы, услуги (сумма строк с 1 по 7) |
4 800 |
4 800 |
4 800 |
9. Рентабельность6 |
1 000 % |
9. Рентабельность6 (100 % х х стр.10 / стр.8) |
876,67 % |
1 000 % (стр.9 гр.2) |
988,54 % |
10. Доход (стр.8 х стр.9) |
50 000 |
10. Доход |
42 080 (стр.12) |
48 000 (стр.8 х стр.9) |
47 450 (стр.13 - стр.8) |
11. Подоходный налог (стр.13 х (100 % - 10 %) х х 16 %)7 |
7 920 |
11. - |
- |
- |
- |
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10 - - стр.11) |
42 080 |
12. Доход, остающийся в распоряжении индивидуального предпринимателя (стр.10) |
42 080 (стр.12 гр.2) |
48 000 |
47 450 |
13. Тариф без оборотных налогов (стр.8 + стр.10) |
55 000 |
13. Тариф без уплаты налога при УСН (стр.8 + стр.10) |
46 880 |
52 800 |
52 250 (стр.15 - стр.14) |
14. - | 14. Налог при УСН (стр.13 х 5 % / / (100 % - 5 %)) |
2 467 |
2 779 |
2 750 (стр.15 х 5 %) | |
15. Отпускной тариф (стр.13) |
55 000 |
15. Тариф с уплатой налога при УСН (стр.13 + стр.14)8 |
49 347 |
55 579 |
55 000 (стр.15 гр.2) |
1 Если алгоритм расчета отличается от указанного в гр.3, то он приведен непосредственно в гр.4, 5 или 6.
2 На основании п.7 ст.106 НК индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, относят на увеличение их стоимости.
3 В рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя отсутствуют объекты налогообложения экологическим налогом (ст.205, подп.3.17 п.3 ст.286 НК).
4 У индивидуального предпринимателя нет в собственности (распоряжении) земельных участков.
5 В рассматриваемой ситуации общая площадь объектов недвижимости индивидуального предпринимателя не превышает 1 000 м2 (подп.3.13.3 п.3 ст.286 НК).
6 Большой размер рентабельности в данном случае объясняется тем, что у индивидуального предпринимателя, выполняющего работы, оказывающего услуги без привлечения наемных работников, в себестоимость не включается его собственная заработная плата, в сравнении с которой иные затраты, связанные с предпринимательской деятельностью, мизерны. Заработная плата такого индивидуального предпринимателя представляет собой доход, отраженный в стр.10 таблицы, с которого в бюджет удерживается подоходный налог (стр.11).
7 При исчислении подоходного налога применен профессиональный налоговый вычет в размере 10 % подлежащего обложению дохода. Ставка подоходного налога в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, установлена в размере 16 % (подп.4.1 п.4 ст.173 НК).
8 Цены приведены без округления.
Проанализируем отраженные в таблице показатели.
Общая сумма включенных в тариф налогов, уплачиваемых при общем порядке налогообложения и заменяемых при переходе на упрощенную систему на пятипроцентный налог при УСН, составляет 8 120 руб. (200 + 7 920), а доля этих налогов в выручке - 14,76 % (100 % х 8 120 / 55 000), то есть почти в три раза выше ставки налога при УСН (5 %). Поэтому для индивидуального предпринимателя при таких числовых данных переход на упрощенную систему будет весьма выгодным.
Оценим, какой из представленных вариантов составления калькуляции в рамках УСН более предпочтителен.
Вариант 1 рекомендуем использовать в случае, когда индивидуальный предприниматель с переходом на УСН заинтересован в расширении рынка сбыта своих работ (услуг), поскольку при таком варианте формирования тарифа происходит его заметное снижение (с 55 000 до 49 347 руб.) при сохранении величины дохода, остающегося в распоряжении после уплаты налогов (42 080 руб.). При этом уровень рентабельности также заметно снижается (с 1 000 до 876,67 %).
Применение варианта 2 целесообразно в ситуации, когда индивидуальный предприниматель нацелен на извлечение максимального дохода. В данном случае наблюдается незначительное (на 1,05 %) повышение тарифа на оказываемые услуги (с 55 000 до 55 579 руб.) и существенное (на 14,07 %) увеличение дохода, остающегося в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов (100 % х (48 000 - 42 080) / 42 080).
Если же индивидуальный предприниматель при переходе на упрощенную систему намерен сохранить прежний тариф (вариант 3), то это также приведет к заметному увеличению дохода, остающегося в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов (с 42 080 до 47 450 руб., или на 12,76 % (100 % х (47 450 - 42 080) / 42 080)).
![]() |
Обратите внимание! Все заключения относятся лишь к рассмотренной ситуации. При других исходных данных (при иной структуре затрат, величине применяемой рентабельности и т. д.) выводы, сделанные в результате сравнения калькуляций, могут оказаться совершенно иными. |
24.05.2016
Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»